Уже давно, более 30 лет назад, автору этих строк довелось познакомиться в Москве с потомками семейства Оболдуевых, что родом из Владимирской. С учетом полученных поистине бесценных сведений и многолетних архивных изысканий, со временем образовалось обширное «Оболдуевское досье», отдельные страницы которого посвящены «вязниковскому дедушке Оболдуеву». Когда-то его знал почти каждый вязниковец, а сейчас о нем в Вязниках почти позабыли. Пожалуй, пора напомнить!
Потомки неизвестного оболдуя
В царствование императора Николая I в Вязниках всему городу был известен отставной титулярный советник Семен Иванович Оболдуев. Это был человек богатый и весьма уважаемый, принадлежащий к старинному роду, известному еще с XVI столетия.
Точно неизвестно, кто именно из предков Оболдуевых носил малопочтенное прозвище Оболдуй, перешедшее затем в фамилию. Но совершенно точно установлено, что Оболдуевы служили еще царю Ивану Грозному — ведали государевой конюшней, командовали царскими конюхами.
Необычная фамилия вдохновила поэта Николая Некрасова, много раз бывавшего в Вязниках и Мстере и хорошо знакомого с семьей Оболдуевых. Их фамилию он позаимствовал для одного из персонажей своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
В XVIII столетии из Оболдуевых наибольшей известностью пользовался Платон Никитич Оболдуев, в молодости служивший в лейб-гвардии Конном полку в царствование императрицы Елизаветы Петровны, потом командовавший Нарвским карабинерным полком и ставший Георгиевским кавалером после разгрома мятежных поляков. В царствование императрицы Екатерины II он получил генеральский чин и занимал высокий пост военного коменданта Москвы до своей кончины в 1788 году.
Генерал Платон Никитич Оболдуев был кумиром своей родни. Особенно сильно почитал дядю его племянник Семен Иванович Оболдуев, появившийся на свет в 1750 году в семье армейского капитана и состоятельного помещика Ивана Тимофеевича Оболдуева, которому принадлежало около 1200 крепостных крестьян в Шуйской и Вязниковской округах. По обычаю того времени дворянский недоросль с детских лет был записан на службу в элитный лейб-гвардии Преображенский полк. Однако к военной карьере племянник генерала Оболдуева влечения не чувствовал. Выйдя в отставку в невеликом чине подпоручика, Семен Оболдуев вернулся в родные места.
Всех равно привечал и угощал на славу
Состоятельные помещики в ту пору обычно жительствовали в своих имениях, но Семен Иванович поселился в Вязниках, где приобрел одноэтажный деревянный весьма вместительный дом неподалекуот Казанского собора.
Оболдуев водил самые широкие знакомства не только с равными себе, но и со многими вязниковцами самых различных сословий. Обладая немалыми по вязниковской мерке средствами, он жил на широкую ногу и частенько устраивал обеды для десятков гостей, где по воле хозяина усаживались рядом и столбовой дворянин, и купец, и ремесленник, и «крапивное семя» из числа местных приказных, почтенные батюшки и церковная мелкота — дьячки и пономари. Всех в оболдуевском особняке равно привечали и угощали на славу.
Добродушный, веселого нрава, общительный и всегда готовый помочь ближнему не только словом, но и делом, Семен Иванович пользовался всеобщим уважением и авторитетом. Даже самые отъявленные смутьяны и дебоширы слушались дедушку Оболдуева и смирялись перед ним. Добрый барин Оболдуев помогал погорельцам, устраивал приданое бедным девицам, а однажды даже спас заезжего молодого прапорщика, проигравшего казенные деньги, дав ему в долг без процентов весьма крупную сумму.
Никаких посулов не брал
«Дедушка Оболдуев» мирил поссорившихся друзей и супругов, являлся третейским судьей в разрешении всевозможных семейных и бытовых конфликтов. Причем, у него это так хорошо получалось, что в итоге он стал судьей вполне официально.
По выбору дворянства Оболдуев несколько раз занимал должности заседателя Вязниковского земского суда и Вязниковского уездного суда. И что замечательно, в качестве выборного судейского чиновника никаких посулов не брал, а судил не столько по весьма суровым законам, сколько по совести.
Семену Ивановичу Оболдуеву была суждена долгая жизнь. Он скончался 14 февраля 1865 года в Вязниках в 85-летнем возрасте. После отпевания в Казанском соборе его похоронили на вязниковском Покровском кладбище. В последний путь его провожал почти весь город.
Своего сына, родившегося в памятном 1812 году, Семен Иванович Оболдуев назвал в честь дяди — Платоном. Платон Семенович Оболдуев тоже служил в полиции, занимал должность станового пристава 1-го стана Вязниковского уезда, а также судебным заседателем в соседнем Гороховце. Он женился на дочери вязниковского судьи отставного капитана Петра Афанасьевича Манькова – Любови Петровне. Имя его тестя П. А. Манькова выбито на памятнике вязниковцам – героям Бородинского сражения на старом Покровском кладбище. Сын же Платона — Николай Платонович Оболдуев, стал одним из первых русских велосипедистов. В качестве чиновника дослужился до действительного статского советника, равного генерал-майору.
Именно Платон Семенович был лично знаком с Николаем Некрасовым, который, правда, оказал своему приятелю сомнительную услугу, дав его фамилию одному из отрицательных героев своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №48 (770) от 18.12.2025 г.