Как Кыргызстан борется с ДТП
На исходе года наш партнер по ЕАЭС и СНГ Кыргызстан интенсифицировал усилия по борьбе за безопасность дорожного движения: новые виды санкций в отношении нарушителей, кадровая перетряска дорожной полиции и изменения в образовательном процессе. Как обычно, изучаем опыт друзей.
НЕ СИДЕТЬ В КАБИНЕТАХ
Лучший индикатор серьезности изменений – кадры. В начале ноября коллегия местного МВД освободила от должности начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) Женишбека Джоробекова. О причине написали честно: неудовлетворительное исполнение мер по обеспечению безопасности дорожного движения, что привело к росту количества ДТП во всех регионах страны.
Новый глава ГУОБДД Азенбек Козукеев 12 декабря сразу обозначил приоритеты – поехал в глубинку лично проверять, как идет работа по профилактике ДТП на местах. Выяснилось, что не очень. Козукеев поручил устранить недостатки, связанные с безопасностью. На дворе зима, актуальны гололед и снегопад. ГУОБДД поручено интенсивнее взаимодействовать со службами, занимающимися очисткой дорог от гололеда, и обеспечить им сопровождение. «Давайте работать по-новому, а не дедовскими методами. Не сидите в кабинетах!» – призвал он.
Сидение в кабинетах действительно не очень уместно. Кыргызстан угодил в ту же ловушку, что и соседи по Центральной Азии: стремительно растут население и доступность транспортных средств, а дорожная инфраструктура, система обучения, методы работы полиции часто остаются прежними. За последнее десятилетие количество жителей увеличилось примерно на 1,5 млн человек, автопарк разросся до 1,553 млн авто. И аварийность пошла в гору.
Справка «ТБ». По данным МВД Кыргызстана, в 2024 году зарегистрировано 7102 ДТП, в которых погибли 743 человека и более 10 479 пострадали. За 9 месяцев 2025-го произошло 9078 аварий с 636 погибшими. Ежегодно на дорогах страны свыше 2 тыс. детей получают травмы, более 100 гибнут. Всего за 2014–2025 годы в авариях пострадали свыше 121 тыс. человек.
«Таких потерь не бывает даже на войне», – с горечью констатирует президент Садыр Жапаров.
НА КОНТРОЛЕ У ПРЕЗИДЕНТА
В общем, за дорожную безопасность кыргызстанцев взялся лично глава государства. Резонансный пример: на исходе октября в Бишкеке столкнулись два авто, одно из них вылетело на тротуар и сбило 13-летнего мальчишку. В ответ на видеобращение матери погибшего Администрация президента взяла расследование под контроль.
Одновременно в Кыргызстане пытаются «отделить мух от котлет». Недавно, например, после общественного обсуждения изменили порядок учета ДТП. Международная статистика фокусируется на погибших и тяжело пострадавших, а амбулаторные обращения в травмпункты и легкие повреждения обычно не включаются в официальные отчеты. Между тем порядка 30% обращений кыргызстанцев после аварий приходится на легкие травмы, не требующие госпитализации.
Согласно новым правилам, погибший – человек, умерший на месте ДТП либо в течение 30 суток после него из-за травм; раненый – пострадавший, госпитализированный минимум на сутки при обращении за медпомощью не позже трех суток после ДТП. Водители или пассажиры с ссадинами и ушибами, не требующими госпитализации, попадают в категорию «другие», данные о них в основную статистику не включаются.
По поручению президента с 1 сентября в стране введена проверка знания водителем ПДД прямо на месте их нарушения. Если остановленный не знает правил, у него временно изымают водительское удостоверение. Прав не лишают, поясняет пресс-секретарь главы государства Аскат Алагозов: «Водитель в любое удобное время может пройти повторное тестирование на знание ПДД и сразу же получить свое удостоверение обратно. Если не сдаст тест, сможет пересдать позже». Пересдачи платные, процедура записывается на видео. Ставится задача не наказать, а заставить выучить ПДД.
АВТОШКОЛЫ – К ПОРЯДКУ
А что же автошколы? Увы, они по-прежнему далеки от совершенства. Вот что думает по этому поводу президентский пресс-секретарь: «Многие, к сожалению, получили права не через обучение, а через покупку. Лишь 20–30% водителей действительно сдавали экзамены. До 2020 года водительские удостоверения массово продавались за 15–20 тыс. сомов (менее 300 долларов – «ТБ».)».
Последнее десятилетие борьба за качество обучения велась отчаянно: автошколы закрывались десятками, количество выданных предписаний превышало количество проверенных учреждений. Достояниями общественности становились истории про слушателя, сдавшего на права с 28-го раза, или про изъятые у экзаменуемых технические комплексы-шпаргалки. В конце 2024 года разработали новое Положение о подготовке и переподготовке водителей, разрешающее осуществлять обучение лишь лицензированным учреждениям с квалифицированными преподавателями, имеющими соответствующее техническое или юридическое образование и стаж за рулем не менее трех лет.
Сейчас речь идет об обязательном 14-месячном обучении ПДД всех старшеклассников, в том числе пешеходов. Планы президента на этот счет примерно такие: «Это будут практические уроки: как ездить по скользкой дороге, на что обращать внимание в темноте, какие действия предпринять при поломке и т. д. 14 месяцев – это с учетом того, что те, кто не сдаст экзамены, смогут подготовиться заново и пройти их повторно. А взрослые, окончившие школу или вуз, будут обучаться в автошколах. Для них срок может быть короче, а обучение интенсивнее».
Параллелей с Беларусью можно провести сколько угодно, но мы акцентируем одну, образовательную: с 2026 года по окончании вуза водительские права начнут получать студенты лесных факультетов БГТУ как дополнительную рабочую специальность. Развитие навыков и компетенций у всех потенциальных участников движения – самый эффективный способ профилактики ДТП.
Игорь ВЕРШИНИН