В социальных сетях часто можно увидеть фотографии и видео идеально чистых, аккуратно организованных пространств с хэштегом - ОКР- или коротким комментарием : «Я такая помешанная на порядке и чистоте». Эти фразы авторы используют как шутку. Иногда мы смотрим на это и думаем: «Это здорово, я тоже хочу так!» Однако за этим часто скрывается искаженное представление о жизни людей, страдающих от ОКР.
Синдром обсессивно-компульсивного расстройства - это не просто желание поддерживать порядок- это психическое расстройство. Причины его возникновения остаются предметом гипотез, а фармацевтического лечения, полностью устраняющего его, пока не существует. ОКР- не выбор человека.
Одна из моих пациенток - девушка с ОКР, и её жизнь далека от картинок из Pinterest. Она водитель с большим стажем, но однажды после возвращения с работы она столкнулась с приступом ОКР. Её захватила мысль о том, что она могла кого-то сбить по дороге - идея, которая пришла к ней без причины. Она решила вернуться и проверить обочины и канавы, чтобы убедиться, что всё в порядке. Потеряв много времени, ничего не обнаружив, она немного успокоилась и вернулась домой. Этот временное ослабление чувства дискомфорта дало её мозгу сигнал - тревога уменьшилась, и она решила, что так стоит делать всегда.
Такие мысли стали её постоянным спутником. Вождение стало для неё стрессовым, и она стала испытывать сильный страх, что может кого-то сбить. Проверки на дорогах стали постоянными. Она знала каждую выбоину и неровность, чтобы "определить" наличие потенциальной опасности. ОКР требовало, чтобы в памяти, когда она вернётся домой, она воспринимала столкновение с неровностями во время езды как удар машины о человека, которого она могла сбить и оставить умирать. Однажды вечером, возвращаясь домой и собираясь вновь отправиться на проверку, она оказалась на грани нервного срыва . Её муж попытался её остановить – это переросло в скандал и чуть не разрушило их брак.
Родители девушки неоднократно пытались объяснить ей, что проверять не нужно, и просто оставаться дома правильно. Однако она ответила, что если её не отпустят проверить, то она пойдет в полицию. В обычное время она была очень добрым и нежным человеком , который никогда никого не обидит намеренно, но во время приступов она искренне верила, что оставила кого-то умирать на обочине.
Во время терапии близкие играют важную роль. Часто бывает, что они первые кто обращается за помощью . В терапии они учатся, как правильно вести себя и что говорить или не говорить, чтобы помочь человеку. В их рассказе было важно понять, что первые проявления ОКР у дочери возникли примерно в 8 лет. Родители пытались помочь, но потом симптомы стихли сами и вернулись уже во взрослом возрасте.
Отец в один из приступов сказал ей: «Да хорошо, иди в полицию. А что ты думаешь, что они тебе скажут?» Дочь ответила: «Они посадят меня в тюрьму, потому что я этого заслужила». Отец объяснил: «Они поймут, что тебя нужно изолировать на время, но не сажать, они решат, что ты уже в клетке, и тобой управляет «монстр». Скорее всего, тебе предложат обратиться за психиатрической помощью. Тебе нужна помощь, чтобы справиться с этим».
После нашей встречи девушка решила бороться со своим «монстром». Впервые за год она осталась дома и не проверила обочины, не пошла в полицию. Она перестала «кормить» своё ОКР и навязчивые мысли исчезали без поддержки привычных ритуалов. Ведь предыдущие действия, хоть и казались ей необходимыми, только укрепляли «монстра», делая его сильнее и требуя новых ритуалов. Единственный способ "успокоить" этого «монстра» – не кормить его, чтобы он ослабел и в конце концов умер. Чем дольше она откладывала выполнение своих ритуалов, тем слабее становился её внутренний враг.
Это сработало. Она мужественно переносила дискомфорт и тревоги, связанные с отказом от привычных действий, понимая, что либо она победит, либо будет страдать всю жизнь. Первый важный шаг в терапии - признание наличия проблемы. Нельзя победить то, чего ты не боишься, надо признать этот страх и свою проблему. Победив ты обретёшь свободу.
Краткосрочная стратегическая терапия - это мощный инструмент в борьбе с ОКР. Она помогает человеку понять механизм проблемы и научиться действиям, необходимым для её устранения. Главное, она учит, как подготовиться к возможному возвращению «монстра» в новой обличии и знать, что делать в таких случаях.