Над лесом повисла тревога, словно перед грозой. Звери попрятались, птицы затихли, деревья застыли в ожидании. И только хруст веток нарушил тишину. Неужели Аркадий Вениаминович отправился искать поздние маслята? А может, турист заплутал? Нет. Это Граф Свиноухов позабыл обо всём на свете! Не волнуют кабана ни жёлуди, ни коренья, ни упитанные личинки насекомых.
Во время гона осторожный зверь превращается в одержимого ревнивца, обрастает калканом и теряет всяческий покой. Главная цель вепря — не найти даму сердца, а сколотить гарем и удержать его любой ценой, попутно раздавая на орехи каждому, кто осмелится посмотреть искоса.
Броня в семь пальцев
К середине брачного сезона секач экипируется по полной программе. Зная, что в ноябре–декабре предстоят серьёзные бои, кабан получает на складе Матушки-Природы новёхонький бронежилет. Так называемый калкан — никакая не шкура, как многие считают. Перед нами слой соединительной ткани, который по твёрдости напоминает подошву армейского берца.
Кабан кабанеет! Толщина брони на плечах и боках в период гона достигает 2–4 см. Зачем столько? Чтобы соперники не повредили лёгкие и сердце! Плотность хряща поражает воображение зоологов и расстраивает охотников. Даже тяжёлая пуля, попавшая по касательной, со звоном уходит в рикошет!
Главным козырем лесного Дон Жуана всегда был запах. Смесь из пота, урины и секрета желёз создаёт амбре, от которого у зоологов слезятся глаза! Однако о вкусах не спорят: у невест кабана от такого парфюма перехватывает дыхание, кружится голова и подгибаются коленки. Причём чем пахучее жених, тем он состоятельнее и успешнее.
Отдельное спасибо кабан выражает феромону 5-альфа-андростенону. Именно это вещество отключает у свиней логику и разгоняет инстинкты. Учуяв запах настоящего полковника, дамы сами спешат навстречу судьбе.
Активный поиск
Это в обычное время перед нами убеждённый холостяк, мизантроп и социопат. Не нужны кабану визжащие без повода поросята, недовольные кислые мины и бытовая суета. Живёт один, спит один, ест один. Но как только день становится короче, а мороз крепчает, в организме свина замыкает рубильник. По данным зоологов, уровень тестостерона в плазме секача возрастает в 8–10 раз — с 2–3 нг/мл до 20–25 нг/мл.
Раз биологические часы переворачиваются, то и привычное одиночество начинает тяготить. Кабан выходит в свет! Однако мало просто найти невест — их ещё нужно впечатлить, завоевать, заслужить. Привет, родные, вашим мамам зять не нужен? Такое в лесу давно не работает. Поэтому хитрый кабан носится кругами, показывая прыть. Хрюкает исподтишка — как бы заигрывая. И пускает слюни, демонстрируя искренность чувств.
Пенная вечеринка
Кстати, про слюни. Во время гона кабан чем-то похож на оборотня из голливудского кино. Но то не бешенство, а работа слюнных желёз на пару с феромонами. Секач взбивает пену клыками, намазывает её на деревья, на кусты и на себя любимого. Слюна образуется благодаря гиперактивности подчелюстных желёз, которые во время гона увеличиваются почти вдвое.
Всё-то у кабана схвачено! Учуяв ароматный мусс, барышни понимают: где-то рядом ходит-бродит настоящий мужчина. Не зелёный юнец, а матёрый кабан, способный дать сильное потомство. Если видите в лесу дерево, измазанное пахучей пеной, — не трогайте. С большой вероятностью это объявление кабана: ищу даму сердца, характер — не сахар, зато жилплощадью обеспечен.
Доверяй, но проверяй!
Получая власть над женским коллективом, секач превращается в тирана и деспота. Свобода передвижения? Забудьте. На ближайшие пару недель он — пастух, а самки — его отара. Главной задачей кабан ставит не дать ни одной хрюшке убежать к другому кавалеру. А желающих вокруг полным-полно! Молодые секачи, которым ещё не хватает массы для прямой конфронтации, крутятся юлой, смеются, как шакалы, и надеются урвать кусочек счастья.
Теорию измен подтверждают и генетики: в одном выводке в 20% случаев встречаются подсвинки от разных отцов. Поэтому даже уверенный в себе секач находится в состоянии перманентной измены: оглядывается, покусывает нерасторопных и грозно хрюкает на лес. Какой уж там отдых, когда кругом конкуренты, а жёны так и норовят разбежаться по лесу?
Сентименты в сторону
Никаких полевых цветов, променадов под луной и долгих разговоров! Выбрав самку, самец приступает к активному прессингу: давит массой, толкает рылом и прикусывает холку. А далее ищет намёки на продолжение. Таковыми могут быть как томный взгляд и новая ужимка, так и необычный хрюк. Если строптивица не убежала в чащу, значит, одобрила союз!
Во время свадьбы кабана в лесу стоит такой шум, что даже волки боятся вмешиваться. Само свидание длится от 5 до 15 минут. Но удивляет другое: чтобы гарантированно стать отцом, в финале самец выделяет особый секрет. Через несколько минут вещество материализуется в плотную пробку и закрывает доступ для других ухажёров.
Конкурент на горизонте
Идиллию нарушает другой — почти такой же большой, пахучий и сильный кабан. Он тоже желает обзавестись гаремом, отрастил калкан и старательно точил клыки о камни. Сначала идёт психическая атака: свинтусы встают боком друг к другу и ступают параллельным курсом. Шерсть на загривке дыбится на 10–15 см, кабаны увеличиваются в размерах. Глаза их наливаются алым цветом, а изо рта появляется пена. В этот момент соперники издают низкое, утробное рычание, похожее на рокот заглохшего трактора:
— Моё! Хочу! — неуверенно шепчет молодой кабан.
— Иди-ка ты лесом, касатик! — басит ему старший.
Во-первых, поединок за самку — риск получить травму. Во-вторых, у молодого свина хиленький калкан. В-третьих, матёрый секач обладает непобедимой силой духа. Именно поэтому молодой самец не выдерживает прессинга и ретируется в 9 из 10 случаев.
Фамильное древо
Если на тропе встречаются два равных по духу кабана, то словесная перепалка почти мгновенно перерастает в битву. И поединок этот не похож на возню в песочнице. Секачи бьют не лбом, а так называемыми бичнями — нижними клыками. Они острые, трёхгранные и загнуты вверх. Опытный дуэлянт делает ложный выпад, а затем наносит удар снизу вверх — резким рывком рыла. Главные цели — живот, пах и шея противника.
У повидавших жизнь кабанов длина клыков может достигать 20–25 см! С одним уточнением: только 10–12 см торчат наружу. Во время схватки слышен сухой костяной стук. Бойцы сражаются так, что дрожит земля. Ещё бы — ведь победитель получает всё: гарем, право передать гены и статус чемпиона.
Ударная вахта
В стаде присутствуют не только самки, но и их подросшие поросята. И вот подсвинкам-то достаётся больше всех. В припадке ревности и любви секач не шибко разбирает дорогу. Поросята обнаруживают, что в родном стаде появился огромный злой дядька, который раздаёт тычки направо и налево. Поэтому молодняк быстро учится искусству маскировки. Тем временем милые дамы преподносят сюрприз: исследования показывают, что присутствие доминантного кабана синхронизирует циклы всех самок в стаде.
Для природы это плюс: и потомство родится дружно, и выживаемость повысится. А вот для кабана — очередное сложное испытание: нужно успеть уделить внимание каждой, пока окно возможностей не захлопнулось.
Миссия выполнима
Когда гон заканчивается, в общине кабанов происходит удивительная вещь: агрессия выключается так же внезапно, как и включилась. Уровень тестостерона падает. Измотанный секач, худой и весь в шрамах, смотрит на самок с неприкрытым недовольством: да ну вас всех в болото! Кабан сделал своё дело, кабан может уходить. Главный ухажёр отправляется на заслуженный отдых, а самки остаются вынашивать потомство.
У зоологов даже есть формула для запоминания срока беременности: три месяца, три недели и три дня. В сумме 114–115 дней, с погрешностью в пару суток. Удивительная точность позволяет подгадать опорос к середине марта или началу апреля, когда лес сбрасывает с себя одеяло и появляется первая еда. Самцу же нужно восстановить силы, найти провизию и подлатать калкан. Кабан становится одиночкой вплоть до следующей осени.
Врагу не пожелаешь
За время гона самец теряет до 30% массы тела! Представьте себе человека весом 100 кг, который за месяц похудел до 70. Вся накопленная за лето и осень жировая прослойка сгорает в топке гормонального пожара. Энергия уходит на поединки, на беготню за самками, на производство той самой пены. Кабан переходит на эндогенное питание и поэтому слабеет.
Из-за стресса у вепря снижается иммунитет: в январе–феврале зоологи фиксируют самый высокий уровень ухода секачей от истощения, паразитов и недугов. К концу свадебного марафона грозный Граф Свиноухов превращается в шатающуюся тень самого себя. Рёбра торчат, калкан повис, глаза у саловичка соловые... Вот она — цена любви и содержания гарема.