Найти в Дзене

Беседа на притчу о званых на вечерю

Сегодня мы слышали притчу, а все евангельские притчи, которые мы читаем за Божественной Литургией, это не сказания о том, что где-то когда-то с кем-то произошло, а это то, что непосредственно к нам относится, здесь и сейчас живущим. И мы сейчас в этом убедимся.
Надо сказать, что притча эта не сама по себе существует, она взята из контекста, будучи произнесена при определенных обстоятельствах, и должна нами восприниматься вместе с ними. Господь Иисус Христос был позван одним из начальников иудейских в субботу «вкусить хлеба», как говорит евангелист. Там он исцеляет больного и преподает несколько поучений, в том числе и позвавшему Его иудейскому начальнику. «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». (Лк.1

Сегодня мы слышали притчу, а все евангельские притчи, которые мы читаем за Божественной Литургией, это не сказания о том, что где-то когда-то с кем-то произошло, а это то, что непосредственно к нам относится, здесь и сейчас живущим. И мы сейчас в этом убедимся.
Надо сказать, что притча эта не сама по себе существует, она взята из контекста, будучи произнесена при определенных обстоятельствах, и должна нами восприниматься вместе с ними. Господь Иисус Христос был позван одним из начальников иудейских в субботу «вкусить хлеба», как говорит евангелист. Там он исцеляет больного и преподает несколько поучений, в том числе и позвавшему Его иудейскому начальнику. «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». (Лк.14:12-14)
Услышав это, один из возлежащих воскликнул: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» И вот этому человеку Иисус и отвечает притчей, о которой сегодня речь: «один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк.14:16-24)
Конечно, здесь содержится несколько тем для размышлений и несколько уровней смысла, перечислять даже не буду, а то нам не хватит суток. Поэтому обратим внимание только на один момент. Но, прежде всего, процитирую двух святых подвижников, чтобы на этом основании строить дальнейшие рассуждения. Первое: «Желание прибытка, чести и телесного успокоения борют человека до самой смерти его» - преподобный Исаия Отшельник, взято из Отечника святителя Игнатия (Брянчанинова). Второе: «И все отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трех: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия» – преподобный Авва Дорофей, поучение 1-е.
Какое отношение это имеет к нашей теме? В притче было три человека отказавшихся от приглашения: первый купил землю и ему надо ее осмотреть, второй купил пять пар волов и должен их испытать, третий женился и ни видеть, ни слышать никого не желает кроме своей ненаглядной.
Купивший землю, человек богатый, своей покупкой он желает еще более увеличить свое богатство, и ему надо осмотреть участок, чтобы рассчитать какую прибыль она может принести и какие действия для этого следует предпринять. Это для него намного важнее приглашения на ужин. В наше время соответствующим образчиком будет «бизнесмен», вне зависимости от величины его активов, который полностью поглощен процессом увеличения прибыли. У него нет выходных, его мозг работает только над этой темой, все остальное только досадная помеха.
Волов уподобим автомобилю представительского класса, престижное авто, не чета китайским «жестянкам», но с подвохом. На новую машину денег нет, а хочется произвести впечатление. Другими словами, Bentley с неведомым пробегом, может быть, она два раза экватор обогнула, а может быть и два десятка раз. Надо ее испытать и, если что-то не так, потребовать компенсации не отходя от кассы, а то потом ничего не докажешь. В толковой Библии Лопухина дано такое извинение купившему волов, … «он мог иметь в виду, что, тотчас же испытав их и найдя негодными для работы, он имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать».
У молодожена еще более веское основание для отказа, «потому что и сам закон освобождал молодожена от исполнения общественных обязанностей», по той же Библии Лопухина. «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор.24:5).
Причину всегда можно найти. Не случайно есть такая поговорка: «Желающий ищет способ, нежелающий ищет причину». Но обратим внимание на следующий факт: когда посланный господином раб зовет их, они «все, как бы сговорившись» отказываются. Что же, правда, сговорились? Но ведь у них у каждого своя причина для отказа. Но они единодушно отказываются КАК БЫ сговорившись. У них всех есть нечто общее. Да, у одного земля, у другого волы, у третьего жена, но есть нечто общее для всех троих, что их понуждает отказаться от приглашения своего господина.
Эта же притча есть и у евангелиста Матфея, но там царь делает брачный пир сыну своему, где царь – Бог Отец, а сын – Христос. Здесь «человек некий». Но отцы единодушны, в том, что этот человек тот же Христос, Господь наш, который зовет нас в Царство Божие, на Небесный пир, о котором речь была вначале перед нашей притчей.
Все трое отказываются, ссылаясь на свои насущные заботы, но все их заботы укладываются в названные выше три категории страстей, взятые у Исайи Отшельника и Аввы Дорофея. Так называемые «Три С» святоотеческой аскетики: «славолюбие, сребролюбие и сластолюбие». У одного преобладает одна, у другого другая, но каждая из этих страстей порождает множество дочерей, которые препятствуют подверженному их действию человеку принять зов Божий, он не может даже слышать ничего об этом. «Какая церковь, вы издеваетесь? У меня бельё три недели не стиранное, гости понаехали», и т.д.
Что тогда, что сейчас – действующие начала остаются те же самые – «Желание прибытка, чести и телесного успокоения». Сейчас, то общее, что объединяет всех занятых и не могущих выкроить время на Бога, выражается термином совсем не библейским – идеология потребления. Эта идеология насаждается сейчас очень агрессивно: «Купи, купи, ты достоин лучшего. Нет денег? Возьми кредит!» «Завтра будет лучше, чем сегодня, сегодня было лучше, чем вчера». Кем развивается? Теми, кто зарабатывает на людях подверженных действию трех главных страстей. Порочный круг - сначала рекламируют страсти, – вкуси, порадуй себя. Потом зарабатывают на продаже средств удовлетворения страстей.
Все без исключения поражены тремя страстями и подвержены искушению ими. Но у нас с вами, по крайней мере, есть средство освободиться от них. Во всяком случае, начать путь освобождения. Это наша вера, наша религия, которая дает нам эти средства. Дает нам учение, обоснование, объясняет, почему страсти зло, почему служение им это смерть души. Есть Таинства, с помощью которых мы можем очисть свою душу, укрепить волю, положить начало пути противодействия страстям понуждающим нас делать то, что умом мы признаем злом но делаем.
В этом отличие обычных грехов от страстей. Возьмем чревоугодие. Грех – захочу съем, не захочу не съем. Страсть – и хочу ем, и не хочу ем. Почему? Потому, что страсть насыщается не пищей, а процессом ее поглощения, но насытиться не может никогда.
Христос говорил иудеям: Придите ко Мне «и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Они возмущались – «мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда». На что Господь дал ответ, который и к нашей теме относится: «всякий, делающий грех, есть раб греха». (Ин.8.34) Он действует не по своей воле, а по страсти, а за каждой страстью стоит бес. Это не просто привычка дурная. Любую возьмите, ту, что каждый в себе видит. Ты, голубчик, или голубушка, обнялся с бесом, с ним вместе ходишь, и его волю творишь.
Поэтому мелочей в духовной жизни нет. Надо внимательно следить за своими желаниями. Задавать себе вопрос – почему я этого хочу? Действительно ли мне это необходимо? Или, почему я не хочу делать то, что должно? Авва Дорофей учит испытывать себя время от времени на каком участке пути я нахожусь будучи призван во Святой Град. Сделал шаг вперед и два назад, или вовсе вернулся обратно, как «пес на свою блевотину» (2Пет.3.22). В наших молитвословах в вечерних молитвах есть исповедание грехов повседневное. Это нам пример. Эту молитву можно просто прочитать и никак не задержаться на ней умом. А попробуйте применить это к себе: как я провел, как я провела, сегодняшний день? Послужил трем страстям, или хоть немного Богу? Нет? Вот повод для покаяния. Господь слышит нас не только тогда, когда мы на исповедь приходим, но всякий раз, когда мы обращаемся к Нему в молитве с целью покаяния.
Вот такое размышление на основании сегодняшнего евангельского чтения. Надеюсь, что оно пойдет на пользу всем нам.