На реке Разумная в Белгородской области поселились нутрии. Откуда они там взялись, не знаю, но жилось этим грызунам до недавнего времени очень даже хорошо: воды достаточно, сильного течения нет, заболоченный берег с зарослями тростника, в которых можно отлично прятаться, да ещё и люди подкармливают. Жили - не тужили, но в конце октября 2025 года пришла большая беда, откуда не ждали. В результате нескольких атак на дамбу были повреждены шлюзы, что привело к снижению уровня воды в Белгородском водохранилище примерно на полтора метра. Река Разумная является притоком реки Северский Донец, на которой построено Белгородской водохранилище. Соответственно Разумная тоже сильно обмелела. Норы нутрий оказались на суше, то есть абсолютно непригодными для жизни этих полуводных грызунов. Животные собрались под пешеходным мостом, там, где ещё оставалось немного воды. Люди приносили им корм, да и травы было ещё достаточно, но проблема этим полностью не могла решиться. Месяц назад, когда мы ездили туда последний раз, ситуация была критическая, несколько особей уже погибли. Надежды на то, что с наступлением холодов кто-то из них выживет, было совсем мало.
В последний предновогодний выходной мы ездили посмотреть, как с аналогичной бедой справляются бобры на Белгородском водохранилище. Оказалось, что вполне неплохо. Они смогли сделать подкопы к оголившимся после ухода воды норам и хаткам. Есть надежда, что бобры смогут перезимовать без больших потерь.
Бобры - замечательные архитекторы и большие труженики, они могут подстраиваться под разные условия, чего не скажешь о нутриях, которые оказались абсолютно беспомощными.
Убедившись, что бобры нашли выход из сложившейся ситуации, мы решили съездить и на реку Разумная, где жили нутрии.
Было даже как-то страшно подумать, какая может предстать картина. Но, цепляясь за слабенькую надежду, всё-таки поехали.
Оставив машину на трассе, идём к реке с замиранием сердца. Издалека видим, что Разумная не вся замёрзла. Уже это дало слабенькую надежду.
По мере приближения видим, что воды добавилось. Надежда ещё немного укрепилась.
На пешеходном мостике, под которым жили нутрии видим крякву. Одна живая душа уже есть, и это хороший знак.
С мостика видим, что воды добавилось прилично, хоть и не до прежнего уровня, но всё-таки.
Кряква, испугавшись нас, с моста улетела к другим уткам, которых на воде было не меньше сотни. Но нутрий не видно. Птицам конечно проще, они могут перелетать на другие водоёмы, если что не так, а нутрии сильно привязаны к месту.
Кроме крякв никого больше нет, чего мы и опасались.
Но через некоторое время, присмотревшись получше, заметили чёрный комочек на берегу, по форме похожий на зверека.
Точно, это нутрия. Сидит на снегу у самой воды. Неужели всего одна осталась? Вокруг только снег, лёд и вода, на которой неторопливо плавают утки. Минут десять наблюдали такую картину.
Но вдруг с другой стороны моста на снегу появился ещё один зверёк.
Эта нутрия ходила по снегу довольно бодро, подошла к воде, потом развернулась и пошла в нашу сторону. Мы конечно обрадовались, увидев здоровенькую на первый взгляд нутрию. Но расстроились, что не принесли никакого корма. Просто мы сюда ехать не планировали, думали проведать только бобров, которым подкормка совсем не нужна. Уже потом, убедившись, что бобры ситуацию разрулили, решили заглянуть и к нутриям, впрочем почти без всякой надежды кого-то увидеть. В последний наш приезд здесь была совсем удручающая картина, почти не оставлявшая надежды на более-менее благополучный исход.
Какая досада, что мы с пустыми руками!!! Нужно быть готовыми ко всему, в следующий раз учтём.
Вскоре заметили ещё одну нутрию, которая сидела на берегу, отражаясь в воде, как сестрица Алёнушка из сказки.
Подошли к ней поближе. Нутрия посидела немного неподвижно и принялась чистить свой мех.
Вскоре откуда-то приплыла крупная светло-коричневая особь. Эта выглядела не только бодрой, но и толстой на удивление.
Через некоторое время пришла женщина с двумя детьми. Они стали бросать с мостика половинки яблок. Толстуха проплыла мимо, лишь слегка покосившись на угощение. Зато откуда-то из тростника прибежал чёрненький не очень крупный грызун, взял в лапки яблочко и стал кушать с аппетитом.
В это время пришли девушка и парень, которые тоже стали бросать под мост яблоки и морковь. Потом насыпали зерна.
На угощение стали откуда-то сходиться и сплываться нутрии, чёрные и коричневые, большие и маленькие. Думаю, их было десятка два или даже три, посчитать не догадалась. Утки стояли в стороне и не подходили к корму.
Зверьки не выглядели голодными. На зерно они совсем не обращали внимания, брали лапками яблоки или морковку, откусывали немного и бросали. Только некоторые из них ели с аппетитом.
Кто-то уносил яблоко в воду и грыз его там.
Потом девушка стала бросать куски батона. Вот тут-то вся компания по-настоящему оживилась. Батон уплетали все за обе щёки, бросив яблоки и морковь.
Некоторые, быстро насытившись, уплыли.
Другие после обеда стали умываться, чистить свои шубы.
Вскоре крупные особи разбрелись, осталась только молодёжь. Эти неторопливо грызли всё, что не доели взрослые.
Некоторые стали подходить и к зерну, но надолго возле него не задерживались.
Когда взрослые нутрии уплыли, со всех сторон стали слетаться и сплываться кряквы.
Утки крутились рядом с грызущими молодыми нутриями, но вели себя на удивление скромно, еду не отнимали, ждали своей очереди.
Однако стоило последним нутриям разойтись, как кряквы накинулись на всё, что осталось. Те, кто уверен в страшном вреде хлеба для птиц, могут не волноваться, нутрии булок не оставили, съели все до последней крошки. Зато зерно почти всё досталось уткам.
Но самыми популярными у крякв были, как ни странно, яблоки.
Морковку утки тоже таскали, но за яблоки даже дрались.
Селезни понаглее конечно, поэтому уточкам яблок не досталось, они больше зерно ели. А самый шустрый селезень схватит пол-яблока и быстрее с ним в воду, подальше от конкурентов.
У уток пир в разгаре, но вдруг откуда-то приплыла нутрия, надумала ещё сгрызть яблоко.
Кряквы тут же в панике полетели в воду. Видимо у них такой порядок: утки могут только доедать то, что оставили нутрии.
А за утками уж точно ничего не остаётся, всё подчищают.
Так что жизнь продолжается. Нутрии выглядят вполне упитанными. До тростника, где у них были норы, вода не дошла. Однако грызуны уже не сидят на новообразовавшихся в результате обмеления островках, как это было месяц назад. Тогда они сбились в кучки, прижавшись друг к другу, и сидели часами на одном месте в грязи в полной растерянности. Теперь же куда-то уходят или уплывают. Наверное смогли обустроить жилище и в таких условиях. Будем надеяться, что нутрии тоже смогут пережить зиму, лишь бы вода больше не уходила и не замерзала.
Теперь мы знаем, что сюда нужно приезжать с кормом. В следующий раз обязательно это учтём. А пока попрощаемся ненадолго.
А теперь нам туда.