Легенда гласит: во время умиротворения индейцев одного молодого офицера армии США атаковали два противника. У него был капсюльный пистолет. Офицер выстрелил. Он убил одного из индейцев. Пистолет был однозарядным (возможно, кавалерийский пистолет-карабин M1855), и нападение второго врага увенчалось успехом. Молодой американский парень лишился скальпа и жизни.
У этого офицера был брат, который работал на государственном арсенале в Спрингфилде. Звали его Джон Паркер Линдсей, и он имел изобретательскую жилку. Гибель брата подтолкнула его к идее, как простое одноствольное капсюльное оружие заставить делать не один выстрел, а два.
Насколько правдива эта легенда – сейчас выяснить невозможно, но фактом является то, что 23 марта 1860 г Д. П. Линдсей отправил в Патентное Бюро заявку на многозарядный патрон для оружия. Смысл был в том, что в металлическую гильзу последовательно заряжались порох и пули, и в ней имелись отверстия для воспламенения каждого заряда в отдельности. В заявке говорилось: “Заявитель придумал новый и совершенный многозарядный патрон для применения в огнестрельном оружии, который, по его искреннему убеждению, ранее не был известен или не использовался до нынешнего изобретения заявителем.”
Данное утверждение оказалось неубедительным. 25 апреля Патентное Бюро отказало в регистрации изобретения с формулировкой «из-за отсутствия новизны».
Поражение не обескуражило Линдсея. Он нанял адвоката Ричарда Фицджеральда из Нью-Хэвена, Коннектикут, и 23 июня подал новую заявку. Она была тоже о многозарядном патроне, но значительно улучшенном. Стрелковое оружие под него не требовало нескольких брандтрубок. Последовательное воспламенение обеспечивалось сложной конструкцией самого патрона.
Несмотря на сопроводительное письмо адвоката, Патентное Бюро 25 июня снова отказало изобретателю. Уже 26-го Ричард Фицджеральд с праведным негодованием написал обращение к Патентному Бюро с пожеланием лично присутствовать на обсуждении дважды отклоненного изобретения.
9 июля 1860 года экспертная комиссия из трех человек: Девитт Лоуренс, Руфус Родс и А. Б. Литтл высказалась за то, чтобы выдать патент. Оказывается, камнем преткновения был английский патент А. Л. Ханота от 23 апреля 1825 года. Согласно патенту, «каждый заряжаемый ствол должен иметь столько запальных отверстий, сколько предполагается в нем разместить зарядов, и аналогичные запальные отверстия должны быть сформированы во внешнем или стреляющем стволе, с точным соответствием отверстиям в заряжаемом стволе». Комиссия разобралась в отличиях первой заявки Линдсея от второй, и согласилась, что вторая не покрывается патентом Ханота. В заключении было сказано: «Устройство Линдсея устраняет необходимость в более чем одном замке и ненужных запальных отверстиях в стреляющем стволе». 26 июля Линдсей получил патент.
Официальная бумага грела душу, но не карман. Линдсей активно занялся продуктизацией своего изобретения, и тут выяснилось, что никто не готов разрабатывать оружие под новый патрон. Что ж, у изобретателя на этот случай имелись ещё кое-какие задумки. Вскоре он сформировал новую заявку в Патентное Бюро. На этот раз дело касалось улучшения самого оружия.
9 октября 1860 года Д. П. Линдсей получил патент на систему спуска стрелкового оружия с одним спусковым крючком, двумя курками и двумя шепталами. Её суть заключалась в том, что заряды в стволе располагались последовательно и разделялись пулей, которая забивалась так плотно, чтобы воспламенение переднего заряда не приводило к воспламенению заднего. Система предусматривала две брандтрубки (каждая к своему заряду), два отдельно взводимых курка и один спусковой крючок. Первое нажатие на крючок приводило к спуску правого курка и воспламенению переднего заряда. Второе нажатие – к спуску левого курка и воспламенению заднего заряда.
Конструкция оружия по второму патенту Линдсея лишь в части замка отличалась от традиционной. Изобретателю не составило труда подготовить все необходимые чертежи, создать в Нью-Йорке компанию J.P. Lindsay Mfg Co. и заключить контракт с Union Knife Company в Коннектикуте на производство пистолетов. Он был хорошо знаком с владельцами этой фабрики металлических изделий; буквально год назад Линдсей, в качестве наёмного технолога, налаживал на ней производство револьверов Уэлча.
Фортуна благоприятствовала новоявленному предпринимателю. В 1861 г в США началась Гражданская война. Поднялась волна спроса на оружие. Даже такой необычный пистолет, как пистолет Линдсея, вызвал интерес покупателей.
Всего предлагались три модели: карманная, поясная и военная. Они продавались под брендом YOUNG AMERICA (Молодая Америка). Имели простенькую базовую гравировку и ореховые накладки на рукояти. Различались в основном размерами.
Карманная модель была самой маленькой. Она имела четырёхдюймовый октагональный ствол с канелюрами. Пистолет стрелял пулями .41-го калибра.
Поясная модель имела полностью октагональный ствол, длина которого варьировалась в пределах 4 ½ - 5 ½ дюйма. Калибр был тот же – 41-й.
Военная модель отличалась, прежде всего, калибром. Он у неё был .45-м. Ствол имел длину 8 ½ дюйма. Он был частично круглым, частично октагональным.
Большой популярности пистолеты не снискали. Историки оценивают тираж карманной модели в несколько сотен штук, и это был бестселлер Линдсея. Поясная и военная модели оказались проданы в количествах около 100 экземпляров каждая.
Выяснив, что Армия США заинтересована в длинноствольном оружии, более чем короткоствольном, Д. П. Линдсей разработал нарезной мушкет со своей двухзарядной системой на базе массового M1861 “Спрингфилд”. В 1863 году наступил благоприятный момент для его представления военному ведомству. Дело в том, что до этого Департаментом вооружений США руководил бригадный генерал Джеймс Рипли, который столь строго следил за единообразием армейского оружия, что отклонял предложения о закупках практически любых новинок. Однако после длительного конфликта с президентом США Линкольном, его позиции ослабели, и затем Рипли ушел на другую ответственную должность. В последние месяцы его руководства Департамент вооружений стал внимательно рассматривать предложения производителей оружия. А после ухода Рипли, военные даже стали проявлять энтузиазм в принятии новых образцов на вооружение.
В августе 1863 года в Военной Академии Вест‑Пойнта прошли испытания системы Линдсея. Капитан С.В. Бенет признал её в целом удовлетворительной. В его отчёте отмечалось, что первый выстрел плотно «осаживает» вторую пулю и мушкет функционирует без проблем. Причем, второй выстрел очищает канал ствола от сора лучше, чем это происходит в однозарядных M1861. Для использования подходили стандартные армейские пули Минье .58-го калибра массой 500 гран. Навеска пороха рекомендовалась равной 60 гран для каждого выстрела.
В декабре 1863 года с Д. П. Линдсеем был заключён правительственный контракт на поставку 1000 двухзарядных нарезных мушкетов (Lindsay Patent Model 1863 U.S. Double Rifle-Musket) по цене 25 долларов за штуку. Все обязательства были выполнены точно и в срок. Поставка завершилась в августе 1864 года. Вполне возможно, что были изготовлены дополнительные экземпляры для продажи частным лицам, поскольку известны образцы без клейм инспектора США. Однако другия причина отсутствия инспекционных клейм заключается в том, что эти мушкеты, вероятно, были последними из произведенных и никогда не были приняты и проверены правительством.
Полками, которым, как известно, были выданы двухзарядные мушкеты Линдсея, являлись 5-й, 16-й и 23-й Мичиганские добровольческие пехотные полки, а также 9-й Нью-Гэмпширский добровольческий пехотный полк. 16-й Мичиганский полк использовал их в битве при Пиблз-Фарм, которая проходила в рамках Питерсбургской кампании с 30 сентября по 2 октября 1864 года.
Отчеты 16-го Мичиганского и 9-го Нью-Гэмпширского полков указывают на то, что в полевых условиях мушкеты продемонстрировали катастрофические результаты эксплуатации, повлекшие за собой ранения и гибель людей. Оружие было довольно быстро списано и снято с вооружения.
Самой большой проблемой стал высокий риск ошибочного заряжания. Позиционирование порохового заряда в стволе критически важно для правильного воспламенения. Однако, очень часто порох переднего выстрела засыпался так, что его было невозможно поджечь. В результате боец делал сдвоенный выстрел, воспламеняя задний заряд. Зачастую, это приводило, как к разрушению мушкета, так и травмам стрелка. Более того, передний заряд мог стать проблемой, когда засорялась брандтрубка ведущая к нему. Если это происходило, последствия были теми же, как и в случае с неверным заряжанием.
Армейское фиаско системы Линдсея поставило на ней крест. Уже в 1865 году всякое производство оружия этого типа прекратилось. J.P. Lindsay Mfg Co. продала все активы компании T.W. Carter. Д. П. Линдсей ни оружием, ни изобретательством более не занимался.
(с) Свен Железнов
Ваши лайки важны для нас! Если статья понравилась - отметьте это!
Читайте также:
Европейская инновация на американской почве: нарезной мушкет, винтовка и пистолет M1855
Главный мушкет Гражданской войны: M1861 и М1863