Найти в Дзене
Пахомов Петр

Мнимоумерший: и среди афонских монахов бывали пьяницы и вымогатели

В среде келлиотов случалось разное. Были возвышенные темы: подвиги, труды, в том числе и на благо Отечества, были некрасивые истории, достойные порицания. А были нелепые приключения, можно сказать карикатуры из Афонской жизни. Вот, такую историю описал один грузинский образованный человек по фамилии Саларидзе, неизвестно с какой целью приехавший на Афон, живший на Иоанно-Богословской грузинской келлии и по каким-то причинам изгнанный оттуда о. Венедиктом. Нашел приют он неподалеку на Трехсвятительской келлии схимонаха Варлаама (Чернышева). 30 января, в престольный праздник, в 11 часов, к нему в келью вваливаются два, очевидно, подвыпивших, как он пишет, субъекта и говорят: Вставайте! Пьяный монах лежит мертвый в стерни(так! не совсем ясно, что под этим подразумевается). Отец Варлаам приказал его изрубить на куски и вынести из келлии. Он, Сларидзе, удивленный такой позицией о. Варлаама устремился к нему, убедить его, чтобы тот доложил кому следует, а не пытался таким образом скрыть в

Грузинская келли апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Современный вид
Грузинская келли апостола и евангелиста Иоанна Богослова . Современный вид

В среде келлиотов случалось разное. Были возвышенные темы: подвиги, труды, в том числе и на благо Отечества, были некрасивые истории, достойные порицания. А были нелепые приключения, можно сказать карикатуры из Афонской жизни.

Вот, такую историю описал один грузинский образованный человек по фамилии Саларидзе, неизвестно с какой целью приехавший на Афон, живший на Иоанно-Богословской грузинской келлии и по каким-то причинам изгнанный оттуда о. Венедиктом. Нашел приют он неподалеку на Трехсвятительской келлии схимонаха Варлаама (Чернышева).

Келлия Трех Святитеплей
Келлия Трех Святитеплей

30 января, в престольный праздник, в 11 часов, к нему в келью вваливаются два, очевидно, подвыпивших, как он пишет, субъекта и говорят: Вставайте! Пьяный монах лежит мертвый в стерни(так! не совсем ясно, что под этим подразумевается). Отец Варлаам приказал его изрубить на куски и вынести из келлии. Он, Сларидзе, удивленный такой позицией о. Варлаама устремился к нему, убедить его, чтобы тот доложил кому следует, а не пытался таким образом скрыть возможное преступление. А иначе ученный муж сам напишет в газету. О.Варлаам будто бы предлагает ему за молчание 10 лир и уехать в Константинополь, а он в принципе собирается в русскую Миссию в Иерусалим, где его ожидают как образованного человека, владеющего русским и грузинскими языками. То есть от лир он не отказывается Но, как-то дело доходит до каймакама и Протата, и о. Варлаам предлагает ему подписать мировую и выехать в Солунь. Все сбивчиво, все непонятно. Но скоро выясняется вся история. Три приглашенных на праздник монаха, послужили не Господу, а Бахусу, и после этой службы вышли прогуляться дабы освежится, дошли до стерны, а там то ли толкнули третьего, то ли сам он упал навзничь и заснул мертвецким сном. Друзья оттаскивают мнимо умершего к себе бегут к о. Варлааму выклянчивают у него по 7 лир на брата. После этого приходит "умерший" и получает лиру. После окончания этой истории Саларидзе негодует: как же старец Варлаам мог приказать расчленить труп? А кто знает о "расчленении"? Только писатель-вымогатель и монахи-пьяницы. В общем муть поднятая либеральным "просвещенным" человеком. Налицо недостойное поведение нелучших афонских монахов, вымогательство и результат: письмо в Солунь, написанное по пустому случаю. Ясно, что о. Варлаам боялся стать главным лицом еще одной скандальной истории и платил всем за молчание, а остальное. Из такой карикатуры рождались мерзкие статьи, которые с радостью задолго до революции и советского времени помещались в газеты. Надо добавить, что Саларидзе еще писал в Салоники в Генеральное Консульство и совсем уж мерзкие обличения.