Найти в Дзене
Это Кавказ

Как фотография карачаевских лошадей с Кавказа оказалась в Лувре

Ольга Бабенко сделала больше ста тысяч снимков карачаевских лошадей, на горной тропе спасла жеребца, поставив ему капельницу, и превратила любовь к животным в искусство. — Шаг вперед! Хорошо! Теперь плечи повернуть на меня! Не ваши, а лошади! — смеется Ольга Бабенко, вооруженная фотоаппаратом с длинным объективом. В десяти метрах от нее молодой конезаводчик послушно держит жеребца и выполняет команды. Ольга — фотограф, и главное ее увлечение — лошади. Место нашей встречи — выставка молодых жеребцов карачаевской породы на конном заводе «Карачаевский». Девушка за работой: делает экстерьерные фотографии жеребцов. — Это не художественные кадры, а рабочие, — объясняет Ольга. — Нужно показать все достоинства жеребца: голову, шею, мускулатуру. Экстерьерные фото — всегда в профиль, чтобы были видны все ноги, уши — вверх, голова чуть повернута к фотографу. В какой-то момент игривый конь встает на дыбы. — Вот такой кадр, — сразу комментирует Ольга Бабенко, — в художественном плане был бы отл

Ольга Бабенко сделала больше ста тысяч снимков карачаевских лошадей, на горной тропе спасла жеребца, поставив ему капельницу, и превратила любовь к животным в искусство.

— Шаг вперед! Хорошо! Теперь плечи повернуть на меня! Не ваши, а лошади! — смеется Ольга Бабенко, вооруженная фотоаппаратом с длинным объективом. В десяти метрах от нее молодой конезаводчик послушно держит жеребца и выполняет команды.

-2

Ольга — фотограф, и главное ее увлечение — лошади. Место нашей встречи — выставка молодых жеребцов карачаевской породы на конном заводе «Карачаевский». Девушка за работой: делает экстерьерные фотографии жеребцов. — Это не художественные кадры, а рабочие, — объясняет Ольга.

— Нужно показать все достоинства жеребца: голову, шею, мускулатуру. Экстерьерные фото — всегда в профиль, чтобы были видны все ноги, уши — вверх, голова чуть повернута к фотографу. В какой-то момент игривый конь встает на дыбы.

— Вот такой кадр, — сразу комментирует Ольга Бабенко, — в художественном плане был бы отличным. Но сегодня нужна статика.

«Кони травоядные, а мы едим мясо»

Любовь к лошадям у Ольги с детства — в парке ее однажды прокатили на пони, и это стало началом большой привязанности. В подростковом возрасте девушка занималась конкуром, а потом завела собственных коней. Тогда же удалось совместить это хобби с увлечением фотографией. — В интернете познакомилась с девушкой, которая снимала лошадей, — вспоминает Ольга.

— Она приехала ко мне, показала основы, а дальше я училась сама. Главное — понимать психологию коня. Они разные: есть сангвиники, флегматики. Чтобы сделать хороший кадр, нужно чувствовать, кого чуть припугнуть, кого приласкать. Кони больше и сильнее нас, но с биологической точки зрения они травоядные, а мы едим мясо, поэтому они нас слушаются и уважают. Сегодня своих лошадей у Ольги нет — говорит, уход требует слишком много времени. Последними питомцами как раз были карачаевская кобыла с жеребенком. Зато фотографией девушка занимается уже 18 лет.

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Капельница для жеребца

— Ольга у нас — легенда, она сделала уже больше 100 тысяч снимков лошадей, — говорит подошедший к нам Шарафатдин Узденов, автор книги о карачаевской породе «Шагающие над облаками», иллюстрированной работами Ольги Бабенко.

— Спросите у нее, как она спасла жеребца от смерти. Ольга немного смущается, но начинает рассказ о случае на одном из конных переходов, организованных Ассоциацией поддержки и развития карачаевской породы лошадей. Этих животных отличает выносливость и строение копыт, позволяющее уверенно чувствовать себя на горных тропах.

— В одном из переходов к вечеру заметила, что конь в ступоре, глаза стеклянные. Я поняла: он может пасть (про лошадей не говорят «умереть»). В ближайших селах не было ветеринара, поэтому сама поставила коню капельницы с глюкозой и физраствором, чтобы спасти от обезвоживания, — за годы работы я научилась делать лошадям внутримышечные и внутривенные уколы. Все закончилось благополучно. Фотограф отмечает, что карачаевцы проделали огромную работу по сохранению этой породы. Надо отдать им должное за возрождение и разведение этих коней, уверена Ольга.

— Несколько лет назад на каждого седьмого жителя республики приходилась одна лошадь карачаевской породы — огромная цифра. Самая многочисленная в мире порода — американская, ковбойские квотерхорсы. Карачаевская, мне кажется, следующая.

-10
-11

Международное признание

Работы Ольги Бабенко выставлялись в Нарзанной галерее Кисловодска и в городах Карачаево-Черкесии. Но география успеха фотографа давно вышла за пределы Кавказа.

— Благодаря Шарафатдину Узденову я познакомилась с Ириной Бондарь, членом ЮНЕСКО, почетным членом Российской академии художеств. Она проводила онлайн-выставку в Мексике с участием художников из 26 стран, туда попали и мои работы. Потом мои фотографии выставлялись в Греции, а одна в Лувре, — делится Ольга.

Кроме того, за вклад в развитие и сохранение карачаевской породы лошадей Ольга Бабенко награждена медалью «За заслуги перед Уммой Карачаево-Черкесской Республики» и старейшей общественной наградой Карачая и Балкарии — медалью Ислам-бия Крымшамхалова.

Автор: Антон Массовер