Найти в Дзене
ЛенПросвет (Hellen Geographic)

Детство Романовых, или Прогулка по Александровскому парку в Царском Селе

Во время прогулки по Александровскому парку города Пушкин я не могла избавиться от ощущения лёгкой грусти. Именно здесь, в тени старинных аллей парка, решилась судьба семьи последнего российского императора Николая II. Отсюда они отправились в ссылку, чтобы никогда больше не вернуться ни к прежней жизни, ни к прежней России. Рядом с Александровским дворцом есть особенное место — детский пруд с островом и расположенным на нём «Детским домиком». Сейчас детский домик находится в стадии консервации. Точнее медленно ветшает и умирает. Он, как открытая рана, которая напоминает нам о судьбе Романовых после революции. А ведь изначально, это здание, построенное в 1820-х годах, почти столетие наполнялось радостным смехом и счастьем нескольких поколений императорских детей. Из воспоминаний (1824г) Ольги Николаевны, дочери Николая Первого: «Папа подарил нам остров, на котором «Саша и товарищи его соорудили… домик из четырех комнат с салоном… нам подарили лодки. Матрос следил за нашей маленькой га

Во время прогулки по Александровскому парку города Пушкин я не могла избавиться от ощущения лёгкой грусти. Именно здесь, в тени старинных аллей парка, решилась судьба семьи последнего российского императора Николая II. Отсюда они отправились в ссылку, чтобы никогда больше не вернуться ни к прежней жизни, ни к прежней России.

Рядом с Александровским дворцом есть особенное место — детский пруд с островом и расположенным на нём «Детским домиком».

-2

Сейчас детский домик находится в стадии консервации. Точнее медленно ветшает и умирает. Он, как открытая рана, которая напоминает нам о судьбе Романовых после революции.

А ведь изначально, это здание, построенное в 1820-х годах, почти столетие наполнялось радостным смехом и счастьем нескольких поколений императорских детей.

-4
Из воспоминаний (1824г) Ольги Николаевны, дочери Николая Первого: «Папа подарил нам остров, на котором «Саша и товарищи его соорудили… домик из четырех комнат с салоном… нам подарили лодки. Матрос следил за нашей маленькой гаванью и учил нас морским обычаям. В кухне мы готовили настоящие обеды… Небольшое возвышение было названо «мысом Доброго Саши»»
-5

Конечно, не сами дети строили этот дом, он был возведен по проекту архитектора Горностаева.

-6

Каждый летний сезон остров становился любимым местом отдыха царственных отпрысков, где они устраивали игры и празднества. Когда дети повзрослели, они сохранили традицию и продолжили украшать и поддерживать уют в своей детской вотчине. Например, дети уже императора Александра II бережно хранили мебель, которую лично изготовил их батюшка в детстве. Кстати, когда Александр II стал императором, он распорядился установить на острове мраморные бюсты любимых наставников К. Мердера и Василия Жуковского. Однако теперь, увы, бюстов там уже нет. (бюст Жуковского находится в Камероновой галерее)

Дети Николая II тоже поддерживали семейную традицию проводить время на острове. Даже после ареста семье позволяли редкие прогулки там. Воспитатель наследника престола Алексея Николаевича, Пьер Жильяр, писал, что однажды мальчик вышел к пристани с игрушечным ружьём, с которым любил играть на острове. Охранявшие семью солдаты сочли оружие опасным и отобрали его. Несмотря на попытки воспитателя убедить солдат, что это всего лишь детская забава, усилия оказались тщетны. Цесаревич расплакался и Александра Федоровна попросила Жильяра вновь попытаться вернуть игрушку. Но и новая попытка оказалась неудачной. Солдаты не вернули свой «трофей».

-8

Что чувствовала в тот момент императрица? Вероятно, она сама еще не до конца осознала тот факт, что больше не была хозяйкой своей жизни и дома. Как же объяснить это ребенку? Тому, кто с рождения привык, что его желания — закон для окружающих. Теперь же вместо привычных обитателей дворца вокруг него были чужие люди с угрюмыми лицами. Мама и папа постоянно находились в напряжении... Раз и 300-летняя династия стала врагом собственного народа...

Редко я обращаю внимание на эту страницу нашей истории. Осознавая роль революции для народа, я не могу не задуматься и о судьбах семей, оказавшихся по другую сторону баррикад.