Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке, часть 1: Что не понравилось

Сейчас меня закидают тапками. Но выставка мне действительно не очень понравилась, есть с чем сравнить. Конечно, как обычно, мне удалось найти на ней много хорошего и интересного (об этом в следующей статье), но.... Были некоторые нюансы.... Интересно выглядят аж три афиши одной выставки, в одном месте, перед входом в здание Новой Третьяковки на Крымском Валу. Начну с первого впечатления. Оно, обычно, очень яркое. Открыв тяжёлую дверь ... я попала не в вожделенную сказку, а в это... Обычно на крупных выставках при входе висят автопортреты, работы, созданные художником в молодости или, наоборот, что-то очень известное... Но здесь меня встретили тёмно-серые стены и много мелких белых букв (ради справедливости - ещё и "Всадница" слева на горизонте). На самом деле читать всё это интересно, кто-то даже действительно читает. Или, как я, фотографирует, чтобы прочитать дома. Но хочется-то сразу увидеть прекрасные полотна! Картины в большом зале, в котором я смотрела десятки выставок, на этот ра

Сейчас меня закидают тапками. Но выставка мне действительно не очень понравилась, есть с чем сравнить. Конечно, как обычно, мне удалось найти на ней много хорошего и интересного (об этом в следующей статье), но.... Были некоторые нюансы.... Интересно выглядят аж три афиши одной выставки, в одном месте, перед входом в здание Новой Третьяковки на Крымском Валу.

Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке
Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке

Начну с первого впечатления. Оно, обычно, очень яркое. Открыв тяжёлую дверь ... я попала не в вожделенную сказку, а в это...

Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке
Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке

Обычно на крупных выставках при входе висят автопортреты, работы, созданные художником в молодости или, наоборот, что-то очень известное... Но здесь меня встретили тёмно-серые стены и много мелких белых букв (ради справедливости - ещё и "Всадница" слева на горизонте). На самом деле читать всё это интересно, кто-то даже действительно читает. Или, как я, фотографирует, чтобы прочитать дома. Но хочется-то сразу увидеть прекрасные полотна!

Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке
Выставка работ Карла Брюллова в Третьяковке

Картины в большом зале, в котором я смотрела десятки выставок, на этот раз расположили стройными рядами, поперёк выставочного пространства. А крупные полотна ("Последний день Помпеи" и "Осада Пскова...") - не в конце зала, как обычно - чтобы можно было рассмотреть детали и со второго этажа, а на стене слева, увидеть их целиком можно только из соответствующего ряда, как правило, через головы людей (я была в будний день, но народу было много, плюс несколько экскурсий).

К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833

Фотографировала в итоге сбоку. Нижняя часть полотна - на уровне пола, верх - под потолок, кажется, что огромная картина просто сдавлена. Впечатление странное, правда. Особенно от второй картины, она, к тому же, очевидно не полностью закончена, вернее полностью не... Автора явно сильнее всего интересовала центральная фигура, нет, не священник, а великолепно прорисованная лежащая лошадь...

К. Брюллов. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843
К. Брюллов. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. 1839-1843

Порадовало, что к большинству живописных полотен названия дали крупно, чёрным по белому, да ещё и с "кур"-кодом для любознательных.

К. Брюллов. Портрет светлейшей княгини М. П. Волконской. 1842
К. Брюллов. Портрет светлейшей княгини М. П. Волконской. 1842

А вот к великолепным акварелям - как уже вошло в моду, мелко белым по серому, поди прочитай...

К. Брюллов. Портрет С. И. Тургенева. Портрет великой княгини Елены Павловны.
К. Брюллов. Портрет С. И. Тургенева. Портрет великой княгини Елены Павловны.

Ну а тому, кто догадался создать это великолепное паспарту с золотой каёмочкой - первая премия "Малина". Ну как мне это кощунство развидеть?

К. Брюллов. Евангелисты Матфей и Лука. Эскизы для юго-восточного паруса центрального купола Исаакиевского собора. Между 1843 и 1847
К. Брюллов. Евангелисты Матфей и Лука. Эскизы для юго-восточного паруса центрального купола Исаакиевского собора. Между 1843 и 1847

Рядом такого же типа эскизы без паспарту смотрелись абсолютно по-другому, не вызывая никаких ассоциаций.

К. Брюллов. Евангелист Матфей. Рисунок для росписи Исаакиевского собора. Между 1843 и 1847
К. Брюллов. Евангелист Матфей. Рисунок для росписи Исаакиевского собора. Между 1843 и 1847

Это всё, конечно, не о самом художнике, а о выставке. Это разное. Ну а художник - он, наверное гений, конечно, но... Опять нюансы. Возможно, неоправдавшиеся ожидания.

К. Брюллов. Автопортрет. 1830-е
К. Брюллов. Автопортрет. 1830-е

Брюллов в моём детстве занимал особое место, бабушка очень любила его работы. Ещё толком не умея читать, я слышала рассказы о его поездке в Италию, о прекрасных дамах, об автопортрете на великой картине (вон там в уголочке, видишь, он прикрылся этюдником от падающего пепла), а "Итальянский полдень" в виде старенькой открытки вообще лет десять стоял у меня на письменном столе рядом со стопкой учебников...

К. Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827
К. Брюллов. Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827

Позже в Третьяковке или в Русском музее - радость узнавания знакомых картин... Но раньше никогда не видела Брюллова в таком количестве в одном месте, концентрированно. Посмотрела - и мнение о художнике, скажем так, изменилось.

К. Брюллов. Портрет Фанни Персиани-Таккинарди в роли Амины в опере Беллини "Сомнамбула". 1834, Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельской с дочерью Марией в лодке. 1830-е
К. Брюллов. Портрет Фанни Персиани-Таккинарди в роли Амины в опере Беллини "Сомнамбула". 1834, Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельской с дочерью Марией в лодке. 1830-е

Мало законченных картин. Вот мало. Мало прекрасных портретов, подозреваю, они получались только тогда, когда автору была интересна личность. Здесь, прямо парсуну вспомнила. Но какой выразительный арап! и какая собака! Наверное напишу отдельно о собачках на полотнах Брюллова - вот они великолепны!

К. Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843
К. Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843

Несколько мужских - да, отлично, профессионально выполнены, также великолепны акварельные портреты. Но...

К. Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. 1841, Портрет Авроры Демидовой. 1836-37
К. Брюллов. Портрет А. П. Брюллова. 1841, Портрет Авроры Демидовой. 1836-37

Но остальное - ну реально не вполне доделано.

К. Брюллов. Портрет Елизаветы Дурновой 1836, Пери и Ангел. 1839-1943
К. Брюллов. Портрет Елизаветы Дурновой 1836, Пери и Ангел. 1839-1943

Где-то пропорции, где-то позы. Может быть князь и был невысокого роста, но не могу я здесь понять, что у него, бедняги, с ногами.

К. Брюллов. Портрет князя А. Н. Голицына. 1840
К. Брюллов. Портрет князя А. Н. Голицына. 1840

А тут вообще странно, стягивание чулок художника явно интересовало гораздо сильнее, чем дети заказчика-графа и, тем более, трава и вода.

К. Брюллов. Портрет детей графа Льва Витгенштейна с няней-итальянкой. 1832
К. Брюллов. Портрет детей графа Льва Витгенштейна с няней-итальянкой. 1832

Практически у всех (за исключением Е. Дурновой) женщин - лица фарфоровых кукол - гладкие, светлые, идеальные овалы - может быть, так было принято в те времена? А как же рисовал тогда неподражаемый Тропинин?

К. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836, Портрет актрисы Е. С. Семёновой. 1836
К. Брюллов. Гадающая Светлана. 1836, Портрет актрисы Е. С. Семёновой. 1836

Кстати, портрет кисти Тропинина тоже попал на выставку (знаменитый крепостной художник рисовал самого Брюллова) и, честно говоря, сразу обращает на себя внимание, и хочется сравнить... и не в пользу Великолепного Карла.

В. Тропинин. Портрет К. Брюллова. 1836
В. Тропинин. Портрет К. Брюллова. 1836

Так получилось, что мои дети оказались на выставке Брюллова на пару месяцев раньше меня. Сын экспозицию раскритиковал, дескать, художник просто не умел работать: плоско, без чувств, непропорционально, неестественные позы, нет законченности! Я тогда ужаснулась, неужели я не смогла привить ребёнку любовь к классической живописи... А когда сама посмотрела - поняла, что он имел в виду. И согласилась... а жаль, такой талант ведь!

Выход с выставки - вниз по лестнице. Я надеялась, что там, в нижних залах продолжение экспозиции (как это часто бывает), но ошиблась. Там было это...

-21

...и ленточка поперёк, чтобы никто не ходил (???)... и призыв... Что такое баблы и кто такой Ьрюллов, как "литературные упражнениям" могли чему-то помочь в Третьяковской галерее и какие "под обности" ещё нужны - я не поняла. Может быть посоветовать великому музею не позориться и нанять человеческого редактора или у нас везде теперь искусственный интеллект?

Реальное изображение с выставки в Третьяковке! прекрасно каждое слово
Реальное изображение с выставки в Третьяковке! прекрасно каждое слово

После этой выставки я заглянула на выставку Эрнста Неизвестного. Это был холодный душ, во всех смыслах. Но особенно меня поразило, насколько интереснее мне было ходить по динамично организованной выставке моего почти современника (работы которого меня мягко говоря всегда ужасали), чем по располосованному залу с живописью Карла Брюллова.

Выставка работ Эрнста Неизвестного в Новой Третьяковке. Для контраста
Выставка работ Эрнста Неизвестного в Новой Третьяковке. Для контраста

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.