Найти в Дзене
Самарский политех

«Раньше Дзюба казался мне идеальным, а сейчас – чистый демон»

В преддверии года красной огненной лошади Полина Полякова – конкуристка из колледжа Самарского политеха – рассказала о своем коне Дзюбе, конном спорте и спортивных амбициях Будущая профессия и нынешнее увлечение первокурсницы колледжа Самарского политеха Полины Поляковой, кажется, мало связаны друг с другом. Она учится по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и занимается конкуром. Минувшим летом девушка вошла в состав сборной Самарской области по конному спорту. – Полина, как вы оказались в седле? – Я с детства люблю лошадей. Когда мне исполнилось девять лет, попросила маму записать меня на пробное занятие в секцию конного спорта в посёлке Управленческом. Хотя я была ещё ребёнком, первые упражнения проводились не с пони, а с обычными лошадьми. Конечно, сначала училась держать баланс, поднимать лошадь в галоп. Спустя год начала тренировать прыжки через препятствия. – Как бы вы объяснили суть конкура тому, кто никогда не слышал об этом виде спорта? – Это нечто боль

В преддверии года красной огненной лошади Полина Полякова – конкуристка из колледжа Самарского политеха – рассказала о своем коне Дзюбе, конном спорте и спортивных амбициях

Будущая профессия и нынешнее увлечение первокурсницы колледжа Самарского политеха Полины Поляковой, кажется, мало связаны друг с другом. Она учится по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и занимается конкуром. Минувшим летом девушка вошла в состав сборной Самарской области по конному спорту.

– Полина, как вы оказались в седле?

– Я с детства люблю лошадей. Когда мне исполнилось девять лет, попросила маму записать меня на пробное занятие в секцию конного спорта в посёлке Управленческом. Хотя я была ещё ребёнком, первые упражнения проводились не с пони, а с обычными лошадьми. Конечно, сначала училась держать баланс, поднимать лошадь в галоп. Спустя год начала тренировать прыжки через препятствия.

– Как бы вы объяснили суть конкура тому, кто никогда не слышал об этом виде спорта?

– Это нечто большее, чем просто спортивные соревнования. Конкур – сочетание
физической силы, точности и доверия между всадником и лошадью. Он похож
на танец, где каждый элемент требует координации и понимания, а также умения преодолевать препятствия на высокой скорости. На разных дистанциях предусмотрены разные скорости прохождения. Иногда оценивается время прохождения, иногда – стиль прыжка: посадка всадника, качество прыжка лошади и так далее.

– Наверное, это всё очень сложно...

– В конкуре существует множество препятствий (если вы об этом). Они делятся на три категории: высотные, широтные и высотно-широтные. Минимальное количество – шесть, максимальное – 15. Есть «чухонец» (жердевой забор), «крестовина» (жерди, расположенные крест-накрест), «ворота», «тройник» (три жерди, установленные по возрастающей высоте), через который не каждая лошадь пойдёт. «Ливерпуль» – самое сложное препятствие в виде вертикальной стенки и неглубокой канавой с водой под ней. Вода добавляет элемент неожиданности и требует от лошади большей концентрации. Лошади часто засматриваются на такие препятствия и отказываются их проходить.

-2

– Кличка вашего коня – Дзюба. Почему?

– Имя лошади даётся по первой букве имени её отца. У Дзюбы отца зовут Дон Кихот. Мой конь родился в 2018 году, как раз тогда проводился чемпионат мира по футболу, и, видимо, поэтому заводчики решили назвать его в честь лидера сборной России. Я до сих пор удивляюсь такому выбору имени: отец – чистокровный немец ганноверской породы, а сын – Дзюба! Мои мама
с бабушкой купили его у заводчиков из Самарской области. Точную цену не назову, но он очень дорогой (цена лошадей такой породы начинается от миллиона рублей).

– Конь понимает ваше настроение? Проявляет сочувствие?

– Конечно! После плохой тренировки, на которой он меня несколько раз скинет, иногда идёт позади и тычется мордой в спину. Он так извиняется, понимая, что накосячил. Когда мы его только купили, Дзюба был заезженным, но не обучен никаким прыжкам. И я с ним, конечно, намучилась.

– У вас был выбор при покупке?

– Да, на конезаводе «Ермак» я пробовала кататься на разных лошадях, но почему-то в душу запал именно этот. Дзюба понравился мне своими движениями: у него ровный галоп, хороший прыжок. Раньше он казался мне просто идеальным, а сейчас – чистый демон. В душе ему до сих пор четыре года – такой весёлый парень, кайфует, самовольничает.

– Вас учат правильно падать, как, например, борцов?

– Никогда не предугадаешь, как упадёшь. Любой, даже самый профессиональный наездник, не знает, когда это случится. Бывает, просто едешь на лошади рысью, а она может резко дать в сторону – всадник по инерции полетит вперёд. Это как в автобусе при резком торможении. Из защитной экипировки у нас – только шлем на голове.

– Каковы ваши спортивные амбиции?

– Будь у меня большие деньги, я бы переехала в Москву, купила лошадь за
10 миллионов и прыгала маршруты с высотой барьеров 130–140–150 см. Участвовала бы в гран-при, могла бы получить звание КМС и мастера спорта. Но на нынешней лошади это невозможно. Если всадник идеальный, но у него нет средств на породистую лошадь и упряжь, то ни о каких рекордах говорить не приходится.

– С учётом вашей будущей специальности ландшафтного дизайнера,
может быть, вы видите себя в качестве оформителя арены для конкура?

– Может быть. В конкуре есть такая профессия – дизайнеры маршрутов, и конечно, можно придумать разные украшения для оформления соревнований. Создание декораций вокруг препятствий, использование различных материалов и цветовых решений для оформления маршрута делает его более привлекательным. При желании и здесь можно применить навыки
ландшафтного дизайнера, ведь при всех нюансах конкур – очень красивый и зрелищный вид спорта.

-3