Монеты которые связаны с Новым Годом и Рождеством — сегодня я расскажу вам о самых интересных из них! Нет, не про те «новогодние монеты» — сувенирные поделки банков двадцать первого века с Дедом Морозом, снежинками и снеговиками, которые имеют отдалённое отношение к серьезной нумизматике. А о настоящих древних свидетелях!
Звезда Вифлеема или комета Цезаря?
Девятнадцатый год до нашей эры. Октавиан Август, который уже не мальчик совсем, а полновластный император, чеканит серебряный денарий. На реверсе — восьмилучевая хвостатая звезда и надпись DIVVS IVLIVS. Божественный Юлий. Да, тот самый, который Гай Юлий Цезарь.
А дело вот в чём. Вернемся в июль сорок четвёртого года до нашей эры. Цезарь устранён заговорщиками. Рим бурлит. Молодой Октавиан, чтобы заявить о своих правах наследника, организует грандиозные игры Ludi Victoriae Caesaris в честь побед своего приемного отца и прародительницы рода — богини Венеры. Он продает имущество, влезает в долги, но устраивает шоу. И внезапно для всех - небеса подыгрывают ему.
Прямо во время игр, средь бела дня, над Римом вспыхивает ярчайшая комета. Она горит в небе семь дней. Народ в ужасе — обычно кометы предвещают беду. Но Октавиан совершает гениальный ход. Он объявляет: на самом деле это не угроза, это душа Цезаря возносится на Олимп! Он приказывает прикрепить золотую звезду ко лбу статуи Цезаря в храме. Посыл прост: Цезарь стал богом, а я, Октавиан, — сын бога (Divi Filius). Политический пиар античности сработал безотказно. Народ тогда был очень даже суеверный и Октавиан позже использовал это астрономическое явление на всю катушку.
А спустя четверть века, уже утвердившись на троне, Август решает увековечить этот момент триумфа в металле. В 19–18 годах до нашей эры императорские монетные дворы в Испании запускают массовый тираж денариев с той самой «кометой Цезаря» (Sidus Iulium). Серебро расходится по всей империи, оседая в кошельках легионеров и торговцев.
А через несколько десятилетий в далекой провинции Иудея рождается Христос. И волхвы идут за звездой. Какой звездой? Вифлеемской. Но что видели простые люди каждый день на монетах, которыми платили за хлеб и вино? Ту самую хвостатую звезду Августа.
Христианские исследователи веками связывали этот денарий с Рождеством. Для ранних христиан этот привычный языческий символ на деньгах внезапно обрёл новый смысл — стал визуальным подтверждением библейского пророчества о Звезде. Языческий культ императора и рождение христианства сплелись на маленьком куске серебра.
Это одна из самых знаковых монет античности. И да, её находят до сих пор. В старых кладах по всей Европе — от испанских виноградников до лесов Германии. Свидетель того, как одна звезда помогла создать Империю, а другая — новую эру.
Овен, смотрящий на Вифлиемскую Звезду
А теперь давайте перенесёмся в современность. Тысяча девятьсот девяносто первый год. Американский астроном Майкл Молнар покупает на аукционе невзрачную бронзовую монету. Антиохия, Сирия, начало нашей эры. Заплатил пятьдесят долларов. За эти деньги тогда можно было купить приличный ужин или заправить бак автомобиля. Однако Молнар купил разгадку двухтысячелетней тайны! Но пока об этом не знал.
Монета называется трихалк. Бронзовая мелочь. На ней надпись по-гречески: ΕΠΙ ΣΙΛΑΝΟΥ ΑΝΤΙΟΧΕΩΝ. Что гласит: «Чекан при Силане, Антиохийцев». Квинт Цецилий Метелл Критский Силан — римский наместник Сирии в тринадцатом–семнадцатом годах нашей эры. Как раз в то время, когда Иисус был подростком и помогал Иосифу в плотницкой мастерской.
Эта монета — единственное документальное свидетельство того самого астрономического явления, которое заставило магов с Востока собрать вещи и отправиться в Вифлеем! И сейчас я расскажу об этом подробней.
На монете вроде бы ничего особенного. Голова Зевса на аверсе. На реверсе — барашек. Бежит куда-то или скачет. Над головой звезда. Казалось бы, обычная провинциальная бронза, которой в первом веке расплачивались за лепёшки и масло на рынке Антиохии, рядовая «ходячка».
Но Молнар был астрономом. И он начал изучать монету через призму собственного профессионального поля знаний, как астроном. И пришел к выводу, что это была не просто монета. Это была астрологическая карта!
Барашек — это Овен. Знак зодиака, который покровительствовал Иудее. У древних каждая страна имела своё созвездие. Иудея — Овен. Персия — Стрелец. Сирия — Скорпион. Так вот Звезда над Овном — это Юпитер. Царская планета. Планета королей и власти.
Вот что рассчитал Молнар. Семнадцатого апреля шестого года до нашей эры произошло уникальное явление: Луна перекрыла Юпитер в созвездии Овна, и в это же утро «царская звезда» впервые взошла на востоке в утренних лучах (гелиакический восход). Редчайшее астрологическое событие. Для волхвов, для магов Востока, для всех, кто смотрел на небо и умел читать знаки, это означало одно: рождается великий царь в Иудее.
Монета Антиохии, отчеканенная спустя почти двадцать лет, в 13–14 году нашей эры, словно вспоминает это знамение. Возможно, как юбилей великого пророчества. Для жителей Антиохии — столицы римского Востока — это был понятный символ. Зевс на аверсе (как верховный бог) берёт под покровительство Иудею, изображённую Овном на реверсе, над которой сияет звезда Юпитера.
Волхвы не шли за хвостатой кометой. На Востоке кометы считались знаком бедствий и несчастий. А они шли за Царской Звездой в знаке Иудеи. За тем самым Юпитером, который остановился в Овне.
Евангелие от Матфея пишет: «...и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась...» Остановилась. Именно поэтому Овен на монете оглядывается обратно в противоположную от своего движения сторону! Древний гравёр, не зная ничего про Христа, гениально передал момент остановки звезды. Барашек бежит, но голову повернул к звезде. Потому что звезда важнее направления движения.
И самое прекрасное — эту монету можно купить даже сегодня. У меня такая в коллекции присутствует, покажу вам фото. Из-за популярности открытия Молнара цены на эту монету выросли, но за 7-8 тысяч рублей можно найти отличный экземпляр. А потёртый — и того дешевле. В отличие от редких шекелей или золотых ауреусов, которые стоят как квартира в провинции, бронза Антиохии доступна.
Держа в руках этот потёртый кружочек меди, понимаешь: вот она, Вифлеемская звезда. Не в церковном предании, не в иконе, а на монете, которой торговцы расплачивались за финики. Овен смотрит на звезду. И история становится осязаемой.
Монеты на ветер
Византия, шестой-седьмой века. Золотые солиды с изображением императора не в военных доспехах, а в консульских одеждах. С маппой (платком для подачи сигнала к играм) в руке и крестом. Выглядит торжественно и непривычно.
Дело вот в чём. В Риме и Византии год начинался первого января с вступления консула в должность. Это был праздник. Император выходил к народу в лоре — консульском плаще — и устраивал sparsio. Разбрасывал деньги. Щедрость, понимаете. Хлеба и зрелищ, а тут ещё и деньги летят. Помните, Дуров с балкона в Питере «хабаровски» разбрасывал? Ну вот...
Для этого весельячеканились специальные тиражи. Разменные бронзовые монетылетелипрямо в толпу, где народ дрался за нихпод ногами у императора. А боле ценные и дорогиезолотые солиды с уникальным консульским портретом вручались лично в руки высшим сановникам и военачальникам как драгоценный новогодний подарок — донатив.
Найти консульского Фоку — большая удача. Эти монеты редки именно потому, что чеканились к конкретной дате. Первое января. Новый год по-византийски. С раздачей монет по-проще плебсу и золота — элите.
Друзья, история ближе, чем кажется. Она у вас в руках. В этих потёртых кружочках металла, на которых ещё читаются лики императоров, звёзды, орлы и надписи. Каждая монета — это большая история! Надеюсь, вам было интересно! Если так — ставьте лайк, делитесь репостом с близкими и подписывайтесь на канал!