Мы продолжаем знакомить читателя с семейной хроникой спасского рода Озеровых.
Старший сын Кастория Гавриловича Николай (1886 - 1968гг) в восемь лет был определен на учебу в Рязанскую мужскую гимназию. В Спасске ему довелось стать распорядителем Спасского Дворянского собрания, которое располагалось в здании на пересечении ул. Свердлова и Маяковского (Зимний театр - Дом пионеров). С сестрой Ольгой он принимал участие в организации благотворительных спектаклей.
Следуя примеру своего дяди Почетного судьи города Спасска Озерова Владимира Гавриловича, Николай поступил на юридический факультет Императорского Московского университета.
В 1910 году от сердечного приступа умер отец Николая Касторий Гаврилович. Братья еще продолжали учиться. Надо было помогать семье.
25 ноября 1911г. Николай Озеров окончил университет и поступил на службу в Окружной суд города Рязани. В Памятных книжках 1912 и 1914 годов он упоминается в списках кандидатов на судебную должность. В дневниках Николая Касторьевича есть записи об уголовных процессах в Рязани и Спасском уезде. Воспитанный в старых русских традициях, знавший 3 языка (греческий, латинский и французский), он был на хорошем счету у начальства. Но семейные обстоятельства и надвигающаяся революция заставили его вернуться в родной Спасск.
В марте 1917года Спасское уездное воинское присутствие призвало Николая на воинскую службу в качестве «ратника ополчения второго разряда», но через 6 месяцев он был демобилизован в связи с потерей слуха. После Октябрьского переворота Николай выбирает мудрую середину, отказываясь участвовать в событиях на той или иной стороне. Революция не позволила Николаю работать по специальности, и он освоил профессию бухгалтера. Однако земляки часто обращались к Николаю Касторьевичу за юридической помощью, и он никогда не отказывал, всегда внимательно выслушивал и давал профессиональные юридические советы. Юрист с большой буквы, он внимательно следил за развитием свода законов Советской России.
В 1921г. в Спасо-Преображенском соборе о. Леонид Краснов обвенчал Озерова Николая Касторьевича с Марией Петровной Орловой, дочерью священника с. Заполье.
Мария Петровна (1890-1975) в 1915г окончила Высшие женские курсы в Москве. Судьба привела ее работать в Спасск учительницей русского языка и литературы в реальном училище (школа № 2). А в начале 1918 года раздельное обучение было отменено, и старшие классы, как и сейчас, перешли в здание современной школы № 1. Мария познакомилась и подружилась с учительницей Ольгой Касторьевной Озеровой и часто заходила к ней в гости в дом на улице Хлебной. Как-то раз она застала у Ольги ее брата Николая Касторьевича. Мария и раньше видела щеголеватого красавца и в душе ему симпатизировала. Молодые люди подружились. Лихолетье гражданской войны мешало сыграть свадьбу. Однако в 1921 году молодые люди обвенчались. А в июне 1922 года появился на свет их первенец – Олег. Ребенку выпало стать единственным продолжателем семьи Николая Озерова; дети Владимир, Мария и Елена скончались в детстве. Николай Касторьевич служил главным бухгалтером в обществе пчеловодов, был корреспондентом журнала «Пчеловодство», работал главным бухгалтером в кинотеатре «Луч», в Спасском военторге и педучилище. Чтобы прокормить семью, Николай обзавелся хозяйством: купил лошадь, корову, завел пасеку. Семья большая - приходилось трудиться в поте лица с весны до поздней осени. В доме Озеровых 84 по ул. Шацкой жили Николай Касторьевич с Марией Петровной, их сын Олег и мама Николая - Наталья Андреевна (1856-1933).
В 1929 году раскулачили отца Марии Петровны - Священника Петра Николаевича (1846-1929г), и вместе с матушкой Надеждой Александровной (1861-1943) слепого 83-летнего старца в одном белье выбросили на улицу.
Пришлось уехать им от родного дома в село Гавриловское Спасского уезда, поближе к дочери и зятю. Отец Петр недолго прожил после такого удара, а Мария Петровна так и жила в Гавриловском до 1943 года, встречая и провожая детей и внуков. Похоронены муж и жена Орловы на Спасском Вознесенском кладбище недалеко от Озеровых.
Дом Николая Касторьевича и Марии Петровны всегда был открыт для гостей. Длинные семейные вечера проводила в семье брата и подруги Ольга Касторьевна, очень любившая своего племянника Олега. Часто здесь собирались представители спасской интеллигенции: Юносовы, Хвоецкие, Гришковы, Тарасовы, Леоновичи, Вишневские. Хозяева доброжелательно встречали каждого приходившего. Кому-то требовалась юридическая помощь, кто-то интересовался вопросами пчеловодства и садоводства. Комнаты были обставлены скромно, но везде чувствовался порядок. В тенистом саду красовались плодовые деревья. В глубине сада - домики ульев. Дорожки посыпаны речным песком. Дом со двора окружали подстриженные кусты акации. Под сиренью стояли диванчики. Вечерами женщины готовились к урокам, а Николай Касторьевич усаживался в фамильное кресло и перечитывал газеты или погружался в чтение своей любимой книги «История Государства Российского» знаменитого Карамзина. В доме Озеровых хранилась и приумножалась большая семейная библиотека. Для воспитания сына Николай Касторьевич всегда находил время, умел правильно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Свою гражданскую позицию он всегда выражал четко и аргументированно, приучал к этому и Олега.
Незаметно подкралась новая беда – началась Великая Отечественная война. Пятидесятилетний возраст и глухота не позволили мобилизовать на войну Николая Касторьевича. Зато сын Олег испил фронтовую чашу до дна.
Озеров Олег Николаевич (22.06.1922г. – 30.01.2007г) окончил Спасскую школу №1 в 1940 году и был призван на службу в РККА. С 1940 года он служил на западной границе. «22 июня 1941 года мы приняли первый бой. Так для меня началась Великая Отечественная война», - написал Олег Николаевич десятиклассникам Спасской школы №2 спустя много лет после войны. «На этом участке пришлось вести неравный бой с танками противника. Пограничникам пришлось очень сложно в этом бою. Несметные орды захватчиков, армады танков ворвались на нашу землю». В этом бою красноармеец Озеров был контужен и попал в плен. Мрачный период фашистских концлагерей. В первом же построении расстреляли всех политруков, коммунистов и евреев. Затем расстреливали каждого пятого. Олег оказался четвертым. В следующем построении опять все повторилось, только расстреливали каждого десятого. Озеров был восьмым… Среди надзирателей был в лагере «шутник», наводивший ужас своими дикими выходками и утонченными издевательствами. О.Н. Озеров в своих воспоминаниях писал: «Обер-ефрейтор «Алес орднунг», так окрестили его пленные, мерно переставлял свои ноги в надраенных сапогах. В левой руке у него дымилась сигара, а правую он держал на расстегнутой кобуре. Небрежным движением он неожиданно бросал недокуренную сигарету и, почти не целясь, через плечо стрелял в узника, который выскакивал из строя, чтобы зацапать заветный чинарик. На этот чинарик можно было и покурить, и выменять пайку эрзац-хлеба. Мазал он редко. Узник валялся перед строем, и никто не имел права подойти к нему, даже если человек был еще жив. Но если обер-ефрейтор мазал, то подзывал «счастливчика», «милостиво» дарил ему жизнь и давал целую сигарету. «Счастливчик», получив сигарету, должен был сказать: «Данке шён» и, вскинув руку вверх, крикнуть «Хайль Гитлер!». Но последнее делали не все, и в добавок к сигарете непокорный получал семь граммов свинца.»
Пленных перевозили все дальше на Запад. Далеко не все смогли вынести изнуряющую работу в болотистой местности недалеко от Голландии. «И прошли через это только крепкие телом и духом. В это время главным было не потерять себя, сохранить веру в себя и любовь к своей Родине!» - вспоминал Олег Николаевич. В 1943 году Озерову и его товарищам удалось установить связь с коммунистами - подпольщиками, боровшимися с фашизмом по другую сторону колючей проволоки концлагеря. Начали готовить побег. Надежда помогала выстоять и выжить многим узникам. Весенней ночью 1944 года Олегу Озерову (подпольщики звали его Алекс) с товарищами удалось бежать из лагеря. Побег был организован группой под руководством коммуниста Ф.К. Воронище (подпольное имя Поль) из Белоруссии. После побега Олег Николаевич воевал в партизанском отряде «Маки де Лоретт». Документы из Франции, присланные десятиклассникам Спасской школы и переданные в Спасский музей, свидетельствуют: «20 марта 1944 года он (Озеров О.Н.) с другими одиннадцатью пленными бежал с Германской базы подводного флота в Бакалане (Бордо, Жиронда), чтобы сражаться против нацистов. Озеров принимал участие в Генеральном наступлении Вольных Стрелков (Французских партизан и Французских вооруженных сил тыла), во время которого были освобождены города юго-западной Франции. Неоднократно он принимал участие в операциях партизан, в диверсионных актах, наносивших серьезный ущерб военному потенциалу нацистов. Господин Озеров О.Н. показал себя примерным бойцом, преданным своей Советской Родине и Франции.»
1945 год. Возвращение на Родину. Фильтрация, проверки, после которых их эшелон отправили на юг, в Грозный. Только в 1946г удалось демобилизоваться и уехать домой, где ждали его родные и любимые родители, тетя Ольга и невеста Ядвига (1923-2000г), с которой Олег учился в Спасской школе, Ядвига училась классом младше. Вернувшись в Спасск, он узнал, что семья Ядвиги переехала в Белоруссию (отца назначили начальником железнодорожной больницы г. Барановичи). Ядвига заканчивала Минский мединститут и звала Олега к себе. Родители Ядвиги - Мария Куприяновна и Юлиан Викентьевич Рутковские встретили своего будущего зятя радушно. До войны Юлиан Викентьевич занимал должность санитарного врача Спасского района и хорошо знал семью Олега.
«В 1947 году по всей стране начались аресты, и, может быть, то, что я жил в Белоруссии, где весь народ был под оккупацией, спасло меня,» - вспоминал О. Н. Озеров. В 1952 году он закончил Белорусский политехнический институт и был направлен в город Павловский посад Московской области.
В 1963-1972 Олег Николаевич работал главным инженером, затем управляющим всесоюзным трестом «Промвентиляция» Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. С 1972г он исполнял обязанности директора Центрального бюро Научно-Технической информации Минмонтажспецстроя СССР, с 1979г. – заместителя директора Главного Ботанического сада Академии наук СССР по общим вопросам. После выхода на пенсию и до конца жизни он работал и преподавал в Московском институте инженеров транспорта. Это далеко не полный список должностей, которые занимал Олег Николаевич. Но, несмотря на занятость, он всегда старался поддерживать отношения с товарищами по оружию. Жизнь разбросала всех в разные стороны нашей необъятной Родины, кто-то трудился на полях Белоруссии и Украины, кто-то в Сибири или Казахстане. Из переписки с друзьями Олег Николаевич узнавал, что многие участники Движения Сопротивления не получили статус участника Великой Отечественной войны и не могли пользоваться соответствующими льготами. Эта проблема его глубоко затронула, и Олег Николаевич стал думать, как восстановить справедливость. Много раз приходилось стучаться в закрытые двери, но он не терял надежды и упорно продолжал идти к намеченной цели. В 1993году он создал благотворительную Межрегиональную ассоциацию ветеранов французского Сопротивления «Комбатан волонтэр» и был избран ее президентом. Главной задачей МОВФС было добиться признания сопротивленцев участниками Великой Отечественной войны. Только после обращения О.Н. Озерова от имени МОВФС «Комбатан волонтэр» к Президенту Ельцину Б.Н., был издан Указ №63 Президента Российской Федерации от 24.01.1995 года «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период», предоставивший соответствующие льготы участникам антифашистского движения Сопротивления. Однако потребовалось еще обращение к Президенту Франции для получения французских документов, подтверждающих участие наших товарищей в движении Сопротивления. В результате сотрудничества с посольством Франции в Москве и национальным управлением по делам ветеранов и жертв войны министерства обороны Франции были восстановлены права многих из них.
Олег Николаевич Озеров был награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» и Отечественной войны II степени, а также многими медалями, в числе которых «За отвагу» (1994).Также он получил несколько французских наград, среди которых Медаль Войны 1939—1945, Крест Сопротивления, Крест добровольца, Крест комбатанта, орден Почётного легиона и орден «За заслуги».
В 2005 году Олег Николаевич Озеров был удостоен звания «Почётный гражданин Спасского района».
Детей у Олега Николаевича и Ядвиги Юлиановны Озеровых родилось двое: Валерий 1948г.р. и Людмила 1950г.р.
Людмила Олеговна (Озерова) Добрынина живёт в Москве. В 1973г. она закончила Московский стоматологический институт, работает врачом-стоматологом.
Людмила является также руководителем МОВФС (межрегиональная организация ветеранов французского сопротивления) «КОМБАТАН ВОЛОНТЭР», тем самым продолжает дело своего отца по сохранению памяти о деятельности Движения Сопротивления во Франции в годы войны.
Валерий Олегович Озеров (07.06.1948 - 01.10.2019) проживал в Москве. Закончил Московский инженерно-строительный институт. Инженер строитель. Работал преподавателем.
Потомки Николая Касторьевича бережно передают из поколения в поколение семейные реликвии: письма, дневники, фотографии, книги… Город Спасск они считают своей родиной и по возможности приезжают поклониться своим предкам, которые похоронены на Старом кладбище.
С правой стороны от входа в Вознесенский храм под зелёным навесом стоит памятник из белого мрамора. На прямоугольной тумбе лежит раскрытая книга. Здесь нашел свое последнее пристанище Озеров Гавриил Иванович (17.03.1820г - 17.03.1882г) - соборный протоиерей, настоятель Преображенского собора г. Спасска, благодаря деятельности которого собор однажды уже возрождался из пепла. Рядом могилы близких родственников отца Гавриила, о которых мы вам рассказали. Вечная им память!
Если вы не читали первую часть семейной хроники Озеровых, нажмите здесь.
Использованные документы и литература:
Книга П.А. Шарова «Деяния наших предков»
Книга О.Н. Озерова «К Победе через плен и подвиг»
Книга П.А Шарова «Ураган революции»
Статья из газеты "Спасские вести" за 2022 год "Последний интеллигент"
Статья из газеты «Спасские Вести» за 2004г «Встреча двух президентов»
Статья из газеты «Знамя» за 1985г Л.Гринвальда «Человек трудной судьбы.»
Списки выпускников Рязанского духовного училища.
фотоматериалы Спасской районной библиотеки и Спасского музея
Спасская летопись В.Цыганковой
Памятные книжки и адресные календари Рязанской губернии [1860-1914]
Фотоматериалы из архива семьи Добрыниных.
Воспоминания потомков семьи Озеровых.