Со дня рождения главного архитектора-урбаниста России XIX века Карла Росси 29 декабря исполнилось 250 лет. Он мыслил не зданиями, а ансамблями. Именно он разработал проект парадного «треугольника» в центре Петербурга, объединившего три площади. История гения, упрямства и вечного наследия, — в материале «Ямал-Медиа».
Приезд в Россию
Карло ди Джованни Росси прибыл в Петербург в 1786 году вместе с матерью, знаменитой балериной Гертрудой Аблехер и отчимом , танцовщиком Шарлем Ле Пиком, которые получили приглашение ко двору. Покровительство цесаревича Павла обеспечило семье место в Павловске, где 11-летний Карл начал учиться у придворного архитектора Винченцо Бренны, разглядевшего в подростке редкую одаренность. С 15 лет Росси работал на стройке Михайловского замка, постигая азы мастерства на одном из самых масштабных проектов эпохи.
Получив основы профессии, Росси в 1802 году отправился во Флорентийскую академию. Вернувшись в 1804 году с новыми идеями, он сразу представил амбициозный проект — перестройку набережной у Адмиралтейства. Но чиновники сочли замысел «легкомысленным». Вместо архитектурной практики его определили рисовальщиком на Императорский фарфоровый завод.
Росси проработал художником два года, и лишь в 1806-м, после настойчивых ходатайств, наконец получил звание архитектора. Однако его направили не в столицу, а в Москву. Первые спроектированные им постройки, включая деревянный театр, сгорели в пожаре 1812 года.
Императорский путевой дворец в Твери. Фото: Aleksandra Raspopina/Shutterstock/Fotodom
Показав высокий профессионализм в своем деле, Росси блестяще выполнил важный заказ — перестройку Тверского путевого дворца для сестры императора, Екатерины Павловны.
Эта работа стала для архитектора билетом обратно в Петербург: Екатерина Павловна написала брату, Александру I, восторженную рекомендацию, и в 1815 году 40-летний Росси вернулся в столицу уже в статусе придворного архитектора.
Власть над пространством
Возвращение архитектора в Петербург совпало с эпохой, когда империя, победившая Наполеона, искала новый монументальный язык. Главным творцом стиля стал Карл Росси, создававший не отдельные здания, а величественные ансамбли.
Елагин остров (1818–1822)
Архитектор получил заказ на перестройку летней резиденции для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Работая над проектом, Росси показал, что может контролировать все: от генерального плана острова до узора на паркете и акустики в дворцовых покоях императрицы.
Елагин дворец в Санкт-Петербурге. Фото: aapsky/Shutterstock/Fotodom
Карл Росси создал законченный мир в стиле ампир: дворец, павильоны, оранжереи, конюшни и пейзажный парк, открытый для публики. Смета в 1 587 632 рубля 40 копеек стала легендой — архитектор не только рассчитал все с небывалой точностью, но и не превысил расходов. Успех дал ему карт-бланш.
Михайловский дворец (1819–1825)
Строительство дворца для великого князя Михаила Павловича — это уже полноценное создание новой городской среды. Росси проложил новую улицу — Инженерную, спланировал обширную площадь (ныне площадь Искусств), выстроив все как единую композицию.
Михайловский дворец, Русский музей. Площадь Искусств, Санкт-Петербург. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom
Здание, где сейчас находится Русский музей, стало эталоном имперского классицизма — строгим, величественным, безупречно пропорциональным.
Дворцовая площадь и Главный штаб (1819–1829)
Перед Росси поставили задачу «привести в правильность» главную площадь, не затмив Зимний дворец. Архитектор принял грандиозное и изящное решение: дугообразное здание Главного штаба и Триумфальная арка с колесницей Славы образовали с дворцом идеальный ансамбль.
Это был не только архитекторский, но и инженерный подвиг: грандиозную скульптурную группу поставили на арку, уменьшив расчетный вес в пять раз. Директор чугунолитейного завода Матвей Кларк предложил создать из чугуна только каркас и обшить его легкими листами меди, что и позволило воплотить замысел в жизнь.
Здание Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Фото: Ultraskrip/Shutterstock/Fotodom
Помимо создания знаменитых архитектурных ансамблей Росси принимал участие в реконструкции Аничкова дворца (1816) и проектировании павильонов и библиотеки в Павловском дворце (1815–1822). Кроме того, именно он стал автором оформления знаменитой Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце (1826) — мемориала в честь победы над Наполеоном.
Державное строительство
1820—1830-е годы стали временем абсолютного владычества Карла Росси над городским ландшафтом.
Александринский театр (1828–1832)
В 1827 году Росси получил высочайший заказ на строительство нового театра на Александринской площади, где стояло старое деревянное здание, уже не вмещавшее зрителей. Вместо простой замены строения архитектор предложил радикально перепланировать весь квартал от Невского проспекта до Фонтанки. Так родился уникальный ансамбль, включающий Александринский театр, корпус Публичной библиотеки и две симметричные улицы.
Александринский театр в Санкт-Петербурге. Фото: Maxim Mitsun/Shutterstock/Fotodom
Работая над театром, архитектор впервые в России сделал общественное здание центром целого городского района. Вместе с инженером Матвеем Кларком он разработал новаторские металлические конструкции перекрытий для огромного зрительного зала. Когда комиссия усомнилась в их надежности и приостановила строительство, Росси в сердцах заявил, что в случае обрушения пусть его там же и повесят.
«В заключение донесу Вашему сиятельству, что в случае, когда бы в помянутом здании от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь нещастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра», — писал Карл Росси в письме министру Императорского двора князю Петру Волконскому.
После успешных испытаний модели строительство продолжилось. Росси продумал в театре все до мелочей — от цвета обивки кресел и узоров ограды до системы коридоров и десяти лестниц, позволявших 1700 зрителям быстро покидать здание после спектакля.
Улица Зодчего Росси и Александринский театр в Санкт-Петербурге. Фото: Mistervlad/Shutterstock/Fotodom
Позади театра архитектор создал свою самую совершенную урбанистическую формулу — Театральную улицу, которая сейчас называется улица Зодчего Росси. Ее пропорции стали эталоном классической гармонии: длина — 220 метров, ширина — 22 метра, высота корпусов — также 22 метра. Одинаковые фасады-близнецы, выдержанные в едином мощном ритме колонн, создают впечатление абсолютной архитектурной целостности.
Здания Сената и Синода (1829–1834)
Параллельно, с 1829 года, Росси работал над другим грандиозным проектом — зданиями для Сената и Синода. Император Николай I хотел видеть сооружения, не уступающие по размаху Главному штабу. Архитектор блестяще решил сложную задачу на узком участке у Адмиралтейства, объединив два отдельных здания гигантской аркой, перекинутой над Галерной улицей. Этот монументальный пролет стал мощным символом единства государственной власти.
Здание Сената и Синода (ныне штаб-квартира Конституционного суда России) на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Фото: Labunskiy Konstantin/Shutterstock/Fotodom
Работу архитектора омрачил конфликт с Николаем I, который, будучи инженером по образованию, считал себя экспертом и настаивал на своих правках. Упрямый и принципиальный Росси, не терпевший вмешательства в свои замыслы, вступал в споры. В итоге ансамбль был завершен, но автор не получил за него наград.
Отставка, забвение и посмертная слава
В 1832 году из-за ухудшения здоровья, конфликтов при дворе, а также оттого, что казна более не могла финансировать его грандиозные замыслы, Карл Росси подал прошение об отставке. Последние годы он провел в забвении, болезнях и нужде, государственная пенсия была небольшой. Знаменитая ложа в Александринском театре, пожалованная ему в пользование, стала не привилегией, а средством выживания — архитектор сдавал ее внаем.
Последними работами России стали строительство колокольни Юрьева монастыря под Новгородом (1838-1841) и Ново-Никольского моста через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге (1841). В конце 1840-х годов архитектор участвовал в реконструкции больницы имени Великой княжны Александры Николаевны и разрабатывал проект перестройки Таврического дворца.
Портрет архитектора Карла Ивановича Росси кисти Бенуа Шарля Митуара. Картина создана до 1812 года, находится в Русском музее. Фото: rusmuseumvrm.ru
Карл Иванович Росси получил официальное российское подданство лишь незадолго до смерти — в 1848 году. Архитектор скончался 18 апреля 1849 года от холеры и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище для небогатых людей. Похороны прошли за казенный счет.
Архитектор был дважды женат и воспитывал десятерых детей. Согласно последнему прошению зодчего, его семья была взята на попечение государством. Только в 1940 году прах Росси с почестями перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Главный памятник Росси — это сам Петербург. Сегодня, глядя на панораму Дворцовой площади, проходя по площади Искусств к Русскому музею, восхищаясь фасадом Александринского театра, можно увидеть единый, цельный город. Карл Росси навсегда оставив свой почерк в камне имперской столицы.
Ранее «Ямал-Медиа» рассказывал про жизнь и творчество Микеланджело. Со дня рождения гения итальянского Возрождения в марте 2025 года исполнилось 550 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».