Найти в Дзене
Феномен Кайласа

Тибетский маршрут Центрально-Азиатской Экспедиции Рерихов: у озера Дангра-Юмцо

Мы продолжаем публикацию материалов наших экспедиций, которые, на некоторых участках, совпадали с маршрутом ЦАЭ Рерихов [1-2]. Посреди Тибетского нагорья находится озеро Дангра-Юмцо (4 434 м) — роскошная бирюзовая поверхность, опоясанная снежными горными хребтами. Гора Тарго и озеро Дангра расположены в тибетском округе Накцанг и практически не посещаются иностранцами. Наши экспедиции посещали это, одно из самых красивых Великих Озер Тибета, в 2013 [3], 2014 [4], 2018 [5] и 2024 [6] году. Этот паломнический маршрут проходит по священным для приверженцев Бон территориям и является одним из немногих, который по настоящему­ исследует девственное северное плоскогорье Чангтанга. Такое уникальное сочетание одного из самых крупных озер Тибета с великолепием высокого снежного хребта превращает эту область в одно из самых грандиозных мест в стране. Здесь лежит неведомая для посторонних глаз страна. В этом регионе большое изобилие диких животных и растений [7]. Мы подробно отсняли на фото и вид

Мы продолжаем публикацию материалов наших экспедиций, которые, на некоторых участках, совпадали с маршрутом ЦАЭ Рерихов [1-2].

Посреди Тибетского нагорья находится озеро Дангра-Юмцо (4 434 м) — роскошная бирюзовая поверхность, опоясанная снежными горными хребтами. Гора Тарго и озеро Дангра расположены в тибетском округе Накцанг и практически не посещаются иностранцами. Наши экспедиции посещали это, одно из самых красивых Великих Озер Тибета, в 2013 [3], 2014 [4], 2018 [5] и 2024 [6] году. Этот паломнический маршрут проходит по священным для приверженцев Бон территориям и является одним из немногих, который по настоящему­ исследует девственное северное плоскогорье Чангтанга. Такое уникальное сочетание одного из самых крупных озер Тибета с великолепием высокого снежного хребта превращает эту область в одно из самых грандиозных мест в стране. Здесь лежит неведомая для посторонних глаз страна. В этом регионе большое изобилие диких животных и растений [7].

Мы подробно отсняли на фото и видео этот участок маршрута ЦАЭ вдоль южного берега озера (3-7 апреля 1928 г) .

Карта маршрута ЦАЭ Рерихов у озера Дангра с сайта https://caemap.com/
Карта маршрута ЦАЭ Рерихов у озера Дангра с сайта https://caemap.com/

Фактически, участники Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов были первыми европейцами, устроившими стоянку на южном берегу этого озера.

Приведем также описание этих мест Ю.Н.Рериха [8], сопровождаемое оригинальными фото ЦАЭ и фотографиями наших экспедиций.

«4 апреля 1928. Мы выехали в шесть часов утра, несмотря на некоторые трудности, связанные со сменными лошадьми, которых предоставили в наше распоряжение… Утро было исключительно теплым, термометр показывал +12°С. Густой туман висел над озером, горными цепями к югу от него и закрывал горизонт.

Тропа, по которой мы шли, вела на юго-запад через сложную систему хребтов. К северу лежала широкая просторная долина, по которой и проследовал тяжело груженный караван вьючных яков. Все всадники с отрядом яков, везущих лагерное снаряжение, шли еще более коротким путем вдоль гребня хребта. После семимильного перехода мы достигли низкого перевала с вершиной, отмеченной каменными пирамидами и мендонгами. Отсюда открывался чудесный вид на широкую водную гладь священного Дангра юм тшо, одного из красивейших озер тибетских нагорий. Прямо на юге поднималась внушительная покрытая снегом меридианная горная цепь Тарко Ладжар или Тарко кангри.

-2
-3
-4

Доктор Свен Гедин доказал, что ее следует рассматривать как отдельный горный массив. Горная цепь протянулась на север до ущелья, разрезающего хребет, по которому проходил путь к Чокчу. С вершины перевала тропа повернула на юг и внезапно, как это часто случается с тибетскими дорогами, превратилась в широкую трассу, с обеих сторон окруженную мендонгами. Почва была песчаной и мягкой, животные быстрой рысью приближались к нескольким стоянкам кочевников, которые, как нам сказали, являются местом нашего назначения.

У подножия перевала пришлось преодолеть узкую полосу болот. Лагерь был разбит на маленькой квадратной ровной площадке в миле от юго-западного берега озера. Место называлось Лова намо, и здесь проживал местный старшина, внушительного вида человек с очень вежливыми манерами.

Дангра юм тшо, которое было впервые открыто Наин Сингхом во время его замечательного путешествия из Ладака в Юго-Западный Тибет и Ассам в 1873-1875 гг., имеет 45 миль в длину и 25 миль в ширину в самом широком месте. Это озеро также значительно уменьшилось в размерах. Существующие террасы, изъеденные эрозией, четко обрисовывают его бывший большой бассейн. Наин Сингх полагал, что меньшее озеро Сангюнг, расположенное севернее, образует единый водоем с Дангра юм тшо. Озеро получает много пресной воды из реки Тарко Цангпо, текущей по руслу, расположенному террасами, высота которых достигает двадцати пяти – тридцати метров. Вероятное объяснение происхождения террас заключается в том, что уменьшение озера в размерах привело к уменьшению рек, углубивших свое русло.

-5

Фактически мы были первыми европейцами, которым удалось расположиться лагерем на южных берегах озера. Во время своей экспедиции 1907 г. доктор Свен Гедин добрался до места в трех днях езды к югу от озера, где и был остановлен местными кочевниками по приказу вышестоящих властей. Наин Сингх, обнаруживший озеро, побывал только на его северном берегу, в местечке под названием Вангпо...

В местечке Лова, где мы расположились лагерем, находилось несколько стоянок кочевников. Некоторые семьи жили там постоянно, и их палатки были обнесены стенами из камня и дерна для защиты от весенних и зимних ветров. Не было никаких признаков земледелия. Некоторые из наших проводников хорошо знали пути в провинцию Цанг, по которым доктор Свен Гедин пытался подойти к озеру. Я даже нашел человека, который побывал в Непале и немного владел хиндустани...

...День оставался спокойным и теплым, термометр в два часа дня показывал + 13°С. Мы видели стаи диких гусей и чирков во многих водных заводях и на болотах к востоку от лагеря. Это был первый весенний день, и окружающие горы уже принимали ту темно-синюю и фиолетовую окраску, которая так характерна для горных районов Центральной Азии в весеннее время.

5 апреля 1928. Снова прекрасный и ясный день. Мы тронулись в путь вскоре после того, как восходящее солнце осветило снежные пики Тарко кангри. Это было незабываемое зрелище, предвосхищающее величественные горные пейзажи Трансгималаев. Путь шел вдоль южного берега озера. Почва была песчаной, и узкие овраги пересекали равнину южнее озера. Река Тарко Цангпо, которая впадала в озеро, только вскрылась и была покрыта кусками плавающего льда, которые били по ногам животных и наносили ранения.

-6
-7

Особенно тяжело было переправляться верблюдам. Они имеют естественное отвращение к воде, и нам стоило больших трудов благополучно переправить их через быстрый поток.

Переход через реку Тарко-цангпо, Апрель 1928 г.
Переход через реку Тарко-цангпо, Апрель 1928 г.
-9

На другом берегу реки простиралось обширное плато, протянувшееся и покрытое можжевельником, – первый кустарник, который мы увидели за шесть месяцев путешествия по тибетским высокогорьям.

-10

Мы пересекли плато в северо-западном направлении и расположились на ночь у подножия горной цепи на юго-западном берегу озера. Прозрачный ручей, стекающий с горного склона, питаемый ледниками и тающими снегами, снабдил караван питьевой водой. Верблюды же наслаждались соленой водой озера. Место, где мы остановились, называлось Сугу лапце, и его главным недостатком, как места караванной стоянки, было полное отсутствие травы, за исключением кустов можжевельника, которые были пригодны для верблюдов, но не для лошадей. День был очень теплым и термометр показывал + 28°С. До самого позднего вечера мы сидели и любовались уникальной панорамой озера и окружающих гор, освещенных лучами заходящего солнца.

-11
-12
-13

6 апреля 1928. Мы сняли лагерь очень рано, в шесть часов утра, т.к. нам предстоял длинный переход. Путь проходил по юго-западному берегу озера.

-14

В некоторых местах продвижение было затруднено, особенно для верблюдов, так как дорога поднималась по скалистым карнизам, нависающим над озером, и была такой узкой, что груз пришлось снять и нести на руках, а животных каравана вести в поводу одного за другим. Все это нас задерживало. На западе возвышалась северная часть Тарко кангри, и дорога вела по широкому песчаному склону, постепенно понижающемуся к озеру.

-15

Пройдя четыре мили, мы миновали небольшое озеро длиной около четверти мили.

-16
-17

Темные тучи окутывали снежные вершины Тарко, и около полудня подул сильный западный ветер с мокрым снегом, очень осложнившим продвижение. На ночь остановились на высокогорной долине со скудной травой, называемой Чумго марпо. Для нас было поставлено одиннадцать палаток, и местные жители уверяли, что они провели семь дней на этом месте в ожидании. Караван яков прибыл только поздно ночью, и мы долгое время сидели на положенных на землю седлах, а вокруг нас завывала буря.

-18
-19

Продолжение посещения мест, по которым проходила ЦАЭ, в том числе, перевала Тангла, зимнего стояния экспедиции у реки Чу-на-Кхе и у монастыря Шаругон, некоторые из которых не посещаются или очень редко посещаются современными путешественниками, в планах нашей следующей экспедиции в августе 2026 года [9].

Литература

  1. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Пять лет полевых исследований с Центрально-Азиатской экспедицией Рериха / Пер. с англ. И.И.Нейч, А.Л.Барковой –М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2012. – 780 с.