Сейчас меня закидают тапками. Но выставка мне действительно не очень понравилась, есть с чем сравнить. Конечно, как обычно, мне удалось найти на ней много хорошего и интересного (об этом в следующей статье), но.... Были некоторые нюансы.... Интересно выглядят аж три афиши одной выставки, в одном месте, перед входом в здание Новой Третьяковки на Крымском Валу.
Начну с первого впечатления. Оно, обычно, очень яркое. Открыв тяжёлую дверь ... я попала не в вожделенную сказку, а в это...
Обычно на крупных выставках при входе висят автопортреты, работы, созданные художником в молодости или, наоборот, что-то очень известное... Но здесь меня встретили тёмно-серые стены и много мелких белых букв (ради справедливости - ещё и "Всадница" слева на горизонте). На самом деле читать всё это интересно, кто-то даже действительно читает. Или, как я, фотографирует, чтобы прочитать дома. Но хочется-то сразу увидеть прекрасные полотна!
Картины в большом зале, в котором я смотрела десятки выставок, на этот раз расположили стройными рядами, поперёк выставочного пространства. А крупные полотна ("Последний день Помпеи" и "Осада Пскова...") - не в конце зала, как обычно - чтобы можно было рассмотреть детали и со второго этажа, а на стене слева, увидеть их целиком можно только из соответствующего ряда, как правило, через головы людей (я была в будний день, но народу было много, плюс несколько экскурсий).
Фотографировала в итоге сбоку. Нижняя часть полотна - на уровне пола, верх - под потолок, кажется, что огромная картина просто сдавлена. Впечатление странное, правда. Особенно от второй картины, она, к тому же, очевидно не полностью закончена, вернее полностью не... Автора явно сильнее всего интересовала центральная фигура, нет, не священник, а великолепно прорисованная лежащая лошадь...
Порадовало, что к большинству живописных полотен названия дали крупно, чёрным по белому, да ещё и с "кур"-кодом для любознательных.
А вот к великолепным акварелям - как уже вошло в моду, мелко белым по серому, поди прочитай...
Ну а тому, кто догадался создать это великолепное паспарту с золотой каёмочкой - первая премия "Малина". Ну как мне это кощунство развидеть?
Рядом такого же типа эскизы без паспарту смотрелись абсолютно по-другому, не вызывая никаких ассоциаций.
Это всё, конечно, не о самом художнике, а о выставке. Это разное. Ну а художник - он, наверное гений, конечно, но... Опять нюансы. Возможно, неоправдавшиеся ожидания.
Брюллов в моём детстве занимал особое место, бабушка очень любила его работы. Ещё толком не умея читать, я слышала рассказы о его поездке в Италию, о прекрасных дамах, об автопортрете на великой картине (вон там в уголочке, видишь, он прикрылся этюдником от падающего пепла), а "Итальянский полдень" в виде старенькой открытки вообще лет десять стоял у меня на письменном столе рядом со стопкой учебников...
Позже в Третьяковке или в Русском музее - радость узнавания знакомых картин... Но раньше никогда не видела Брюллова в таком количестве в одном месте, концентрированно. Посмотрела - и мнение о художнике, скажем так, изменилось.
Мало законченных картин. Вот мало. Мало прекрасных портретов, подозреваю, они получались только тогда, когда автору была интересна личность. Здесь, прямо парсуну вспомнила. Но какой выразительный арап! и какая собака! Наверное напишу отдельно о собачках на полотнах Брюллова - вот они великолепны!
Несколько мужских - да, отлично, профессионально выполнены, также великолепны акварельные портреты. Но...
Но остальное - ну реально не вполне доделано.
Где-то пропорции, где-то позы. Может быть князь и был невысокого роста, но не могу я здесь понять, что у него, бедняги, с ногами.
А тут вообще странно, стягивание чулок художника явно интересовало гораздо сильнее, чем дети заказчика-графа и, тем более, трава и вода.
Практически у всех (за исключением Е. Дурновой) женщин - лица фарфоровых кукол - гладкие, светлые, идеальные овалы - может быть, так было принято в те времена? А как же рисовал тогда неподражаемый Тропинин?
Кстати, портрет кисти Тропинина тоже попал на выставку (знаменитый крепостной художник рисовал самого Брюллова) и, честно говоря, сразу обращает на себя внимание, и хочется сравнить... и не в пользу Великолепного Карла.
Так получилось, что мои дети оказались на выставке Брюллова на пару месяцев раньше меня. Сын экспозицию раскритиковал, дескать, художник просто не умел работать: плоско, без чувств, непропорционально, неестественные позы, нет законченности! Я тогда ужаснулась, неужели я не смогла привить ребёнку любовь к классической живописи... А когда сама посмотрела - поняла, что он имел в виду. И согласилась... а жаль, такой талант ведь!
Выход с выставки - вниз по лестнице. Я надеялась, что там, в нижних залах продолжение экспозиции (как это часто бывает), но ошиблась. Там было это...
...и ленточка поперёк, чтобы никто не ходил (???)... и призыв... Что такое баблы и кто такой Ьрюллов, как "литературные упражнениям" могли чему-то помочь в Третьяковской галерее и какие "под обности" ещё нужны - я не поняла. Может быть посоветовать великому музею не позориться и нанять человеческого редактора или у нас везде теперь искусственный интеллект?
После этой выставки я заглянула на выставку Эрнста Неизвестного. Это был холодный душ, во всех смыслах. Но особенно меня поразило, насколько интереснее мне было ходить по динамично организованной выставке моего почти современника (работы которого меня мягко говоря всегда ужасали), чем по располосованному залу с живописью Карла Брюллова.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.