Найти в Дзене
Зеленая академия

Были дикими, стали городскими

Ученые выявили у городских енотов характерные черты одомашненных животных. Еноты с ловкими лапками весьма комфортно чувствуют себя в окружении людей. Новые исследования показали, что в урбанистической среде они меняются физически, что является ранним этапом одомашнивания. Авторы исследования утверждают, что процесс одомашнивания ошибочно считается инициированным человеком – когда люди отлавливают и селективно разводят диких животных. Он начинается гораздо раньше, когда животные привыкают к человеческой среде. «Мы, люди, отличаемся тем, что, куда бы мы ни пошли, оставляем после себя много мусора, – поясняет биолог из Университета Арканзаса в Литл-Роке Раффаэла Леш. – Эти горы отходов – неиссякаемый источник пищи для диких животных. Чтобы получить доступ к такому изобилию, животным нужно быть достаточно смелыми, но не настолько, чтобы представлять угрозу для людей. Это сильное давление отбора». Например, протособаки рылись в кучах мусора, оставленного людьми, а кошек привлекали мыши, соб

Ученые выявили у городских енотов характерные черты одомашненных животных.

Еноты с ловкими лапками весьма комфортно чувствуют себя в окружении людей. Новые исследования показали, что в урбанистической среде они меняются физически, что является ранним этапом одомашнивания.

Авторы исследования утверждают, что процесс одомашнивания ошибочно считается инициированным человеком – когда люди отлавливают и селективно разводят диких животных. Он начинается гораздо раньше, когда животные привыкают к человеческой среде.

«Мы, люди, отличаемся тем, что, куда бы мы ни пошли, оставляем после себя много мусора, – поясняет биолог из Университета Арканзаса в Литл-Роке Раффаэла Леш. – Эти горы отходов – неиссякаемый источник пищи для диких животных. Чтобы получить доступ к такому изобилию, животным нужно быть достаточно смелыми, но не настолько, чтобы представлять угрозу для людей. Это сильное давление отбора».

Например, протособаки рылись в кучах мусора, оставленного людьми, а кошек привлекали мыши, собиравшиеся вокруг отходов. Со временем отдельные особи, у которых была снижена реакция «бей или беги», смогли более успешно питаться рядом с человеком и передавать навыки своего «нереактивного поведения» потомству.

Как ни странно, приручаемость долгое время ассоциировалась с такими признаками, как более короткая морда, меньшая голова, висячие уши и белые пятна на шерсти – закономерность, которую Чарльз Дарвин заметил еще в XIX веке. Возникновение этих признаков известно как «синдром одомашнивания», но у ученых не было исчерпывающей теории о взаимосвязи этих признаков.

Однако в 2014 году группа биологов-эволюционистов заметила, что многие физические признаки, сопутствующие одомашниванию, восходят к важной группе клеток нервного гребня. На ранних стадиях эмбрионального роста они формируются вдоль спины организма и мигрируют в разные части тела. Биологи выдвинули гипотезу, что мутации, препятствующие пролиферации (размножению путем деления) клеток нервного гребня, могут впоследствии привести к укорочению морды, отсутствию хрящей в ушах, потере пигментации шерсти и ослаблению реакции страха, что повышает шансы на выживание вблизи человека.

Ученые продолжили собирать аргументы за или против этой теории, объясняющей синдром одомашнивания. Одним из элементов головоломки стало выяснение того, можно ли наблюдать этот процесс в режиме реального времени у диких животных.

Для нового исследования Раффаэла Леш и 16 аспирантов и студентов университета собрали почти 20 тысяч фотографий енотов по всей континентальной части США с общественной научной платформы iNaturalist. И обнаружили, что у енотов, живущих в городских условиях, морда на 3,5% короче, чем у их сельских сородичей. Результаты согласуются с наблюдениями за городскими лисами и мышами.

«Это свидетельствует о том, что как только дикие животные начинают проводить время в непосредственной близости от людей, они становятся немного менее пугливыми и, возможно, даже начинают проявлять физические признаки синдрома одомашнивания», – отмечает Адам Уилкинс, биолог из Берлинского университета имени Гумбольдта, который первым предложил объяснение, связанное с клетками нервного гребня, но не принимал участия в новом исследовании.

Раффаэла Леш и ее коллеги намерены проверить, справедливы ли эти закономерности для других видов, например, для броненосцев и опоссумов.

«Я бы с удовольствием проделала эти шаги и посмотрела, действительно ли наши «мусорные панды» на заднем дворе дружелюбнее тех, что живут в сельской местности», – сказала она.

Источник