Найти в Дзене
ГЕОСТРАТЕГ

Бантустан и в головах, и в клозетах (24.12.2025)

#геостратегия Представьте, что к современной России одномоментно присоединятся Средняя Азия, Афганистан и часть Пакистана, после чего пройдут выборы, и представители новых территорий заполнят этажи власти, а ресурсы страны направят на выравнивание уровня жизни "бедных и несчастных". При этом новые граждане не будут стремиться к получению образования, работе и развитию страны. Иждивенчество, недовольство, архаичные традиции и уверенность, что им все должны, станут основой социального поведения и мотивом государственной политики. Что будет и какие перспективы у страны при таких вводных несложно моделируется исходя из поставленного над ЮАР эксперимента, в масштабе 1 к 5-7 (относительно России). При большом количестве различий, можно выделить очень схожие черты двух стран. По состоянию на начало 90-х гг. ЮАР была развитой индустриальной страной с технологиями четвертого уклада. По объёму, многообразию и составу ЕПС на уровне России и Австралии. В качестве слабых сторон можно выделить отсут

#геостратегия

Представьте, что к современной России одномоментно присоединятся Средняя Азия, Афганистан и часть Пакистана, после чего пройдут выборы, и представители новых территорий заполнят этажи власти, а ресурсы страны направят на выравнивание уровня жизни "бедных и несчастных". При этом новые граждане не будут стремиться к получению образования, работе и развитию страны. Иждивенчество, недовольство, архаичные традиции и уверенность, что им все должны, станут основой социального поведения и мотивом государственной политики.

Что будет и какие перспективы у страны при таких вводных несложно моделируется исходя из поставленного над ЮАР эксперимента, в масштабе 1 к 5-7 (относительно России). При большом количестве различий, можно выделить очень схожие черты двух стран. По состоянию на начало 90-х гг. ЮАР была развитой индустриальной страной с технологиями четвертого уклада. По объёму, многообразию и составу ЕПС на уровне России и Австралии.

В качестве слабых сторон можно выделить отсутствие нефти и газа (но много угля) и сложный для выращивания зерновых климат. Однако, на фоне проблем остальных стран мира – ничего серьёзного. ЮАР можно было условно разделить на две части, первая состояла из 30%-40% населения живущего в современной, развитой, индустриальной экономике. Они имели соответствующий уровень образования, профессию, высокую производительность труда и т.д. Белые составляли около половины этой группы, остальные были представителями других групп, но их объединяло желание и возможность интегрироваться в сложную систему отношений.

Большая часть населения страны – жители бантустанов, территорий где местное население жило в полном соответствии со своими традициями и социально-экономическими отношениями, не принося пользы стране, но и не требуя ничего от государства. Привычные и знакомые процессы урбанизации, переселения из села в город, имеют мало общего с характерными для ЮАР, там люди сразу перескакивали через тысячелетия развития.

При режиме апартеида формировались естественные ограничения и границы между слоями населения, если бы удалось сохранить первоначальные формы экономического разделения или ввести правила, что расширенные гражданские права (избирательные) индивид получает исходя из имущественного, образовательного ценза, службы в армии и т.д., то многих проблем можно было бы избежать. Под внешним давлением был выбран крайне неоднозначный вариант – несколько десятков миллионов человек одномоментно получили экономические и социальные права, без каких-либо обязанностей, но так и продолжили жить, ничего не давая обществу. Можно вывести неоварвара из бантустана, но нельзя бантустан из неоварвара, особенно когда тот не желает работать и учиться.

Прошло 30 лет, бантустан из голов никуда не исчез, более трети населения (среди молодёжи около половины) официально считаются безработными. Принимая во внимание методики подсчёта, исключающие большие группы, как не ищущих работы, численность полноценно интегрированного в экономическую деятельность населения, продолжает быть на невысоком уровне. Страна имеет большое количество ресурсов, технологии, систему образования и много другого, что мало у кого есть в мире, но ей критически не хватает профессионалов практически по всем направлениям. Старые бегут из страны, а их места занимают совсем другие. Добавим к этому качество государственного управления со стороны побеждающих на выборах политиков, и картина становится унылой.

Обладая великолепными стартовыми условиями и перспективами для развития, ЮАР с каждым годом всё больше их теряет, снизив геополитическое и экономическое влияние в разы. Проводящая субъектную политику и экспансию, обладающая ядерным оружием страна откатилась до среднего уровня стран Латинской Америки, выделяясь лишь в рамках Чёрной Африки.

В ближайшие 10-15 лет отставание от передовых держав будет лишь нарастать всё более стремительно, когда в конце 2030-х гг. начнётся переход в шестой технологический уклад, ЮАР потеряет последний лоск и мечты. Несколько десятилетий жизни на старом запасе заканчиваются, промышленность и энергетика перестают справляться даже с поддержанием текущего уровня, не говоря про развитие, интеллектуальный и образовательный уровень падает (продолжающийся отъезд белых, низкие образование и мотивация). В современном мире разве только бУкраина провалилась сильнее и глубже.

В 1994 г. африканеры (потомки европейских переселенцев) сами отдали власть, точнее передали её говорящим от имени чернокожего большинства говорливым активистам, которые потом не знали, что с этим подарком делать. Однако, они не пытались ничего кардинально менять, жили по инерции, что было далеко не худшим вариантом. На что способны инициативные и малообразованные люди при власти хорошо видно на примере других стран континента. Расслабленность и иждивенчество стали основой жизни не только пришедших в города неоварваров, но и новых местных элит, ни о какой субъектности и воле говорить не приходится.

Деградация, вырождение, стагнация, перманентный десятилетний кризис, который в итоге приведёт к катастрофе - краткое описание последних 30 лет. Сползание идёт медленными темпами, маскируясь экономическими отчётами, инерцией и сопротивлением сложной системы, да и на фоне остальной Чёрной Африки оно не так заметно. Однако, если сравнивать сравнимое, какой страна была, какой стала, каковы проявленные тренды – выводы неутешительны. В BRICS ЮАР взяли во многом авансом, и речь не об экономическом, а о геополитическом влиянии, желании охватить весь не-Запад.

Даже для соседей, не говоря уже об остальной Чёрной Африке южная республика не смогла стать безоговорочным авторитетом и лидером, сформировать блок, стать региональной державой и геополитической силой. В ближайшие 10-15 лет общемировая катастрофа заденет ЮАР по касательной, разрушая привычные связи и цепочки. После чего ещё некоторое время в геополитических раскладах будем вспоминать об этой республике, не более. В рамках инерционного сценария, к середине XXI в. ЮАР уже не будет так сильно выделяться на уровне соседей.

Выход из данного сюжета маловероятен – нужен приход к власти сильной и умной личности, что сможет взять под жёсткий, диктаторский контроль силовиков, выковав из них инструмент власти. Это самое сложное, так как дальше будет возможность поднимать экономику, используя имеющиеся ресурсы и технологии, наводить порядок. Последнее потребует разогнать обратно по бантустанам иждивенцев, оставляя лишь готовых и способных работать, ну и несколько военных операций, для поднятия духа и сплочённости. В отличие от всего остального континента, это сложная, но решаемая творческая задача, а не непонятная проблема.

И, да, при анализе ничего не сказано, что до пятой части взрослого населения, преимущественно чернокожего инфицированы ВИЧ, это большая беда, но на перспективах ЮАР отражается мало…

Канал "ГЕОСТРАТЕГ" в Мax

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/4873

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей