Вы думали, что быть путешественником означает ездить по всему миру, любоваться красотами природы, пробовать уникальные национальные блюда и писать заметки о нравах и обычаях местных народностей? Возможно, сегодня путешественники заняты именно этим, но еще 200 лет назад географические карты Земли были сплошь покрыты белыми пятнами, и многие исследователи уходили в многомесячные походы, исследуя новые земли.
Для такой работы требовались не только умение выживать в незнакомой обстановке, отличная физическая подготовка, но и огромное мужество. На незнакомых территориях проживали местные племена, нападавшие на любого, кто нарушит их территорию.
Фронтир Соединенных Штатов — это термин, используемый для обозначения обширной и мало изученной области к западу и югу от официальных границ страны в конце XVIII-го века. Это граница, на которой знаки цивилизации, привычные для европейцев, исчезали, а впереди простиралась привлекательная, свободная и опасная неизведанность.
Немало отважных исследователей погибло от болезней, непогоды и стрел индейцев, однако на смену им приходили новые, еще более настойчивые люди.
Там можно было встретить, что угодно — любые чудеса мира, о которых людям только доводилось слышать. Это была земля без хозяев, но с богатством, которые можно было захватить: необходимо было только найти их, удержать и самому пережить испытания.
Жизнь на американском фронтире и стремление расширить его границы дальше на запад, аж до океана, сыграли значительную роль в формировании американской нации.
Герой второй части "Заповедного фронтира"
Джон Колтер (1774-1813)
Конечно, фотографий Джона Колтера быть не может как и точной даты его рождения. О нем известно, что он родился приблизительно в 1774 году и провел большую часть своей жизни на американском фронтире, осваивая навыки следопыта и охотника, необходимые для выживания. О его ранней жизни известно очень мало. Он с достаточной степенью достоверности упоминается в исторических источниках лишь около 1803 года в Мейсвилле, штат Кентукки.
Колтер откликнулся на объявление о наборе «хороших охотников, крепких, здоровых, неженатых мужчин, привыкших к лесу и способных переносить довольно значительную физическую усталость» для экспедиции на Запад.
Организовать экспедицию пришлось капитану Мериуэзеру Льюису и лейтенанту Уильяму Кларку. Соединенные Штаты только что завершили Луизианскую покупку, приобретя у французов достаточно земель к западу от Миссисипи, чтобы фактически удвоить размер страны. Теперь перед Льюисом и Кларком стояла задача выяснить, что именно США только что купили. Новые земли требовали хозяйской заботы и внимания. Но самое главное, теперь можно было беспрепятственно из восточной части страны попадать в западную. Однако приобретённые территории были плохо изучены. Ситуацию усугубляло то, что на них жили индейский племена, которым было всё равно, кто у кого что купил.
Джефферсон выбрал 28-летнего капитана армии Мериуэзера Льюиса руководителем экспедиции, которая впоследствии стала известна как "Корпус открытий". Льюис, в свою очередь, выбрал своего бывшего армейского товарища, 32-летнего Уильяма Кларка, в качестве соруководителя экспедиции.
В декабре 1803 года Льюис и Кларк достигли своей отправной точки в месте слияния рек Миссисипи и Миссури недалеко от Сент-Луиса, штат Миссури. Там они разбили лагерь на зиму в устье реки Вуд-Ривер, на иллинойской стороне реки Миссисипи. В течение зимы два капитана набирали молодых лесорубов, лодочников и солдат-добровольцев из близлежащих армейских форпостов.
На момент вступления в экспедицию Колтеру было 28 лет. Он не умел читать и писать, но зато обладал физической выносливостью и в совершенстве знал нравы и повадки индейцев. Благодаря своим навыкам он присоединился к экспедиции Льюиса и Кларка, получая 5$ в месяц. Это была небольшая сумма даже для того времени,но в течение трехлетнего путешествия элементарно не было возможности ее потратить.
Его зачисление в Первый полк армии США было зарегистрировано 15 октября 1803 года , в день, когда экспедиция находилась у водопадов Огайо.
Во время экспедиции Колтер познакомился с индейцами из племени нез-персе. Он подружился с этими людьми, и они показали оптимальный путь через Скалистые горы, которые делят Северную Америку на две неравные части.
Скалистые горы - основной горный хребет в системе Кордильер Северной Америки, на западе США и Канады, между 32° и 60° с. ш.
Скалистые горы тянутся на 4830 километров с севера на юг от самой северной точки в провинции Британская Колумбия (Канада) до штата Нью-Мексико на юго-западе США. Ширина гор достигает 700 километров. Скалистые горы являются естественным водоразделом между бассейнами Тихого и Атлантического океанов. В Скалистых горах берут начало реки Миссури, Колорадо, Снейк, Арканзас и множество других.
Название «Скалистые горы» дал канадский первопроходец французского происхождения Пьер Готье Варенн де ла Верандри после того, как он пересёк реку Pierre Jaune (сегодня это Йеллоустон — река жёлтого камня) 1 января 1743 года. Александр Маккензи пересёк горы в 1793 году и назвал их Stoney Mountains — «Каменистые горы». Во второй половине XIX века горам вернули предыдущее название.
В Скалистых горах находятся национальные парки Джаспер (Канада), Банф (Канада), Йохо (Канада), Кутеней (Канада), Уотертон-Лейкс (Канада), Глейшер (США), Йеллоустонский (США), Роки-Маунтин (США).
За время экспедиции Колтер стал одним из главных охотников корпуса, и его навыки позволяли ему постоянно помогать обеспечивать отряд продовольствием. Однако 29 августа 1804 года ему было поручено, используя свои навыки слежения, доставить провизию и найти пропавшего Джорджа Шеннона . Он искал молодого рядового семь дней, прежде чем сдаться.
Первая зима.
2 ноября 1804 года ниже деревень на реке Найф начались работы по строительству зимнего укрепления экспедиции. Жилые помещения, склады и 16-футовые пикеты были предназначены для защиты от враждебно настроенных индейцев, особенно сиу, которые доставляли немало хлопот, хотя и никогда не нападали на форт напрямую. «Это место мы назвали фортом Мандан, — записал Льюис , — в честь наших соседей» — их добрых и дружелюбных индейцев мандан . Здесь они отмечают свое второе Рождество и Новый год.
7 апреля 1805 года под командованием капитанов Льюиса и Кларка — покидает форт Мандан на шести каноэ и двух больших пирогах , направляясь в Тихий океан. Однако добираются они только до Митутанки, одной из деревень на реке Найф . Обратная группа — под командованием капрала Уорфингтона — спускается на барже и одном каноэ вниз по Миссури в направлении Сент-Луиса .
Хладнокровие в критической ситуации
Способность Колтера сохранять хладнокровие в неожиданных или угрожающих ситуациях была зафиксирована в дневниках капитанов от 10 сентября 1805 года. Охотясь в одиночку недалеко от Трэвелерс-Рест, он наткнулся на трех индейцев, которые «были вооружены и готовы к бою со своими луками и стрелами». Он немедленно «успокоил их страх, положив ружье и двигаясь к ним» — типичная реакция охотника на индейские угрозы. Он любезно пригласил их сопровождать его в свой лагерь. Тоби, проводник экспедиции из племени лемхи-шошонов, общался с ними жестами, пока капитаны подавали им вареную оленину и дарили подарки.
11 сентября 1805 года экспедиция покидает Трэвелерс-Рест и следует по тропе высоко над ручьем Лоло в Монтане. Пройдя мимо нескольких горячих источников , они идут по тропе к водоразделу Биттеррут в Пакер-Медоуз .
«Эти источники очень красивы, и мы считаем, что в них можно купаться и т. д. не хуже, чем в любых других источниках, которые когда-либо были найдены в Соединённых Штатах», — заявил рядовой Джо Уайтхаус. Вода была «значительно горячее крови». На самом деле она «почти кипела там, где вытекала из скал». Кларк отреагировал быстро. «Я опустил палец в воду и сначала не мог вытащить его». [13 сентября 1805 года]
Когда Корпус располагался лагерем в «мрачной нише» Кларка у мыса Эллис — с 10 по 15 ноября 1805 года — Колтер, Александр Уиллард и Джордж Шеннон на индейском каноэ с высоким носом — вероятно, том самом, которое Льюис купил у Гранд-Фоллс на реке Колумбия — обогнули мыс Эллис и вошли в залив Бейкер.
В течение всей зимы 1805-1806 годов в форте Клацоп Колтер рыбачил и охотился на лосей, часто оставаясь на ночь в одиночестве, тем самым избежав строительства форта.
Обратный путь
Благодаря Джону Колтеру экспедиция благополучно преодолела естественную горную преграду и вышла на благодатные земли, омываемые Тихим океаном.
В начале обратного пути через горы Биттеррут в середине июня 1806 года лошадь Колтера упала вместе с ним при переправе через ручей Хангри-Крик. И лошадь, и всадник были «пронесены вниз по ручью на значительное расстояние, перекатываясь друг через друга среди камней». В результате несчастного случая Колтер потерял свою попону, но, к счастью, получил лишь незначительные травмы. И самое главное, он проявил себя как профессиональный охотник, которым и был — он крепко держал ружье.
3 июля 1806 года , Колтер отправился с группой Кларка до Трех Слияний Миссури. Там его назначили в отряд Ордвея, которому предстояло спустить каноэ вниз по реке к водопаду. После того, как люди, совершившие волок к водопаду, воссоединились с Льюисом, Колтер и Джон Коллинз 3 августа отправились вперед на каноэ, чтобы охотиться, пока Льюис и его группа не догнали их. Однако затем последовало незапланированное десятидневное разделение, которое вызвало беспокойство у всех участников.
Как только отряды капитанов воссоединились, Колтер и остальные встретили охотников за пушниной Форреста Хэнкока и Джозефа Диксона, первых белых людей, которых они видели с апреля 1805 года. Те сказали, что направляются к Йеллоустону.
Колтер внимательно слушал, как охотники объясняли свои планы. Хэнкок и Диксон также принесли хорошие новости: Кларк и его группа находятся недалеко внизу, на реке Миссури. В час дня отряд Льюиса воссоединился с отрядом Кларка. Вскоре все достигли деревень на реке Найф-Ривер и остановились, чтобы отдохнуть и пообщаться.
Это событие описано праправнуком Диксона, Фрэнк Х. Диксон, который описал трехлетнюю экспедицию Диксона на Запад в статье «Вслед за экспедицией Льюиса и Кларка», опубликованной в зимнем номере журнала Montana the Magazine за 1976 год:
В августе 1804 года он и другой зверолов, Форрест Хэнкок, отправились в экспедицию по добыче пушнины вверх по реке Миссури, следуя по следам Льюиса и Кларка, которые в мае того же года отправились в свое собственное «путешествие открытий».
В течение следующих трёх лет Диксон путешествовал далеко за пределы тогдашней западной границы Америки, преодолев тысячи миль, в основном на каноэ, зимуя в пещерах и пережив несколько жестоких столкновений с коренными американцами.
Диксон и Хэнкок провели зиму 1804-05 годов, укрывшись в пещере, которую они вырыли в речном обрыве, вероятно, недалеко от современного города Сиу-Сити, штат Айова.
Радость охотников омрачилась, когда они узнали, что их запасы меха были украдены, по-видимому, коренными американцами. Отправившись пополнять свои запасы, Диксон и Хэнкок присоединились к канадскому охотнику Чарльзу Куртину и направились вверх по течению в земли сиу Тетон. Они перезимовали с Куртином в 1805-1806 годах. Однако той весной коренные американцы несколько раз нападали на группу. Диксон получил ранение в ногу, и все трое снова потеряли свои меха.
Отделившись от Куртина, Диксон и Хэнкок направились вверх по течению Миссури и в августе 1806 года встретились с частью экспедиции Льюиса и Кларка, путешествовавшей под командованием Кларка. Они обменялись информацией в течение нескольких часов, Кларк дал охотникам немного пороха и свинца, и две группы разошлись: Кларк — вниз по течению, а Диксон и Хэнкок — вверх по реке»
После двух лет, проведенных в дикой местности, у двух охотников не только не осталось меха, но и крайне мало припасов. Однако, судя по всему, они горели желанием начать третий сезон охоты, и их описание возможных наград убедило Колтера, одного из охотников Льюиса и Кларка, попросить об освобождении от своих обязанностей в картографической группе, чтобы присоединиться к ним.
Более того, Фрэнк Диксон написал в журнале Montana the Magazine:
«Колтер, увидев в планах охотников за пушниной отличную возможность для бизнеса, предложил получить со складов экспедиции все необходимые припасы на еще один год охоты на бобров, если они согласятся стать «стригальщиками вместе с ним».
5 августа 1806 года Джон Колтер обратился к своим командирам с просьбой разрешить ему немедленно покинуть армейскую службу и присоединиться к Хэнкоку и Диксону. Кларк согласился, и оба капитана одобрили его увольнение, предупредив остальных, что никто другой не будет просить о досрочном освобождении. Все они согласились, «пожелали Колтеру всяческих успехов» и «дали ему несколько предметов, которые будут ему полезны в экспедиции», главным образом порох и свинец. 16-го числа капитаны официально уволили Колтера, «поскольку мы были готовы оказать помощь любому из нашей группы, кто выполнил свой долг так же хорошо, как и Колтер».
Награда вне времени
Практика Льюиса и Кларка присваивать имена отдельным ручьям и рекам вдоль их маршрута в конечном итоге мало, что значит в исторической перспективе — большинство из них были заменены именами последующих исследователей, поселенцев и картографов.
Один из примеров — ручей Колтерс-Крик, один из крупнейших притоков реки Клэрвотер (названной Льюисом и Кларком «Чопунниш»), название которой было изменено на реку Потлатч в конце XIX века. Один из пяти первоначальных Великих водопадов Миссури был назван в его честь в 1880-х годах основателем города Грейт-Фолс, штат Монтана, который был учеником экспедиции Льюиса и Кларка. С 1910 года водопад Колтерс-Фолс находится под водой водохранилища за плотиной Рейнбоу.
Трое снова двинулись вверх по течению, но вскоре покинули реку Миссури и последовали по Йеллоустону. Как писал Фрэнк Диксон, семейная традиция Диксонов гласит, что «трое поднялись вверх по Йеллоустону, по крайней мере, дальше реки Паудер». Они добрались до района Йеллоустона, но их партнерство продлилось всего шесть недель, после чего Хэнкок и Колтер расстались с Диксоном. Весной 1807 года они тоже разделились, и Колтер в одиночку отправился вниз по Миссури в сторону Сент-Луиса.
Когда Колтер подплыл к устью реки Платт, его встретила торговая группа на килевой лодке, которая выстрелила из ружья. Высадившись на берег, он обнаружил экспедицию торговца мехами Мануэля Лизы, направлявшуюся к реке Йеллоустоун. Лиза привлекла Колтера к участию к экспедиции, которую он возглавлял, вверх по реке Йеллоустоун. Он с удивлением увидел, что в компании Лизы были его старые товарищи Джордж Дройяр , Жан-Батист Лепаж , Джон Поттс , Питер Вайзер и Ричард Виндзор.
Колтер снова не вернулся домой, который покинул в 1803 году, теперь уже в роли охотника на пушных зверей у Лизы
В середине ноября группа достигла слияния рек Йеллоустоун и Бигхорн, примерно в двадцати милях ниже по течению от Помпейс-Пиллар , и начала строительство форт Реймонд, названного в честь новорожденного сына Лизы. Возможно, именно Колтер предложил построить пост в этом месте, поскольку его знание местности, полученное благодаря предыдущему опыту охоты в Скалистых горах, подсказывало ему, что это место находится недалеко от мест зимовки индейцев кроу . Низины обеспечивали достаточно древесины для строительства форта, а тепло на зиму можно было получить в виде низкосортного угля неподалеку. Это был первый форт белых людей в верховьях Миссури.
Пока члены экспедиции добывали меха в окрестностях форта Реймонд, Лиза поручил Джону Колтеру исследовать регион и наладить торговлю с индейскими племенами. Компания Missouri Fur Company всегда знала, что необходимо налаживать контакт!
Во время этого перехода Колтер, вероятно, обогнул северо-западный берег озера Йеллоустоун и пересёк реку Йеллоустоун в районе водопада Тауэр, где он заметил наличие «горячей серы».
В конце XVIII века торговцы пушниной путешествовали по крупному притоку реки Миссури, Йеллоустону, в поисках коренных американцев, с которыми можно было бы торговать. Они называли реку её французским названием — «Рош-Жон». Насколько нам известно, путешественники до XVIII века не наблюдали гидротермальной активности в этом районе, но, вероятно, узнали об этом от знакомых коренных американцев.
Маршрут Колтера по Землям ворон
Зимой 1807–1808 годов Лиза отправила четырех человек в разные стороны, чтобы познакомить местных индейцев со своим новым постом: молодого горного охотника Эдварда Роуза и ветеранов экспедиции Льюиса и Кларка Уайзера, Дройяра и Джона Колтера. Колтер следовал вверх по реке Бигхорн в Вайоминг, где увидел минеральные горячие источники в современном Термополисе — мимо которых также прошел Дройяр и первым описал их Лизе, но которые люди в форте почему-то прозвали «Адом Колтера». Когда он наткнулся на тлеющий ландшафт, настолько странный и вонючий, что не мог поверить своим глазам.
Эти кипящие лужи, извергающие фумаролы и выжженная земля в устье реки в Вайоминге были слишком ужасны для любого, кто увидел бы их впервые. Задолго до того, как это место было нанесено на карту или даже стало общеизвестным, рассказы Колтера о районе Йеллоустона установили новый стандарт для небылиц, описывая дикую картину огня и серы, которую ни один житель Востока не мог себе представить. Для Колтера это был ад на земле — жаркий, странный и достаточно реальный, чтобы его имя вошло в историю !
Далее Колтер свернул вверх по южному рукаву реки Шошоне и пересёк континентальный водораздел, оказавшись в Джексон-Холе. Оттуда он направился на запад в Айдахо, затем вернулся к озеру Йеллоустоун и прошёл вдоль гор Абсарока, возможно, снова пройдя через «Ад Колтера», прежде чем спуститься вниз по течению реки Бигхорн к форту Реймонд. В основном он передвигался на снегоступах, неся с собой рюкзак весом не менее тридцати фунтов, а также нож, томагавк, пороховницу и тяжёлую винтовку.
В форт Реймонд Колтер вернулся весной 1808 года. Он проделал удивительный путь, длиною в сотни километров, причём сделал это в самый разгар зимы, когда температура ночью в январе в этом регионе обычно держится около - 34°C.
Рассказы Колтера об источниках и гейзерах считались недостоверными вплоть до 1860-х годов, когда научная экспедиция Дэвида Фолсома в 1869 году поднялась вдоль реки Йеллоустон к озеру Йеллоустон. Многие смеялись над ним и называли в шутку места, о которых он рассказывал, Адом Колтера.
Колтер был первым человеком европейского происхождения, кто подробно исследовал будущий штат Вайоминг и первым дал ненаучное описание гейзерам!
Это не единственная легенда-история о его жизни, мы же ограничились детальными открытием природно явления под названием гейзеры.
Вскоре после исследований Колтера Соединенные Штаты были втянуты в войну 1812 года, которая отвлекла людей и средства от исследований Йеллоустоуна. После войны спрос на пушнину возобновился, и в 1820-х годах трапперы вернулись в Скалистые горы. Среди них был Дэниел Поттс, опубликовавший первый рассказ о чудесах Йеллоустона в письме в филадельфийской газете. Осборн Рассел также опубликовал рассказ о своей добыче пушнины в Йеллоустоуне и его окрестностях в 1830-х и начале 1840-х годов.
Сегодня по прежнему ходит много легенд об этом человеке и снимают фильмы.
Источники: