Найти в Дзене
Газета "Культура"

Гоголь, бульвары и Стравинский: «Культура» подводит итоги театрального года

«Кабала святош». Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»
Равнение на мировую классику — главный тренд отечественного театра — остался неизменным. В уходящем году она окружена привычным вниманием. Ставят классику по-разному: строго «по букве», заглядывая в минувшие эпохи, подчеркивая приметы старины, и радикально, меняя время и место действия. В Малом театре появились «Без вины виноватые», в Маяковке — поэтический «Евгений Онегин», «Буря» разыгралась в Театре Пушкина, «Ревизор» пожаловал в «Мастерскую «12» Никиты Михалкова», а «Герой нашего времени» — в Театр Гоголя, «Женитьбу» сыграли в Театре Моссовета, «Горе от ума» — в «Сфере». Самой обсуждаемой премьерой стала «Кабала святош» в МХТ — пьеса Булгакова, написанная в советском 1929-м, давно прошла испытание на классичность. «Кабала святош». Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»
Одна из основных тенденций года — активизировавшийся интерес театров к западной драматургии второй половины прошлого столетия. В числе запомнившихся событ
Оглавление

Результаты уходящего московского театрального года вселяют веру в настоящее и надежду на будущее. Давайте вспомним его события, тренды, разочарования, порывы и прорывы. Каким он был — 2025-й? Несмотря на прогнозы скептиков, и количество премьер не сократилось, и места в зрительных залах не пустовали, и молодежи в них стало больше — люди тянутся к живым театральным впечатлениям. Точные статистические данные появятся позже — год еще не завершен.

Премьеры года

«Кабала святош». Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»

Равнение на мировую классику — главный тренд отечественного театра — остался неизменным. В уходящем году она окружена привычным вниманием. Ставят классику по-разному: строго «по букве», заглядывая в минувшие эпохи, подчеркивая приметы старины, и радикально, меняя время и место действия. В Малом театре появились «Без вины виноватые», в Маяковке — поэтический «Евгений Онегин», «Буря» разыгралась в Театре Пушкина,
«Ревизор» пожаловал в «Мастерскую «12» Никиты Михалкова», а «Герой нашего времени» — в Театр Гоголя, «Женитьбу» сыграли в Театре Моссовета, «Горе от ума» — в «Сфере». Самой обсуждаемой премьерой стала «Кабала святош» в МХТ — пьеса Булгакова, написанная в советском 1929-м, давно прошла испытание на классичность.

-2

«Кабала святош». Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»

Одна из основных тенденций года — активизировавшийся интерес театров к западной драматургии второй половины прошлого столетия. В числе запомнившихся событий — изящный спектакль Евгения Каменьковича «Аркадия» недавно ушедшего из жизни британца Тома Стоппарда в «Мастерской Фоменко»; «Перед рассветом» в театре «Мастерская «12» Никиты Михалкова» в постановке его художественного руководителя по мотивам произведений Бертольта Брехта — спектакль о том, как деформируют людей страх и ложь; трагикомедия «Сделка» режиссера Игоря Теплова в Театре Пушкина по мотивам пьесы швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» — остросюжетная захватывающая история о поисках смысла в теченье дней, отпущенных на земной путь.

Премьеры уходящего года стремились к эффектному зрелищному дизайну: сценическое пространство, создаваемое художниками-сценографами, дополнялось и преобразовывалось видеоэффектами и продуманной партитурой света — возможности технической аппаратуры растут быстро.

«Война — святее нету слова…»

Московский театральный 2025 год пополнил репертуар постановками, посвященными 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В предновогодние дни 2024-го состоялась премьера спектакля «Петербург — Петроград — Ленинград» в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. 9 Мая Театр Пушкина представил «женский» взгляд на военное лихолетье — спектакль-концерт «Так случилось, мужчины ушли…». «А зори здесь тихие» вошли в репертуар Театра на Малой Бронной (Сцена на Стромынке), спектакль «В списках не значился» украсил афишу Театра Олега Табакова, «Эшелон» — о женщинах, спасающих детей от ужасов военных лет, родился в «Сфере». «Мастерская Фоменко» и «Русская песня» представили спектакли о легендарном литературном герое Василии Тёркине. Из отдельных судеб воинов, совершивших подвиги, складывается летопись героической эпохи.

Тренды года

-3

«Игра интересов». Фото: Мария Моисеева/предоставлены пресс-службой РАМТ

Среди тенденций сезона очевидны расширение привычных рамок репертуара и нацеленность на эксперимент. Гуру российской режиссуры Алексей Бородин по-прежнему решительно берется за оригинальный материал: спектакль
«Игра интересов» в РАМТе объединил две самостоятельные пьесы европейских драматургов прошлого века — испанца Бенавенте и британца Шерриффа.

В День защитника Отечества Театр Олега Табакова представил документальную драму
«Позывной Тишина» в постановке режиссера-дебютанта Севастьяна Смышникова, посвященную участникам специальной военной операции. Драма-исповедь, основанная на рассказе реального человека, нашего современника, написана не в формате вербатима, так популярного в недавнем прошлом, а в согласии со сценическими законами.

-4

«Позывной Тишина». Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

2025 год вывел на подмостки малоизвестный, а то и совсем неизвестный, театру литературный материал. Режиссер Марина Брусникина обратилась к автобиографическому роману Ивана Шмелёва «Лето Господне», герои которого за свою долгую, почти вековую жизнь не появлялись в театре. Теперь одноименный спектакль — украшение афиши РАМТа. В Малом театре молодой режиссер Владимир Данай впервые инсценировал и поставил сложный психологический роман
«Защита Лужина» Владимира Набокова. Дмитрий Бикбаев — тоже молодой режиссер — автор спектакля «Москва. Сумерки» по готической повести Алексея Толстого «Упырь» в «Покровка.Театре» (прежнее название — «Театр на Покровке»). Появление редких на российских сценах разножанровых произведений вселяет веру в результативность молодой режиссуры.

-5

«Москва. Сумерки». Фото: Диана Евсеева/предоставлены пресс-службой «Покровка.Театра»

Многие московские театры, среди них — Театр на Таганке, РАМТ, Маяковка, Театр Ермоловой — ведут планомерную и серьезную работу с новыми режиссерами и авторами, понимая, что театр развивается современной драматургией и свежими постановочными идеями. «Скамейки запасных» кадрового резерва постепенно заполняются молодыми специалистами, ожидающими своего выхода.

Спектакли в честь юбилеев

Ряд специально подготовленных спектаклей и концертов посвятили юбилеям московских театров. Вечер «Век на сцене. Перезагрузка» — столетию Театра имени Н.В. Гоголя — одного из старейших театральных коллективов Москвы. Актеры всех поколений «перелистали» вековую летопись главных событий. Осенью состоялся праздничный спектакль «И будет театр!..», посвященный 75-летию Театра имени А.С. Пушкина. В спектакле участвовала вся труппа. РАМТ неформально и душевно отметил столетие со дня рождения великого режиссера Анатолия Васильевича Эфроса.

-6

Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Сотрудничество

Спектакль «Стравинский. Куклы. Танцы» (Вечер одноактных балетов на музыку Игоря Стравинского: «Петрушка» и «Жар-птица») впервые причудливо объединили Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Театр кукол имени С.В. Образцова: сценическими партнерами артистов балета стали ростовые куклы. Сложилась зашифрованная смысловая игра с четкой структурой и общей историей, путешествующей во времени.

Диалог искусства и города

-7

Фото: Дмитрий Белицкий/АГН «Москва»

Москва забывает о гастрольно-отпускной летней паузе благодаря фестивалю «Театральный бульвар». В 2025-м он длился 92 дня, с 1 июня по 31 августа, и встретил 1,5 млн зрителей. На 14 площадках Бульварного кольца показали около 1000 спектаклей, перформансов, аудиоспектаклей-прогулок, интерактивных просветительских программ — в них принимали участие не только московские труппы, но и гости из регионов страны. Фестиваль впервые получил статус международного: Москва встретила представителей разных стран, среди них — Китай, Гвинея, Аргентина, Мексика. И в разгар зимы зрители тепло вспоминают летний open-air фестиваль, когда театр становился частью оживленной городской среды.

-8

Фото: Дмитрий Белицкий/АГН «Москва»

Накануне Всемирного дня театра в ночь с 27 на 28 марта состоялась традиционная, уже тринадцатая, общегородская акция «Ночь театров», которую посетило рекордное число зрителей — около 18 тысяч. Спектакли и читки, открытые репетиции и перформансы, творческие встречи, концерты, интеллектуальные викторины — всего 120 разнообразных мероприятий от 90 культурных институций. Уникальным событием стал 12-часовой театральный марафон в Новом Манеже — самый продолжительный ночной показ спектаклей.

Памятники года

-9

Фото: Дмитрий Белицкий/АГН «Москва»

На Тверском бульваре, рядом с Театром имени Пушкина, появилась скульптурная композиция, посвященная основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен. А перед входом в Театр на Таганке (бывший Театр «Содружество актеров Таганки») воздвигнут памятник выдающемуся режиссеру Юрию Петровичу Любимову.

-10

Фото: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»

Решение года

-11

«Задворки». Фото: Елена Морозова/предоставлены пресс-службой театра «Ленком Марка Захарова»

Год открылся объявлением о
назначении режиссера Владимира Панкова художественным руководителем театра «Ленком Марка Захарова». Новость вызвала большое волнение и обсуждалась пристрастно. Не все верили в силы лидера «Центра драматургии и режиссуры». Две масштабные и яркие по художественному результату работы: осенний проект «Задворки» и недавняя премьера «Репетиции оркестра» — показывают, что режиссер намерен строить свой театр на крепком фундаменте, заложенном великими предшественниками. Обе работы ясно передают театральный стиль Панкова — свободный, сочный, романтический, построенный на единстве драмы, музыки, пластики. В двух постановках был занят практически весь актерский состав разных поколений «Ленкома». Труппа заметно сплотилась и выступила с неподдельным азартом.

-12

«Репетиция оркестра». Фото: Полина Королёва/предоставлены литературно-драматической частью театра «Ленком Марка Захарова»

Модернизации года

Одна из тенденций сезона — ремонты, строительные и реставрационные работы, техническое переоснащение. Любые обновления театральных домов всегда влияют на творческие процессы. Завершена реставрация здания театра «Мастерская «12» Никиты Михалкова» на Поварской улице. Сейчас это одна из самых современных театральных площадок Москвы с уникальным сценическим оборудованием: залом-трансформером, иммерсионной акустикой и голограммами. В год 90-летия Олега Табакова отреставрировано историческое здание созданного им театра на Чистых прудах. Проделана серьезная работа: укреплены стены и своды подвала, заменены все инженерные системы, введена в эксплуатацию новая вентиляция, установлено современное сценическое оборудование, обновлены интерьеры.

-13

«Мастерская «12» Никиты Михалкова». Фото: Максим Мишин/пресс-служба правительства и мэра Москвы/АГН «Москва»

Стремительно прошел ремонт особняка, где прописан «Покровка.Театр». В нем обновили гримерные и переоснастили сцену — теперь подмостки могут увеличиваться за счет прямоугольного игрового пространства, вынесенного в зрительный зал, а цифровые видеоэкраны дополняют декорационное оформление. Увеличилось количество мест для публики, а сам камерный зал можно организовывать по-разному — к примеру, расставить кресла в различных трансформациях. Полностью переоборудованы буфет и гардероб. Фойе превратилось в элегантный зеркальный салон с портретом основателя театра Сергея Арцибашева.

Отставки и назначения

-14

Владимир Кехман. Фото: Василий Кузьмичёнок/АГН «Москва»

Генеральный директор МХАТ имени Максима Горького Владимир Кехман, амбициозный и деятельный менеджер, которого не раз называли «персоной года», освобожден от должности. Причины наверняка серьезные, но их пока не разглашают. Вспомним добрые дела Владимира Абрамовича: нашел общий язык с президентом театра Татьяной Васильевной Дорониной; заинтересовал спектаклями нового зрителя; инициировал постановку «Женщин Есенина» о истории любви и расставаний, пользующуюся неизменным успехом у публики. На пост гендиректора МХАТа назначена Елена Булукова, которой удалось ранее навести порядок в Театре кукол Образцова. Очевидно, что кадровая система управления ориентирована на подготовку молодых управленцев. Яркий пример — назначение на руководящие должности «Покровка.Театра» победителей конкурса театральных руководителей по формированию кадрового резерва «Таланты»: худруком стал Дмитрий Бикбаев, директором — Алексей Родин. Выпущен дебютный спектакль, и первый блин не оказался комом.

Фото на анонсе: Полина Королёва/предоставлены литературно-драматической частью театра «Ленком Марка Захарова»