Среди зданий пригородных железнодорожных станций, находящихся в ближних окрестностях Петербурга, одним из наиболее впечатляющих является вокзал станции «Новый Петергоф». Это величественное строение в неоготическом стиле было возведено в середине 19 века и до настоящего времени является частью действующей железнодорожной станции.
Правда, с 2010 года кассы и зал ожидания были перенесены из старой части здания в специально построенные новые павильоны, находящиеся рядом к платформами старого вокзала.
Но под дебаркадером исторической части станции, где когда-то проходили паровозы, по-прежнему регулярно проезжают электрички.
Выглядит это довольно колоритно:
Сейчас «Новый Петергоф» - это работающая станция, относящаяся к Октябрьской железной дороге. От нее отправляются электрички как в сторону Петербурга, так и противоположном направлении - в сторону Ломоносова и Соснового Бора. Те люди, которые едут по железной дороге из Петербурга к дворцам и паркам Петергофа, обычно выходят именно здесь.
Петергофская железная дорога появилась на заре эпохи железнодорожного строительства в России. Первая в нашей стране железная дорога общественного пользования, связавшая Петербург с Царским Селом, была открыта в 1837 году, Петербургско-Московская - в 1851 году, а железная дорога из Петербурга в Петергоф - в 1857 году.
В те времена Петергофская железная дорога была отдельной железнодорожной линией, начинавшейся от современного Балтийского вокзала в Петербурге (он тогда назывался Петергофским) и шедшей до нынешней станции "Новый Петергоф" (тогда просто "Петергоф"). Длина всей дороги составляла 27,2 версты, то есть примерно 29 км.
Вокзал, которому посвящена данная статья, был конечной остановкой первоначального участка. С этим, вероятно, отчасти и было связано то, что он был построен как довольно внушительное и изящно декорированное сооружение.
Строительство Петергофской железной дороги было связано с именем известного предпринимателя барона Александра Людвиговича Штиглица, памятник которому в 2009 году был установлен рядом со станцией "Новый Петергоф". Фигура барона Штиглица хорошо известна историкам. Он был одним из крупнейших российских финансистов своей эпохи, крупным текстильным и железнодорожными предпринимателем. С 1860 по 1866 годы был первым председателем Государственного банка - главного кредитного учреждения Российской империи, создание и становление которого во многом было связано с деятельностью барона. Получив крупное состояние от отца и еще в молодости его значительно приумножив, с возрастом Штиглиц все больше становился меценатом, пожертвовав при жизни и завещав после смерти миллионы на различные благотворительные начинания. Современники неоднократно отмечали кристальную честность и просвещенность Александра Людвиговича, далеко не всегда характерные для людей его круга. Так что и в его многочисленных коммерческих проектах, одним из которых стала Петергофская железная дорога, общественное и государственное значение всегда учитывались.
Строительство Петергофской железной дороги, как и многие другие начинания барона Штиглица, оказалось разумным и экономически успешным предприятием. Она создавалась в целях популяризации первых железных дорог в России и для нужд богатых дачников, но также в значительной степени поспособствовала развитию местности, по которой была проложена железнодорожная линия, и позволила накопить опыт и обучить большое количество специалистов, что впоследствии облегчило осуществление многих крупных железнодорожных проектов в разных частях страны.
Почти сразу после введения в эксплуатацию первоначального участка Петергофской железной дороги началось ее дальнейшее развитие. В 1858—1859 годах было построено ответвление от основной линии к Красному Селу, а к 1864 году железнодорожная линия от нынешней станции "Новый Петергоф" была продолжена до Ораниенбаума. Впоследствии, в 1872 году, Петергофская линия вошла в состав Балтийской железой дороги, соединившей Петербург с эстляндскими портами Ревель и Балтийский Порт (сейчас соответственно Таллин и Палдиски в Эстонии).
Но вернемся к петергофскому вокзалу. Его строительство происходило в 1855-1857 годах по проекту и под руководством известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Он был выходцем из семьи французских эмигрантов, осевших в России в конце 18 века и давшей нашей стране целую династию крупных деятелей культуры, науки и искусства. С 1850 г. года Николай Бенуа был главным архитектором Петергофа, так что логично, что создание петергофского вокзала было поручено именно ему.
Считается, что источником вдохновения для Бенуа при составлении проекта станционного здания в Петергофе стал католический собор в итальянском городе Орвието - готический шедевр 13 века, с которым Николай Леонтьевич близко познакомился во время стажировки по Европе после окончания Академии художеств.
Поэтому в определенном смысле можно сказать, что готические мотивы петергофского вокзала имеют корни в средневековой Италии. Впрочем, значение этого факта не стоит и преувеличивать: станционное здание в Петергофе - это вполне самостоятельная, зрелая и удачная работа Бенуа.
Особенно хорош западный фасад вокзала, украшенный башней в четыре яруса, возвышающейся над стрельчатыми арками для прохода поездов. Над арками расположены лоджии с колоннадой. Башня украшена ажурным парапетом с пинаклями и стрельчатыми узкими окнами.
Кстати, участие Николая Бенуа в проектировании станционных зданий Петергофской железной дороги не ограничилось петергофским вокзалом. Примерно в одно время с ним он спроектировал еще и вокзалы станций "Сергиево" и "Стрельна". Любопытно, что все они, по крайней мере в первое время после строительства, использовались не только как станции, но и в качестве увеселительных объектов: в зданиях действовали рестораны, театры, небольшие концертные залы и даже оранжереи.
Связано такое совмещение функций было с тем, что в середине 19 века важность и ценность железных дорог еще не всегда были ясны публике, так что людей приходилось завлекать на железные дороги разного рода развлечениями. Впервые в России это было реализовано в Павловском вокзале на Царскосельской железной дороге. Собственно, само слово "вокзал" в современном значении в русском языке появилось, видимо, как раз благодаря таким железнодорожным станциям с публичными увеселениями.
Дело в том, что изначально, примерно с конца 18 века, вокзалами (точнее воксалами) в России называли парки и заведения, предлагавшие различные общественные развлечения: танцы, фейерверки, маскарады и т.д. Термин был связан с популярным в те времена увеселительным парком "Воксхолл-гарденз" в Лондоне (англ. Vauxhall Gardens), который в нашей стране в несколько искаженной форме часто называли "Воксал". Первые железнодорожные станции в России (в тот числе и вокзал в Петергофе) часто были такими "воксалами", то есть предлагали различные дополнительные развлечения. Под их влиянием слово "воксал", постепенно трансформировавшееся в "вокзал", приобрело современное значение железнодорожной (или вообще транспортной) станции, даже если никаких развлечений там уже не предлагалось.
Конечно, масштаб и изящество петергофского вокзала были связаны еще и с близостью императорских и великокняжеских резиденций, находившихся в самом Петергофе и его окрестностях. Сюда нередко прибывали как члены императорской фамилии, так и иные влиятельные лица, в том числе члены иностранных правящих династий.
Интересно, что на этой же железнодорожной линии после станции «Новый Петергоф», если двигаться от Петербурга, следующей станцией является «Старый Петергоф». Это может вызывать путаницу относительно времени их открытия, так как в действительности станция "Новый Петергоф" была открыта раньше, в 1857 году, а станция "Старый Петергоф" позже, в 1864 г., когда начала действовать линия от Петергофа до Ораниенбаума. Объяснение ситуации в том, что названия связаны не со временем открытия станций, а с историей самого Петергофа. Старый Петергоф - западная часть этого города, где в начале 18 века первоначально находилось поселение дворцовых крестьян - строителей царской резиденции, поскольку строительство предполагалось западнее нынешнего места. Однако к 1710-м годам центр ансамбля был перенесен к востоку, на место современного Нижнего парка, и появилось новое, более восточное поселение строителей. Эти поселения получили названия соответственно Старый и Новый Петергоф. Отсюда и названия появившихся в 19 веке железнодорожных станций.
На станции "Старый Петергоф", кстати, тоже был свой весьма изящый вокзал, к сожалению, полностью разрушенный во время Великой Отечественной войны. Пострадал в те тяжелые времена и вокзал "Нового Петергофа", но был восстановлен и по-прежнему выполняет свои непосредственные функции, дополняя их величественным видом своей изысканной архитектуры, заставляющей восхищаться людей, умеющих ценить прекрасное.
М.С.
Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)