Часть 43
Как не старайся, всё равно наша поездка как-то незаметно получилась посвященной различным церквям. Ну и музеям, конечно.
Вот и сейчас после посещения Новодевичьего монастыря и кладбища, мы отправились в храм Христа Спасителя, в который в прошлый наш приезд мы не попали из-за огромной очереди.
В этот раз нам повезло зайти в храм без долго ожидания, а кроме того мы взяли билеты на смотровую площадку. Вообще-то на кассе было написано, что билеты на смотровую только в составе экскурсионных групп, но кассир очень извиняясь, сказала, что «сегодня экскурсии не проводятся, поэтому на смотровую можно подняться самим (разумеется, с билетом)». Какая жаль! 😁
Но обо всём по порядку.
После окончания войны с Наполеоном Александр I издал указ о строительстве храма, который должен был символизировать небесное покровительство России и благодарность за победу. Изначально храм планировалось возвести на Воробьёвых горах, но после 10 лет «подготовительных работ» выяснилось, что грунт там «сложный», и веса храма он не выдержит. Вероятно, здание МГУ весит значительно меньше, чем храм начала XIX века… Ну или «сложный грунт» располагается как-то уж очень точечно.
Короче говоря, возводили храм 44 года, за которые сменилось четыре императора,
и лишь в 1883 году храм Христа Спасителя был, наконец, освящен.
Своды храма были расписаны В. Суриковым, И. Крамским и В. Верещагиным.
Более подробно историю храма я рассказывала в прошлый раз, и не вижу смысла повторно излагать ее здесь. Упомяну только, что в храме Христа Спасителя помимо богослужений проводились коронации и важные церковные праздники, а также здесь отпевали Александра III и полководца Михаила Скобелева.
В начале XX века в храме основали хор, который со временем стал одним из лучших в стране. Здесь пели Фёдор Шаляпин и архидиакон Константин Розов.
После Октябрьской революции судьба храма была предрешена – его предложили уничтожить еще в 1924 году, чтобы построить на его месте дворец «для рабочих и трудящихся крестьян» (угу, именно для них), совмещенный с монументальным памятником Ленину. И в 1931 году храм начали сносить.
Сначала его пытались разрушить вручную, используя кувалды и ломы, но между плит был не цемент, а свинцовый раствор, который сцепился намертво. Тогда храм взорвали, причем добил его только третий мощный взрыв.
Мрамором храма Христа Спасителя облицевали стены вестибюлей станциях метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», а мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».
Кроме того, красным гранитом лестниц собора был облицован первый этаж так же уже снесенной гостиницы «Москва», а в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн из алтаря храма.
Фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву» находятся в Донском монастыре, а фрагменты иконостаса (небольшие колонны) – в Геологическом музее им. В.И. Вернадского.
При реставрации лестницы, ведущей в гардероб Третьяковской галереи, было обнаружено, что на обратной стороне ступеней выбиты имена героев войны 1812 года – ступени были сделаны из памятных досок храма. Десятилетиями имена воинов, положивших жизнь за веру и Отечество, топтались ногами ничего не подозревающих людей.
Но, как говорится: «Казалось дно, но снизу постучали». Часть мраморных плит с именами героев были раздроблены в мелкую щебенку и ими посыпали дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького. Это уже не хозяйственность, это болезненное стремление уничтожить память о Российской Империи и её великих победах. Просматриваются чёткие параллели с современной историей некой территории, созданной этими же людьми.
Тем не менее, грандиозные советские планы по возведению на месте разрушенного храма чего-то монументального и грандиозного так и остались нереализованными. Говорят, что помешала война, случившаяся почти через 10 лет после взрыва.
Позже вместо котлована под рабоче-крестьянский дворец появился открытый бассейн «Москва». И это оказалось большой удачей – ведь если бы тут всё же построили 400-метрового монстра с Лениным на макушке, восстановить храм на этом месте уже не удалось бы.
В 90-е годы прошлого века началось восстановление храма. Бассейн демонтировали, и в 1999 году собор вновь открыл двери для прихожан.
В проекте нового здания участвовали архитекторы Денисов, Посохин и Церетели.
Обращают на себя внимание многочисленные бронзовые детали: парадные врата,
а также горельефы и медальоны,
выполненные по уцелевшим эскизам прежних мраморных.
Храм Христа Спасителя является кафедральным собором Русской православной церкви. Здесь по-прежнему проходят не только крупные церковные службы, но и значимые государственные мероприятия.
Зайдя в храм, мы в первую очередь решили подняться на смотровую площадку.
Это терраса, проходящая по периметру собора на высоте 40 метров, состоящая из четырёх открытых галерей, расположенных между колокольнями. Галереи соединены переходами.
Со смотровой площадки открывается великолепный круговой обзор центральной части Москвы.
Отсюда видны Кремль и парк Зарядье,
шпиль Останкинской телебашни,
«дома-книжки» на Новом Арбате
и здание МИДа на фоне небоскребов Москва-Сити,
фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру I и доходный дом З.А. Перцевой, о котором я уже писала.
Пушкинский музей
и Воробьёвы горы.
Сделав полный круг, мы спустились в храм.
В Храме Христа Спасителя три престола: главный, освященный в честь Христа Спасителя, а также освященные в честь Николая Чудотворца и Александра Невского. Здесь хранятся мощи Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери и частица Ризы Иисуса Христа.
Внутреннее убранство современного храма украшено позолоченными мозаиками, созданными по образцам XIX века современными художниками под руководством Зураба Церетели. Я знакома творчеством предыдущих авторов храмовых росписей, и могу сказать, что при всём моем уважении к результату, замена наверняка неравноценная.
Вот только внутри храма Христа Спасителя фотографировать нельзя. Конечно, не счесть моих фотографий из тех мест, где было «нельзя», но в некоторых случаях просто необходимо проявить уважение к требованиям. Например, там, где за соблюдением правил зорко следят специально обученные люди в количестве один охранник на 10 кв. метров храма. А я нарушаю правила только тогда, когда уверена, что меня не поймают.
Так что мы просто обошли храм, полюбовались росписями и мозаиками, а выйдя наружу, отправились на Патриарший мост, с которого открывается самый лучший вид на храм.
У входа на мост установлены бронзовые памятники Патриархам Иову, Гермогену и Тихону.
Это часть скульптурного комплекса «Патриархи Московские и всея Руси».
Тут же находится скульптурная группа «Воссоединение», посвящённая подписанию Акта о каноническом общении Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.
С Патриаршего моста также открываются прекрасные панорамы: по одну сторону находится Московский Кремль с Большим Каменным мостом перед ним,
а по другую – памятник Петру I и Новая Третьяковка.
А еще с Патриаршего моста можно сфотографировать три эпохи Москвы разом: храм (ну, в принципе дореволюционный, если в детали не вдаваться), советская застройка (здание Министерства иностранных дел России) и современные небоскребы Москва-сити.
Пока мы гуляли, небо нахмурилось еще сильнее, чем утром, и мы решили, что пора возвращаться в гостиницу, пока не полил сильный дождь.
Поэтому мы поспешили ко входу в метро, украшенному в честь 90-летия Московского метрополитена.
Метро впервые открылось в 7 утра 15 мая 1935 года, а первым пассажиром стал мастер завода «Красный пролетарий» Пётр Латышев, отправившийся на работу со станции «Сокольники». В те времена работала всего одна линия с тринадцатью станциями, а современный метрополитен состоит из 15 линий, включающих в себя 302 станции, причем за последние 15 лет введено в эксплуатацию 88 новых станций.
Как выяснилось, свою прогулку мы завершили вовремя – примерно через полчаса после нашего возвращения в гостиницу начался очень сильный ливень.
Продолжение следует...