Народному артисту России Юрию Куклачеву в 2026-м исполнится 77 лет. Два года назад он едва не умер. Но журналиста KP.RU встречал, делая упражнения на лестнице своего дома в поселке Троице-Лыково. Это напротив культового места отдыха москвичей - Серебряного бора.
Что и почему его спасло и спасает в хмуром московском лесу и на выжженных солнцем улицах Иерусалима, мы обсудили в канун Рождества.
ПЯТЫЙ СТЕНТ
После того рокового апрельского представления в Театре кошек Куклачев должен был лететь в Иерусалим — за священным огнем. Полетел бы — скончался в самолете. А так — почти умер на арене, от обширного инфаркта.
- Вас спасли чудом?
- То, что делал во время операции Роман Почивалин — это что-то невероятное.
- А вы не под наркозом?
- Нет. Во время операции я с врачом разговаривал. Наркоз мне поздно было давать - меня привезли в таком состоянии... Он через дырочку заходил, через вену — а с такими бляшками надо бы вскрывать грудную клетку ...
- Он шел не по протоколу?
- Роман Александрович мне потом говорил: все мне твердили, что надо было делать по протоколу. Но он объяснил — если по протоколу, то я бы не выжил. И врач решил рискнуть: что так умрет, что так не выживет, если что. Он поставил сразу два стента — у меня боли прошли. Но врач видит по приборам - организм то вниз идет.
- И он вам все это в деталях рассказал?
- Рассказал, но после. Я понимаю, он говорит, что до утра не выживет Куклачев - и тогда я ставлю еще два стента, и все равно все идет вниз. Кардиологический шок. Начинается тромбообразование. Врач с этим боролся часа полтора-два. Сатурация упала до 50. А должно быть 95. А 45 — уже не живой человек. Он мне говорит: Юрий Дмитриевич, сатурация упала, ну, помогите, дышите ртом!
- Задышали?
- Я то занимался с Бутейко дыханием, какое там «дышите ртом». Если в кислородной маске я бы начал дышать ртом глубоко — сразу на тот свет. И я включаю свою систему дыхания. Начинаю мелко, дробно работать низом диафрагмы — и поднял сатурацию. Это меня из могилы вытащило.
- Ну, так-то вас врач вытащил.
- Конечно, и зеркальные нейроны. Они дали мне возможность создать внутри себя эффект радости. Я мысленно ушел в детство, когда мне было три годика, брал свое больное сердечко и вставлял себе, ребенку, и бегал по улицам, по лужам, рыбки видел. Целый час «проходил» там, в своем детстве.
- А операция при том продолжается?
- Да, и у врача вдруг все стало получаться. А что произошло - я подключил состояние детской радости.
- А ваш врач?
- Врач мой не хотел, чтобы его любимый клоун умер на операционном столе. Он на второй день ко мне пришел, и говорит: готовься к тому, что у тебя, может, скоро сердечко-то заболит, но ничего страшного — мы потом переделаем. Главное, ты жив. И потом он мне звонил и спрашивал — болит? Нет. А через три месяца говорит: раз не болит, значит, поставил я плотно этот пятый стент. Лет 10 гарантирую.
- Какие запреты наложил?
- Тяжести поднимать нельзя.
КОШКИ-ЛЕКАРИ
Но Куклачев в своем Театре кошек работает с очень подвижными «тяжестями» — как быть с этим?
- Кошки-то ваше потяжелее двух килограммов будут?
- Я их не поднимал - они сами на руки запрыгивали. Мы делали так — ассистент поднимает кошку, а я ее ставлю. Ну, сейчас то я уже могу поднимать, потому что знаю, как именно. С кошками — это буквально секунды, на раз-два. Я же не держу их долго. Раз-два - и пошло-поехало. Она сама бегает, работает, между ног ходит, на лошадках катается. Ее не надо поднимать, она сама тележку тащит.
- Кошка для вас— не тяжесть?
- Нет. Сейчас работаю с кошками свободно.
- Когда вас увезли на скорой — они почувствовали?
- Несколько кошек отказались есть. И работать отказались. Я же первое отделение отработал — и меня увезли. Я сыну Диме успел сказать: с моими кошками работай. Так они все отказались! Ни одна моя не вышла. Они как почувствовали — папе плохо.
- А когда вы вернулись?
- Когда я приехал — вы бы видели! Они кушали — я зашел. А для кошки главное — это покушать. И вдруг они увидели меня, все бросили - и прямо все кинулись на меня. Я сел на стул — они меня обнимать! Вот так вот прижались. Это же надо — как они чувствуют! Они страдали, переживали — папы нет. Они как экстрасенсы. Среди всех животных в мире кошка единственная ощущает человека на энергетическом уровне.
- На больное место, на грудь — вам ложились?
- Я сейчас об этом пишу.
- То есть, в район сердца кошки ложились?
- Да все время.
- И ваша первая звезда — кошка Стрелка?
- Так это же 50 лет назад было. Тогда у меня сердце здоровое было, крепкое, как у слоника. Стрелка только на горло ложилась — я тогда очень горлом болел, все время простужался. А сейчас уже лет 10 как простужаться перестал.
- И что про кошек пишете?
- Как воспитывать домашних васек и мурок. Все меня спрашивают, и я говорю: дома кошка может быть таким гениальным артистом, исполнять такие трюки, что в жизни не догадаешься. Что она может делать!
- Круче, чем у вас в театре?
- Мальчик из Белоруссии прислал мне видео со своим котом — ума не приложу, как он это все делает! Но у меня сложная система. Это же не просто трюки. Главное - приучить кошку к яркому свету. К аплодисментам. К детскому крику и смеху. Они очень чувствуют энергетическое движение зала. Мы даже двери закрываем — чтобы держалась эта энергетика. Кошку можно научить трюкам, но зрители пришли, и она боится и ничего не делает. В этом сложность.
ХОДЬБА ВМЕСТО ТРУСЦЫ
Всю ночь после операции Куклачев читал молитвы. Мысленно бродил по улицам Иерусалима. А вскоре сам встал и пошел.
- Вы в больнице долго были?
- Больше месяца.
- Надо было ходить?
- Надо — но как? Врачи говорят — надо дышать диафрагмой. Не переутомляться. Гулять можно - перегружаться нельзя. Поднимать больше двух кило — нельзя. Бегать — нельзя.
- Сколько прошли в первый день?
- 15 метров. Сердцу нельзя давать перенапряжения. И вот я сделал 15 шагов, аппаратик показывает — пульс с 70 до 90 поднялся. И я с разу сел. Потом 20 метров прошел. Через месяц ходил километр. По лесу. Со скамеечкой. Видел, что пульс пошел вверх — сразу садился. Потом по 2-3 км ходил. И шов потом, вместо того, чтобы быть во все сердце, оказался маленьким таким... Когда проверяли, сказали, что у меня как будто не обширный инфаркт был, а микро-инфаркт. Спросили, что вы принимаете? А я вышел из больницы и восстанавливался по своей системе. И первое — ходить нужно как можно больше, но не перегружаясь.
- А зарядка?
- Встаю в 7.30 - и два часа зарядку. Если не сделаю — весь день хожу больной. Когда мне было 65 лет — была у меня опухоль в кишечнике. Кобзон привез к своему врачу, Михаил Ивановичу Давыдову. Тот мне 35 сантиметров отрезал, сшил — и все, иди гуляй. И я через 20 дней уже выступал. Детям не объяснишь, что Дядя Юра заболел. Они плакать начинают.
- Тот шов тоже мешал работать с кошками?
- Я понимал, что здесь у меня шов и резко приседать нельзя. Ребята ассистенты все делали. И тоже кошек поднимать нельзя было. Но ничего, вот уже 12-й год - ни метастаз, ничего. И вот тогда я начал зарядку делать. Раньше бегал трусцой — сейчас только ходьба.
ПИТЬ И ЖИТЬ
Куклачев предлагает заварить чай из трав или цикорий.
- Питаетесь теперь правильно — по часам и калориям?
- Ну опухоль-то в кишечнике не просто так появилась. Я же родился поле войны. Кушать нечего было. В школу шел, мама найдет 15 копеек, иногда 10 — на, сынок. Чай 3 копейки, коржик 7 копеек. Вот мой обед. Дома сидели на картошке и капусте — рядом совхоз был. Яблоки мочили. Когда в деревню приезжал — с 3 до 7 лет, там соседи сметану давали, любили меня.
- Травы у вас ароматные...
- У меня есть друг-травник. Мне помогает исключительно. Он меня чувствует, а я — его. Лет 20 назад пошел я с другом уровень сахара в крови мерять. Мне говорят: Юрий Дмитриевич, у вас сахар 30, а норма от 3 до 5! Звоним травнику: Александр, помоги! Тот приносит мешок травы. Дает программу — как пить. И я как часы пью. Я очень пунктуальный. И за месяц сахар довел до 3. И лет 20 уже он держится на одном уровне.
- Травами от всего лечит?
- Я ему звоню — уровень мочевины высокий. Какие травы? Он — сельдерей покупай. Я перешел на отвар сельдерея. На нем супы и все прочее делал. Сейчас проверяюсь — уже много лет порядок.
- А что за история с кровяной колбасой — это же хорестирин?
- Ой вы что, кровяная колбаса - это же лечебное средство!
Гениальная вещь. Мне ее мой травник и посоветовал — белорусскую кровяную колбасу. Вышло так: у меня после операции упал гемоглобин. Мне таблетки предлагают. Травник - зачем гробить печень, почки? Иди, покупай белорусскую кровяную колбасу Только Батька ее правильно делает. Я сразу взял три кило. Нарезал небольшими кусочками. Ел каждый день. Поднял гемоглобин. Еще я делаю пюре из всего. Блендером. Вот сделал кефир с бананом.
- А травы продолжаете пить?
- Да. Пью матэ — много лет. И вам советую. Это аргентинская трава. Чистит почки. Я нашел аргентинца который с родины своей ее сюда привозит. Шикарная.
ДОБРОТА И ЗОНЫ
В своем доме Куклачев снимает «киноуроки» - и «Школу доброты» и «Как сохранить семью». Со своими уроками он прежде приходил в колонии — и получал отдачу.
- После операции больше не летаете по зонам?
- Я в общественный совет при ФСИН 15 лет входил. Ездил только по детским колониям. Мою «Школу доброты хорошо приняла Академия образования. Там был Никандров Николай Дмитриевич президентом. Он посмотрел — интересно, у тебя должен быть научный руководитель. И мне дают научным руководителем академика Фельдштейна. И тот мне сказал: апробацию можем получить только в колониях. Ты же не ученый.
Поддержала мою «Школы доброты» Валентина Ивановна Матвиенко Когда она была вице-премьером, она меня вызвала, посмотрела, и сказала, что все министерства поддержат. А Кобзон говорит: Юра, ты молоденький, вот ты по колониям и поездишь. Мне дают грант. И 10 колоний.
- По всей стране?
- Я посмотрел, где у меня гастроли - проехал вместе с гастролями и те колонии, что там рядом. И почувствовал, что такая помощь идет! А всего в стране колоний детских 44 — и я их все проехал ( сейчас то их намного меньше стало). И подключился к программе «Амнистия души».
- Амнистия — в прямом смысле?
- Зажечь ребят на создание каких-то произведений — кто-то рисует, кто-то то поет, кто-то играет. И победители творческих конкурсов — их выпускают досрочно. По УДО. Мы тогда пошли вместе с Кобзоном, и он говорит: вот эта украла миллион, ей дают 5 лет условно! А тут пацан 20 тысяч украл — и садится на 4 года, 14-летний ребенок. Он же все осознал, мы его уже подготовили своей программой. А если кто из вышедших вернется обратно - мы прикрываем это дело. И с нами тогда во ФСИНе согласились.
- Сейчас не ездите?
- Сейчас — нет.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Несмотря на то, что ему поставили кардиостимулятор (батарейка — на 10 лет), Куклачев продолжает летать и по стране, и на Землю обетованную.
- Через год после операции вы сказали, что вам дали пожить, чтобы исполнить свою миссию?
- Миссия простая. Я должен довести до конца свои киноуроки. Разговоры о главном. Я их придумал лет 30 тому назад. С детьми программа 36 уроков на 4 года. И когда на 100 браков 120 разводов — есть программа и против этого. У меня шесть внуков. Трое уже повзрослели — а детей заводить не собираются. И даже и не думают. Я с ними беседовать начал. Я им говорю: не надо завтра — так вы хотя бы мысленно запланируйте! Счастье великое — твой ребеночек.
- То есть ваша миссия — спасти мир, как минимум, в семье?
- Не знаю, это слишком высокие слова. Я иду просто. Я взял из Священного писания. В Израиле в синагоге женщин нет, они где-то там, наверху. А приходишь в семью — женщина самая главная. Она командует. В религии их нет — а в доме она командир. Я взял все и свел воедино. Объясняю — что такое прощение. И что, когда расписались, надо немножко измениться — и ей, и ему. Нельзя оставаться одинаковыми. Начинают срастаться сердца. Я даю упражнения, все объясняю. Те, кто это прослушал — все благодарны и просят еще. Или вот был я на совещании учителей.
- Что вдруг?
- Вдруг появилась позиция: профессия учителя - это обслуга. Меня это всколыхнуло. И вот я пишу повышение педагогического мастерства через мастерство актера. Объясняю учителю — как не выгорать. Как себя настроить. Пришла девочка из института — позанималась полгода, и это уже будет учитель высшего класса. Две профессии учителя и актера — они близкие. Я в подробностях это рассказываю. Ввожу им Щепкина, Станиславского, Чехова Щукина. Оттуда тренинг. Эти упражнения помогают проникнуть в самого себя.
ВМЕСТО ПРОГНОЗА
Здравствуй, Год Лошади!
- 2026-й будет годом мира или тревоги?
- Я не даю прогнозы. Я не гуру. Не Жириновский. Тот прогнозы прекрасно давал. Сначала я его принял настороженно. У него выпады были жесткие, резкие. Он играл. Но когда я слушал его лекции — можно было заслушаться. Кто еще так расскажет?
- Но что Юрий Куклачев думает о наступающем годе?
- Юрий Куклачев о наступающем годе думает одно. Что наконец-то у нас поймут, что уроки доброты — их надо в 2026-м году применять. Вот ко мне в новогодние дни придут 5-летние. Взрослые не знают как с ними разговаривать — а я знаю.
- Родители детей, которые приходят к вам, вернутся с СВО в новом году?
- Не знаю. Я не смотрю новости. Но да, есть такие дети у меня. У моей сестры есть дочь. Ее муж погиб на СВО. Мне пришлось постучаться в Думу — ей деньги не выплачивали.
Любая война заканчивается миром. Это животрепещуще для всего народа. Мы все переживаем. У всех напряжение есть. От этого все и идет. Я с надеждой живу только одной. Дальше, в 2026-м произойдут изменения. Вся моя профессия построена на том, чтобы радовать людей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Перенесший инфаркт Юрий Куклачев: «Каждый день делаю гимнастику и хожу по лесу»
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru