Найти в Дзене
РБК Стиль

Москва меняется на глазах: какое жилье заменит советские хрущевки

Хрущевские панельные дома исполнили мечту советских граждан об отдельном жилье, но их время ушло. Разбираемся, как устроены новые жилые дома в Москве и могут ли они стать новой визитной карточкой города Сегодня Москву сложно представить без сотен панельных домов, появившихся во второй половине прошлого века и ставших одним из ее символов. Когда-то «панельки» стали прорывным решением квартирного вопроса, но сегодня они безнадежно устарели, а на их месте появляются новые дома, в том числе построенные по программе реновации, учитывающей опыт советского жилищного строительства. Мало какой документ имел такое же влияние на отечественную (а отчасти и мировую) архитектуру, как постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года — «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем сталинская архитектурная традиция, совместившая итальянский ренессанс и общеевропейский ампир, объявлялась «внешне показной» и «не соответствующей линии партии». Отныне советская архите
Оглавление

Хрущевские панельные дома исполнили мечту советских граждан об отдельном жилье, но их время ушло. Разбираемся, как устроены новые жилые дома в Москве и могут ли они стать новой визитной карточкой города

Сегодня Москву сложно представить без сотен панельных домов, появившихся во второй половине прошлого века и ставших одним из ее символов. Когда-то «панельки» стали прорывным решением квартирного вопроса, но сегодня они безнадежно устарели, а на их месте появляются новые дома, в том числе построенные по программе реновации, учитывающей опыт советского жилищного строительства.

Борьба с излишествами

Мало какой документ имел такое же влияние на отечественную (а отчасти и мировую) архитектуру, как постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года — «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем сталинская архитектурная традиция, совместившая итальянский ренессанс и общеевропейский ампир, объявлялась «внешне показной» и «не соответствующей линии партии».

Отныне советская архитектура должна была ассоциироваться с «простотой, строгостью форм и экономичностью решений», что и было немедленно подхвачено не только в новых, но и уже строящихся проектах. Самый известный пример — недостроенная «восьмая высотка» в московском Зарядье. На момент выхода постановления был готов фундамент и стилобат роскошного здания, завершающего список «восьми сталинских сестер», но проект посчитали слишком затратным и заморозили. Спустя 13 лет на этом же фундаменте построили гостиницу «Россия» — памятник эпохе советского модернизма, снесенный в 2000-е.

Boris Kavashkin / Global Look Press📷Гостиница «Россия» на фоне Собора Василия Блаженного, Москва, 1977
Boris Kavashkin / Global Look Press📷Гостиница «Россия» на фоне Собора Василия Блаженного, Москва, 1977

Об архитектурных изысканиях тогда говорить не приходилось. «Перед зодчими стояла абсолютно четкая задача, — формулирует президент Союза архитекторов РФ Николай Шумаков, — обеспечить всю страну жильем за минимальные деньги и в минимальные сроки. Функциональность полностью подчиняла себе форму. Распространенной практикой было совмещение различных бытовых зон для увеличения количества квартир на минимальной площади застройки. Ключевым критерием была не эстетика, а утилитарная эффективность в рамках заданных нормативов. В итоге был создан всем хорошо знакомый облик: пятиэтажные параллелепипеды без излишеств, которые образуют целые кварталы».

Действительно, на момент 1955 года большая часть страны проживала в коммунальных квартирах, общежитиях, деревянных бараках, землянках, подвалах и других мало пригодных для жизни помещениях. На этом фоне сталинские палаццо смотрелись странно даже в столице, где ситуация с жильем была лучше, чем в регионах, и «хрущевки» помогли создать элементарные бытовые условия для миллионов жителей Союза.

Сегодня эти дома окончательно устарели, считает Шумаков: «низкие потолки, совмещенные санузлы, тесные комнаты и крошечные кухни не отвечают современным стандартам. Изначально такая застройка задумывалась как временная, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное».

Борис Манушин / РИА Новости📷Строительство панельных домов, Москва, 1963
Борис Манушин / РИА Новости📷Строительство панельных домов, Москва, 1963

Хрущевки 2.0: брежневки и позднесоветская застройка

Впоследствии власть обновила проекты хрущевок, превратив их в кирпичные брежневки — дома до 16 этажей, где обязательно был лифт и иной раз встречались трех- и четырехкомнатные квартиры с раздельными санузлами. Дизайн варьировался, представляя собой бело-голубое, бело-красное или бело-коричневое сочетание цветов.

«В поздний советский период произошла модернизация хрущевской модели, — рассказывает Шумаков. — Фасады стали чуть разнообразнее, но главные улучшения — внутри. Более просторные и функциональные планировки: увеличилась общая площадь, появились удобные прихожие по типу квартирных холлов, иногда гардеробные комнаты, застекленные лоджии, улучшилась звукоизоляция. Это был качественный скачок к более комфортной жилой среде».

Хотя архитекторы постепенно ушли от «голого» дизайна хрущевок, об индивидуальных фасадах все еще речи не шло. Застройка одного нового района, как правило, была мало отличима от другого. На этом же обстоятельстве построен сюжет всем известной новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!»: внешне улица Строителей в Ленинграде сильно походила на свою тезку в Москве.

Николай Акимов, Виктор Янков / ТАСС📷Новостройки, Москва, 1975
Николай Акимов, Виктор Янков / ТАСС📷Новостройки, Москва, 1975

Постсоветский хаос

С распадом Советского Союза пропал и единый подход к жилищному строительству. Архитектура стала отражением «эпохи первоначального накопления», разнообразив застройку гигантскими «человейниками», частными виллами и клубными домами. Какое-то время нормы для строительства жилья были достаточного эфемерными (громадный дом на Беговой — пример столичного бизнес-класса тех лет), но спустя время в Москве появились соответствующие правила. В последние годы город несколько раз обновлял требования к архитектурным проектам. Особенно много внимания уделяется тому, чтобы даже бюджетное жилье обладало индивидуальным архитектурным обликом, строилось из качественных материалов, а жилые кварталы не походили на сиквел «Иронии судьбы».

Обновленная Москва: реновация и технологичное строительство

В 2017 году в Москве запустили программу реновации — самый масштабный проект жилищного строительства в постсоветской России, при этом, в отличие от советского варианта, реновация ставит в приоритет комфорт будущих жителей, а не сам факт расселения в отдельные квартиры. Цель программы — переселить москвичей из ветхих домов в новые жилые комплексы: с улучшенной архитектурой, планировками, бытовыми удобствами и благоустроенными дворами, но в границах того же района. Исключение составляют только Зеленоград и ТиНАО, где переселение ведется в пределах округа.

На сегодня в эксплуатацию ввели больше 400 новых домов, и еще около 10,5 млн кв. м жилья уже строится и проектируется. Всего власти планируют переселить примерно 1 млн человек из 5 тыс. зданий, так что, когда программу завершат, каждый 12-й москвич будет жить в новом доме, построенном по реновации.

Кроме чисто практической функции — переселить людей из устаревшего жилья, — реновация преследует еще одну цель: преобразить город внешне. Монотонные пейзажи из «панелек» уходят в прошлое и их сменяет новая архитектура массовой застройки — продуманная, технологичная и ориентированная на человека.

   Пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы
Пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

Новые дома возводят в том числе с использованием префаб-технологий (заранее изготовленных на заводе стандартизированных компонентов), что позволяет ощутимо ускорить процесс и избавиться от многих ошибок на площадке. «Благодаря новому методу строительства сроки возведения жилых комплексов сокращаются на 30–50%, а трудозатраты уменьшаются в два-три раза, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов. — Это позволяет модернизировать строительный процесс, уходя от ручного труда к высокотехнологичному конвейерному производству».

В среднем использование префаб-технологий сокращает время строительства на шесть — девять месяцев, а готовые элементы получаются более качественными, так как создаются в условиях завода, независимых от внешних факторов открытой стройплощадки: ветра, дождя и не только.

Получается, что современный процесс строительства технически напоминает возведение панельных домов в СССР, но с важными оговорками. В частности, префаб позволяет создавать индивидуальные элементы фасада и адаптировать их под архитектуру каждого конкретного проекта.

«Современные дома, которые строят по программе реновации в Москве, совершенно не похожи друг на друга, — комментирует Владислав Овчинский, руководитель Департамента градостроительной политики, входящего в Комплекс градостроительной политики и строительства столицы. — Никаких типовых панельных шаблонов уже давно нет, и это принципиальное отличие от прошлых эпох массового строительства. Мы делаем каждый проект уникальным, исходя из особенностей самого района, его окружения, характера улицы. Поэтому в столице появилось много домов с интересными фасадами: кто-то использует рельефные панели, кто-то играет с цветом, рисунком, фактурой. Новые дома должны быть органично вписаны в сложившуюся застройку и при этом иметь уникальный современный экстерьер, создающий современный облик города».

Префаб-технологии в работе используют «ПИК» и другие застройщики. «Суть современного подхода — в переносе максимального объема работ в контролируемые заводские условия, — говорит Артем Родин из «ПИК», директор дивизиона модульного строительства ООО «Префаб Технологии». — Мы производим множество готовых элементов: от фасадных стеновых панелей и светопрозрачных конструкций до сложных санитарно-технических модулей, инженерных блоков и шахт-пакетов. Это позволяет вести работы на площадке параллельно с изготовлением на заводе, что снижает зависимость от внешних факторов».

Готовые модули для домов, строящихся по реновации, производит в том числе ООО «Комбинат инновационных технологий — МонАрх». «Технология крупномодульного домостроения позволяет делать очень гибкую пластику фасадов, — говорит Евгений Агарцев, директор по развитию. — На фасадном участке комбината выпускают собственные фасадные конструкции из оцинкованного металла, есть собственная порошковая камера покраски, а также возможность декорировать фасад методом сублимации любой графикой. Главное правило у нас — архитектор правит бал».

   ООО «Комбинат Инновационных Технологий - МонАрх»
ООО «Комбинат Инновационных Технологий - МонАрх»

На том же стоит Родин: «Утверждение, что использование индустриальных изделий ведет к унификации архитектуры до «серых» коробок, сегодня не просто устарело — оно ошибочно. Наша задача как производителя — не диктовать условия, а предоставлять технологические возможности для реализации самых смелых проектов».

Другой важный игрок рынка, участвующий в программе реновации, — группа компаний «СУ-555». Недавно холдинг открыл новый московский завод по производству префаб-конструкций, а в ближайший год они планируют возвести 14 новых зданий с использованием данных технологий. По словам Владимира Селивестрова, генерального директора группы, новые объекты характеризуются высокой скоростью возведения — позволяют строить дом за год с высоким качеством и повышенной энергоэффективностью, а мощность нового производства уже к концу следующего года позволит обеспечить строительство с применением префаб-конструкций не менее 500 тыс. кв. м жилья ежегодно.

Новым домам готовят и сообразное окружение и инфраструктуру. Во дворах выстроена безбарьерная среда — с зелеными насаждениями и детскими и спортивными объектами, а первые этажи домов отданы под коммерцию. Девелоперы создают во дворах комфортную среду, в которой приятно находиться и которая, вкупе с новой архитектурой домов, возможно, станет новой отличительной особенностью Москвы — как когда-то стали экспериментальные районы Черемушек, Чертаново и не только.