«ЗАВТРА». Зоран Петрович (разрешите так, по-русски, через имя-отчество, к вам обращаться), в основном тема нашей беседы — это отношения между Россией и Сербией: как исторические, так и современные. Но для начала – прошу вас сказать несколько слов о себе.
Зоран МРДЖЕНОВИЧ. Я родился и вырос в Париже, в семье сербов, которые после Второй мировой войны переехали во Францию, не приняв власть коммунистов и Тито. Мой дед Душан Мрдженович в 1941 году был убит усташами прямо в православной церкви. Сам я достаточно долго трудился во французском, европейском и мировом шоу-бизнесе, преимущественно кинематографическом: был и телохранителем «звёзд», и актёром, и продюсером. В 1999 году, когда начались военные действия НАТО против Югославии, принял решение полностью разделить судьбу своего народа и отправился в Белград. Конечно, всё, что пришлось перенести тогда: «гуманитарные» бомбардировки, массовые разрушения, страдания и гибель множества людей, — очень многое внутри меня перевернуло, многие вещи заставило переосмыслить, можно сказать — дало начало другой жизни. Но теперь, пройдя через всё это, я уверен прежде всего в том, что если Бог закрывает перед нами одни двери — значит, открываются другие, нужно только сохранять силу духа, не потерять свою «вертикаль», чтобы вытерпеть все невзгоды и лишения, не предавать и не продавать лучшее в себе, как бы мучителен и труден ни был такой выбор.
«ЗАВТРА». Нынешние отношения между Россией и Сербией сложно назвать безоблачными. После начала Специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины на Западе (особенно в «единой Европе»), кажется, вообще решили попытаться не просто нанести нашей стране «стратегическое поражение» и полностью стереть её не только с политической карты мира, а вообще вычеркнуть из мировой истории и культуры. Так ли это? Как сейчас в Сербии и в Европе воспринимается Россия и проведение ею СВО?
Зоран Мрдженович. Отвечая на этот вопрос, необходимо, прежде всего, разделять отношение властей и отношение общества, народа. Особенно в Сербии. Дело здесь не только в давних прочных связях русских и сербов, но и в сходстве истории наших народов, которое порой выглядит чем-то сверхъестественным. По большому счёту, то, что случалось с Сербией, случалось и с Россией. И наоборот. Видимо, у сербов и русских — одна генетика: и духовная, и кровная. Параллели здесь можно вести от событий средневековой истории, таких как Куликовская битва 8 сентября 1380 года и битва на Косовом поле 15 июня 1389 года, в которой принимали участие и мои предки из рода Любибратичей, до отношений русских с украинцами и сербов с хорватами. Даже названия «Сербская Краина» и «Украина» многое говорят о судьбе этих земель. Да, то, что сейчас в ходе СВО с обеих сторон гибнут, по сути, русские люди, часть из которых решила обозначить себя как украинцев, а владетели мира предоставили им условия для такого разделения и противостояния, — это, безусловно, трагедия и катастрофа. Но эта трагедия даёт и надежду на то, что кошмару современного глобализма, уничтожающего в человеке все высшие и добрые начала, отрицающего семью и детство, все традиционные ценности, — в результате придёт конец. Так что по личному опыту общения могу сказать, что примерно 80% сербов поддерживают Россию и хотят её победы. Но позиция властей — отдельный вопрос. Потому что они испытывают колоссальное и непрерывное давление со стороны Запада, купленных им средств массовой информации и так называемого «гражданского общества». Находиться в этих условиях в руководстве Сербии или её православной церкви и при этом пытаться отстоять нашу национальную и государственную идентичность — это как прогулка по минному полю под прицелом дронов.
«ЗАВТРА». Да, все мы помним боль Югославии, которую руками НАТО, Евросоюза и местных «элит» постепенно разрывали на куски, превратив сербов в народ-изгнанник на собственной родине, в народ, разделённый новыми государственными границами, включая границу Косово и Метохии, помним судьбы тех, кто пытался отстоять, защитить интересы сербского народа и сербского государства, — многие из них были разными способами лишены власти, осуждены как «военные преступники» или попросту убиты. Насколько мне известно, преследовались и те добровольцы, которые из России отправились тогда помогать сербам. Помним и «разворот над Атлантикой» Евгения Примакова, ставший ключевым моментом для сближения России с Китаем, создания ШОС и концепции «многополярного мира». Но, действительно, то, что пережила Сербия, сегодня приходится переживать и России — не «один в один», конечно, а по-своему. Но как вы расцениваете информацию от нашей Службы внешней разведки о поставках оружия сербского производства Украине, ситуацию вокруг дочерней корпорации «Газпрома» «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), на которую наложены санкции США, если официальный Белград не изымет её из российской собственности?
Зоран Мрдженович. Напомню вам, что современная Сербия в торговом, а также в экономическом отношении почти полностью зависит от Евросоюза. Тем не менее она остаётся единственной в Европе страной, которая не присоединилась к режиму антироссийских санкций. Поэтому прямых поставок сербского оружия Украине, насколько мне известно, не происходит, а вот существования каких-то схем по его перепродаже исключать, конечно, нельзя. Что касается NIS, то в наш национальный бюджет на 2026 год уже заложено почти полтора миллиарда долларов, если республика будет вынуждена взять контроль над этой компанией, обеспечивающей почти 80% национальной потребности Сербии в нефти и нефтепродуктах. Но без согласия России этого в любом случае не должно произойти, и я не сомневаюсь, что выход из ситуации будет найден. И в этой связи не вижу смысла обращаться к каким-то особенностям внешней политики России времён Горбачёва и Ельцина. Могу только напомнить слова известной молитвы, которые звучат примерно так: «Господи, дай мне силы изменить то, что я не могу принять, дай смирение принять то, что я не могу изменить, и дай мудрость отличать одно от другого». Вот такой мудрости я хочу пожелать не только русским и сербам, но и всем народам мира. Ведь, на мой взгляд, неверно считать, что люди в Европе сейчас хотят войны с Россией, тем более — войны за Украину. Нет, очень многие любили и продолжают любить вашу страну, и даже из тех, кто Россию не любит, подавляющее большинство понимает, что такая война не имеет смысла. В той же Франции о войне говорят только Макрон и его команда.
«ЗАВТРА». Команда глобалистов?
Зоран Мрдженович. Нет, истинные глобалисты, они же сатанисты, нам почти не видны, поскольку они стремятся как можно реже показываться людям на глаза, и вообще, по словам Бодлера, «величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить всех, будто его не существует». А нынешние так называемые лидеры единой Европы, как правило, представляют собой нанятый глобалистами обслуживающий персонал, не более того.
«ЗАВТРА». Зоран Петрович, вы уже упоминали об историческом родстве русского и сербского народов — как этническом, славянском, так и духовном: христианском, православном. Эти два древа произрастают из одного корня — Византии…
Зоран МРДЖЕНОВИЧ. Для меня речь о Византии — это уже подмена понятий, которую с момента падения Константинополя продвигают так называемые учёные католического, а затем и протестантского Запада. В реальности никакой Византии не было — более тысячи лет существовала Восточная Римская империя, которая стала православным государством при императоре Константине Великом — кстати, уроженцем города Ниша…
«ЗАВТРА». Спасибо за уточнение. Произрастают из одного корня — Восточной Римской империи, «Второго Рима». И я знаю, что одним из ваших творческих планов является масштабный кинопроект, в центре которого — две великие битвы России и Сербии, во многом определившие их историческую судьбу — Куликовская и Косовская. Действительно, во времени эти битвы разделяет меньше девяти лет, так что одни и те же люди вполне могли оказаться их участниками. Как продвигается реализация этого проекта?
Зоран МРДЖЕНОВИЧ. Мы к 2022 году вышли уже на согласование в рамках Союзного Государства России и Белоруссии с широким международным участием. Но, конечно, начало Специальной военной операции те наши планы сделало невозможными. По множеству причин. Ведь предполагалось создание серьёзного продукта, который предназначался не для локальной, а для мировой аудитории.
«ЗАВТРА». В отличие, например, от Королевского общества витязей, создателем и одним из руководителей которого вы являетесь уже более четверти века?
Зоран МРДЖЕНОВИЧ. Это вообще история, которая начиналась как камерная. Когда я переехал из Франции в Сербию, то был там достаточно популярен. И великая княгиня Линда Карагеоргиевич попросила меня заняться воспитанием своих детей, Михаила и Георгия, поскольку её муж, принц Томислав, скончался в 2000 году. В ответ я предложил ей создание среды, в которой дети и молодёжь могли бы взрослеть согласно нашим, сербским, традициям. Моё предложение было принято, и сейчас наши мероприятия — такие, как паломнические поездки по Святой Земле, России, Сербии, на Новый Афон, крещенские заплывы у Белградской крепости на слиянии Дуная с Савой, и другие, — собирают сотни участников, в самом Королевском обществе витязей состоит уже около трёх тысяч человек, а посетителей бывает и свыше ста тысяч. Мы предлагаем использовать наш опыт и в России. Сербия и Россия должны быть и будут всегда вместе!
«ЗАВТРА». Зоран Петрович, благодарим вас за эту беседу.
Зоран МРДЖЕНОВИЧ. И вам спасибо. А всем читателям газеты «Завтра» — мудрости и побед. Прежде всего — над собой, над своими слабостями и грехами.
Беседовал Владимир Винников