В Госдуме завершилось служебное расследование по фактам продажи мест (контрамарок) в парламентских круглых столах, которое спикер Вячеслав Володин инициировал 17 декабря, в начале пленарного заседания. От его результатов зависело развитие коррупционного сюжета о незаконном депутатском бизнесе, фактически - торговле пропусками в здание на Охотном ряду.
Скандал с контрамарками вкупе с жёсткой реакцией Вячеслава Володина выглядел многообещающе и претендовал на сериальность. Было анонсировано, что масштабный разбор полётов с торговлей пропусками и участием/выступлением в/на круглых столах - за комиссией по регламенту.
Ключевой момент истории - влияние публичного антикоррупционного расследования и его выводов, эдакого чёрного лебедя, на парламентскую кампанию в Госдуму 2026 года. Фактор усилит как выявление новых фактов, так и поддержка фактурой от силовиков.
Вероятное следствие незаконного депутатского бизнеса: в Госдуме в преддверии выборов 2026 года могут полететь головы, ознаменовав собой процесс очищения и обновления думского корпуса. Он, впрочем, неизбежен в любом случае: у политический партий есть возможность не включать токсичных депутатов в списки и не выдвигать их по одномандатным округам.
Коррупционный скандал разгорелся на Охотном ряду 15 декабря после выхода в телеграм-канале депутата Сарданы Авксентьевой, «Новые люди», сообщения о продаже мест в парламентских круглых столах. Обвинение предъявили Андрею Свинцову и Каплану Панешу, ЛДПР; Розе Чемерис, «НЛ», и Евгению Фёдорову, «Единая Россия», основателю токсичного неосоветского Национально-освободительного движения.
- Мне стало известно об организации и проведении в Госдуме круглых столов с участием депутатов на платной основе коммерческими структурами, в частности, ассоциацией World Entrepreneurs Alliance, - поделилась Сардана Авксентьева. - WEA открыто предлагает места на возмездной основе. Условия: вступление в ассоциацию со спикерством - 70 тысяч; без спикерства за столом - 50 тысяч; участие вокруг стола (о чём вообще речь?!) - 35 тыс. рублей.
История с продажей мест в круглых столах содержит лакуны и подвешивает вопросы, на которые нет чётких ответов. Например, с трудом верится, что из 750 депутатов пропусками торговала изобличённая четвёрка - Андрей Свинцов, Евгений Фёдоров, Каплан Панеш и Роза Чемерис, а остальные 746 - ни-ни.
Знаковое событие - отход коррупционного сюжета от сценария, который продекларировали на Охотном ряду. Комиссия по регламенту с масштабным расследованием забыта. Пережив горячую фазу скандала, в Госдуме, похоже, решили больше не выносить сор из избы, а резонанс с коммерческими круглыми столами нивелировать, постепенно обнулив негативный медийный выхлоп.
И всё равно - едва ли из политической повестки исключена задача предъявить начальству и обществу серьёзное детальное расследование, изобразить выводы из ошибок и хорошую мину при плохой игре.
Вычисление непосредственных исполнителей схемы с продажей мест в круглых столах взяли на себя замешанные в скандале фракции «Единая Россия», ЛДПР и «Новые люди». Они максимально быстро и незаметно установили кассиров, тогда как магазинные хозяева - депутаты известны с самого начала.
В результате на Охотном ряду уволили 15 стрелочников - помощников народных избранников, в том числе 12 - Андрея Свинцова, ЛДПР, по одному - Евгения Фёдорова, «ЕР», Каплана Панеша, ЛДПР, и Розы Чемерис, «НЛ». Но главные нарушители - продажные депутаты сохранили мандаты.
- Две вроде бы периферийные, похожие разве что каким-то особым непотребством истории, с квартирой певицы Ларисы Долиной (Кудельман) в столичных Хамовниках и коммерческими круглыми столами на Охотном ряду, могут поменять таблицу с итоговыми раскладами на выборах в Госдуму 2026 года, - констатировал ТГК - иноагент «Незыгарь». - Точнее, её вторые и четвёртые места, вызывающие у прогнозистов наибольший ажиотаж.
Кейс с недвижимостью Долиной - про победу (как будто) маленького человека над перегибами системы, которую сама система дала ему одержать. Эксперимент по точечному освоению протестной повестки в безопасных пределах, тестирование государственных институтов в рамках нашей суверенной checks and balances. В преддверие проблемного по объективным причинам (специальная военная операция) 2026 года, к тому же отягощённого выборами, когда партии-дубликаты «Единой России», очевидно, отнимающие у неё голоса, - натуральное расточительство.
Но тут подсуетились КПРФ со «Справедливой Россией»: вместо безответственного патернализма им было предложено конкретное дело, и они с ним в целом справились. А вот условные правые - ЛДПР и «Новые люди» - с их монетизацией протирания штанов на парламентских посиделках не только оконфузились, но и подчеркнули собственную необязательность на фоне вышеупомянутой рационализации (упрощения) политического предложения для населения.
Скандал с продажей мест на круглых столах выглядит как первый, но отчётливый звонок, что отношение к кремлёвским симулякрам меняется. Из Госдумы они никуда не денутся, но вождю ЛДПР Леониду Слуцкому придётся забыть о втором месте партии, а «Новым людям» - о двукратном увеличении фракции. Иначе говоря, всё будет, как при бабушке: коммунисты вторые, а справороссы четвёртые - заслуженная награда за вовремя проявленную субъектность.
Но, продолжая орудовать бритвой Оккама, власть неизбежно столкнётся с задачей уплотнения левого спектра, и шансы лидера справороссов Сергея Миронова оказаться во главе единой социалистической партии (её проект, как рассказывают инсайдеры, активно обсуждается на Старой площади), конечно, выше. Как бы главный коммунист Геннадий Зюганов на словах не был лоялен президенту Владимиру Путину, в матрице КПРФ зашита деструктивная, разрушительная функция. Заигравшаяся в Кассандру компартия просто-таки выкликает полноценный социально-экономический кризис, который её стихия и хлеб, а не материал для работы в интересах страны.
К тому же современных политических администраторов откровенно раздражает искреннее увлечение верхушки красных советской архаикой - найти общий язык с окружением 81-летнего генсека им всё сложнее. Миронов Путину знакомей и понятней, а других писателей на левом фланге, в общем-то, нет.
Автор(ы): Четыре Пера