Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Забытая последняя роль Андрея Миронова на телевидении: до премьеры он так и не дожил

Актер так и не увидел эту постановку. Андрея Александровича не стало за три месяца до премьеры. 28 ноября 1987 года, по первой программе Центрального телевидения состоялся премьерный показ последнего телеспектакля с участием любимого артиста на фоне флага США. Забытый ныне телеспектакль называется «Белые розы, розовые слоны». Экранизация недавней пьесы «прогрессивного» (как у нас говорили) американского драматурга Уильяма Гибсона. В советских центральных и провинциальных театрах неоднократно ставили его «Двое на качелях» (режиссерский дебют Галины Волчек в «Современнике» в 1962 году с Михаилом Козаковым и Татьяной Лавровой), «Сотворившая чудо», «Баллада о невеселом кабачке», «Быть или не быть». «Белые розы, розовые слоны» написаны в 1984 году и нужно сказать, что к тому времени слава Гибсона у себя на родине давно померкла. После изданных в конце 50-х «Двое на качелях» и «Сотворившая чудо», ничего значимого он больше не написал. В постановке два главных персонажа, вокруг которых постро

Актер так и не увидел эту постановку. Андрея Александровича не стало за три месяца до премьеры.

28 ноября 1987 года, по первой программе Центрального телевидения состоялся премьерный показ последнего телеспектакля с участием любимого артиста на фоне флага США.

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

Забытый ныне телеспектакль называется «Белые розы, розовые слоны». Экранизация недавней пьесы «прогрессивного» (как у нас говорили) американского драматурга Уильяма Гибсона.

В советских центральных и провинциальных театрах неоднократно ставили его «Двое на качелях» (режиссерский дебют Галины Волчек в «Современнике» в 1962 году с Михаилом Козаковым и Татьяной Лавровой), «Сотворившая чудо», «Баллада о невеселом кабачке», «Быть или не быть».

«Белые розы, розовые слоны» написаны в 1984 году и нужно сказать, что к тому времени слава Гибсона у себя на родине давно померкла. После изданных в конце 50-х «Двое на качелях» и «Сотворившая чудо», ничего значимого он больше не написал.

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

В постановке два главных персонажа, вокруг которых построено все действие и диалоги.

Андрей Миронов в роли американского судьи Генри Пулэски. Вот почему актер в кадре со «звездно-полосатым флагом – это сцена судебного заседания.

Главную женскую роль, активистки Молли Уиган, оказавшейся на скамье подсудимых, исполнила Людмила Чурсина. Она нещадно троллит судью, а вместе Чурсина и Миронов дегустируют настоящие гаванские сигары.

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

Вот краткое содержание пьесы:

«Обитательница богадельни Молли Иган пикетирует секретную ядерную лабораторию, за что попадает под суд. Респектабельный судья Генри Пулэски потрясен тем, что она так озабочена судьбой человечества. Встреча с Молли, долгие беседы с ней заставили его по-новому взглянуть на жизнь».

В основу сюжета драматург Уильям Гибсон положил историю жизни своей супруги – Маргарет, известной американской активистки, выступающей за запрещение и уничтожение ядерного оружия. Ее более 20 раз задерживали за пикетирование военных баз, где хранится оружие массового поражения США.

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

А еще Маргарет Гибсон была известнейшим психотерапевтом, применяла гипноз в психиатрии, а потому, наверняка, нередко устраивала психологические дуэли с судьями, которые пытались ее наказать за нарушение общественного порядка.

Кстати в день премьеры, сразу после завершения трансляции, спектакля, советским телезрителям показали интервью Владимира Познера с Маргарет Гибсон, приехавшей в Москву на международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества».

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

По жанру «Белые розы, розовые слоны» скорее трагикомедия, но советские постановщики превратили пьесу в социальную драму с обязательным для того времени обличением американского милитаризма и гонки вооружений.

Но к счастью, не превратили телеспектакль в сплошную агитку. Благодаря Миронову и Чурсиной получилась искренняя история о том, как двое немолодых, отчасти разочаровавшихся в жизни, людей, нашли друг друга.

Хотя в постановке практически нет действия, диалоги главных героев завораживают настолько, что невозможно оторваться.

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

Кстати, если Людмиле Чурсиной создатели спектакля - переводчик пьесы Леонид Герчиков и режиссер Ион Унгуряну - сразу же предложили сыграть Молли Иган, то выбор актера затянулся.

Один за другим отметались кандидатуры, пока Чурсина сама не показала текст пьесы Миронову. Тот взял рукопись из вежливости и заявил, что сыграть все равно не сможет – слишком много съемок, спектаклей и репетиций, но обещал прочитать. А наутро следующего дня позвонил актрисе и спросил: «Когда начинаем?».

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

В рецензии газеты «Советская культура» отмечалось, что Андрей Миронов в роли американского судьи Генри Пулэски:

«… еще раз показал, какие невостребованные запасы драматизма таились в нём».

Съемки телеспектакля закончились летом 1987 года, накануне последних гастролей великого артиста.

Андрей Миронов не дожил до премьеры.

Кадр из телеспекталя
Кадр из телеспекталя

14 августа в Риге, во время показа спектакля Театра Сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро», артист упал прямо на сцене, и через два дня, не приходя в сознание, скончался.

Еще больше о советском кинематографе в телеграм-канале "В ЖИЗНИ И В КИНО" - переходите и подписывайтесь:

В ЖИЗНИ И В КИНО

В это же время на Рижском взморье проводила свой отпуск Людмила Чурсина. Как раз 15 августа Генри и Молли, так они тогда называли друг друга, должны были встретиться в латвийской столице…