Научно-технический прогресс, который можно воспевать за быстроту или ругать за медлительность, похоже, даётся нам дозированно и по расписанию. В 1993 году американская связная компания AT&T в своей рекламе «Ты будешь» предсказала многие вещи, которые материализовались только в этом веке. В роликах AT&T показаны планшеты, спутниковая навигация, системы заказа билетов через интернет, видеосвязь и другие технологии, совершенно фантастические для начала 1990-х, когда интернет был в зачаточном состоянии и о нём мало кто слышал. (Подробнее смотрите, щёлкнув здесь.) Удивительные совпадения можно отнести на провидческий талант сценариста или – крамольная мысль – на плановый характер научно-технического прогресса.
Переходя к энергетике, основной тематике «Энергознания», отмечу, что дозированная подача инноваций проявилась совершенно откровенно. Особенно хорошо это видно на примере ядерного синтеза. В 1989-м, когда химики Мартин Флейшман и Стенли Понс объявили об открытии холодного ядерного синтеза, американские спецслужбы сделали всё возможное и невозможное, чтобы дискредитировать учёных. Организовали разгром исследования на заседании Американского физического общества и запустили серию фальшивых разоблачительных статей в специальной и широкой прессе. Чтобы закрыть рты Флейшману и Понсу, им устроили военный трибунал за неумышленное разглашение сведений, которые террористы и геополитические противники США могут попытаться использовать для создания водородной бомбы.
Исследования холодного термоядерного синтеза были замедлены, но не остановились. Как часто бывает, проще взять новое название, чем отмыть замаранное старое. Учёные-энтузиасты по всему миру исследуют низкоэнергетические ядерные реакции (Low Energy Nuclear Reactions – LENR) и ядерный синтез внутри кристаллической решётки (Lattice Confinement Fusion). В 2020 году Евросоюз даже организовал консорциум Clean Hydrogen Metal Energy (CleanHME), а в 2023-м Министерство энергетики США выделило средства на исследования LENR.
Ключ к пониманию научных планов в сфере термояда можно получить, зная приёмчики трёхбуквенных агентств. Как они действуют? Они не могут так просто взять и дискредитировать целое научное направление, не предложив ничего взамен. Понимаете, свято место пусто не бывает. Поэтому вместо холодного ядерного синтеза широкой публике был предложен сверхгорячий. Страницы околонаучной прессы запестрили сообщениями о неимоверных температурах, которые необходимы для запуска вожделенной реакции. Научные коллективы стали соревноваться между собой за то, у кого горячее плазма и кто дольше сможет её удержать. Здесь главный приём – зацепить внимание публики и постоянно поддерживать его, подбрасывая новую и новую информацию: «Достигнута температура 50 000 градусов, время удержания плазмы – семь секунд... Достигнута температура 100 000 градусов, время удержания двадцать секунд…». Вы спросите, каким образом трёхбуквенные агентства влияют на научные исследования? Американский геолог Дуглас Вогт подробно рассказывал об этом в своих видеолекциях в YouTube (источник здесь). Вот выдержка из его лекции.
Международный термоядерный долгострой ITER, видимо, войдёт в историю как самая дорогостоящая психологическая операция. Ценник здесь исчисляется десятками миллиардов долларов, а деньги самым гениальным образом собраны с целого ряда стран, которые считают участие в проекте ITER вопросом престижа. Результат просто великолепен: в головах обывателей сложилась ясная мысль: «Термояд – это несбыточная мечта человечества», что, собственно, и требовалось вбить людям в головы.
Энтузиасты, исследующие низкоэнергетические ядерные реакции за свой счёт в малых и домашних лабораториях, отмечают, что за каждым их сообщением следовали официальные объявления о тех или иных успехах сверхгорячего термояда. Возникает ощущение, что истеблишмент воспринимает ядерщиков-самодельщиков как серьёзных конкурентов и спешит замусорить информационное пространство, мешая публике докопаться до сути.
Американский кинорежиссёр Джей Вайднер подтвердил тактику конкурентного замусоривания инфопространства. Недавно Вайднер снял документальный фильм про покушение на президента Кеннеди, где изложил результаты собственного журналистского расследования. Буквально через два месяца после выпуска фильма он обнаружил на видеохостингах несколько наспех смонтированных фильмов на ту же тему (все – с сомнительной официальной точкой зрения), о подготовке которых не было заявлено заранее. Сами понимаете, поисковые системы выдают наспех склеенные фильмы-пустышки вперёд Вайднеровского добротного труда.
В последнее время на рынке появился целый ряд научно-исследовательских компаний, работающих в сфере управляемого ядерного синтеза. Они не являются публичными, а потому не обязаны сообщать о своих успехах или неудачах. Тем не менее, они спешат опубликовать сообщения, притом часто делают это одновременно. Взгляните, что на эту тему рассказал британский исследователь LENR Роберт Гриниер (справа) американскому научному журналисту Эштону Форбсу.
Беседуя, Эштон Форбс и Роберт Гриниер пришли к выводу, что публике скармливают порции старых новостей, в действительности же исследования управляемого ядерного синтеза продвинулись настолько далеко, что обывателям будет сложно в это поверить.
Похоже, стратегия развития энергетики на основе ядерного синтеза не очень вяжется с информационной прозрачностью. История блестящих визионеров телекоммуникации из AT&T повторяется в другой отрасли.
Теги: идёт волна термоядерных стартапов, новый энергетический уклад стучится в дверь, публичная информация в сфере ядерного синтеза, Robert Greenyer & Ashton Forbes.
______________________________
Спасибо за ваши комментарии и лайки. Нам важно, что вы нас читаете.