Друзья, продолжаем рассказывать о нашем прошлогоднем (2024 г.) путешествии из Тотьмы в Магадан. Повествование, как и раньше, проходит под девизом: качественная статья не терпит спешки, тем более что краткий обзор обо всех ключевых точках маршрута мы вели на нашей странице во «ВКонтакте». Поэтому сейчас уделяем время подготовке подробных репортажей, которые, уверены, интересны не только мотоциклистам, но и другим путешественникам. И так как Омск стал "Культурной столицей России 2026 года" (за него мы, кстати, тоже голосовали), а в 2025-ом разделил статус "Молодёжной столицы России" с Пермью, многие интересуются, что это за город. Возможно, наше однодневное знакомство с Омском в этом поможет.
Тем, кто читает статью впервые, поясним: наш вояж был посвящён 300-летию Первой камчатской экспедиции, которая началась в 1725 году. Повествования до сих пор актуальны: та экспедиция завершилась спустя пять лет – так что у нас для подробных воспоминаний вагон и маленькая тележка. Тем, кто не в курсе исторического мотопробега, советуем ознакомиться с циклом публикаций из нашей подборки. Там можно найти многое: как родилась идея путешествия, немного о подготовке, а также о тех городах, которые мы посетили и о которых уже успели рассказать на нашем канале.
Итак, Омск. Туда мы выехали в понедельник утром из Тобольска и приехали вечером 1 июля. В Омске разница во времени с нами, тотьмичами, живущими по московскому, составляет три часа.
Между Тобольском и Омском примерно 700 километров. Мы следовали по регионалке через Вагай, Аромашево, а в Голышманово свернули на Е-22, а потом на Е-30. Пару-тройку раз останавливались размять затёкшие конечности, сделали перерыв на обед. Мы вообще во время путешествия старались останавливаться после каждых 100-150 км. Во-первых, первый раз «замужем», поэтому с непривычки ломило пятую точку, затекали ноги, во-вторых, потому что во-первых!
Когда выехали на федеральную дорогу, движение стало более плотным и насыщенным, иной раз попадались целые автопоезда, обгонять которые нам, неопытным дальнобоям, было чревато. Поэтому иногда плелись в конце вереницы фур, двигавшихся со скоростью 90, а то и 60 км/ч.
Природа поменялась существенно. Переезжая Урал, восхищались камнями, горами, теперь – бескрайними просторами. Хвойные леса сменились полями-сельхозугодьями, болотистыми территориями, перемежаемыми берёзовыми и вперемешку с осинами рощицами. Местами вдоль дороги росли одни берёзы: группами или чахлыми островками среди болот, иногда ровными рядами, защищающими поля от ветров. Хвойные деревья встречаются в населённых пунктах, так как их там высаживают специально. В дикой же природе они не растут – почвы кислые.
Ветра в Омской области достаточно сильные – степи же! – причём, чаще боковые. Мотоциклисты знают, как трудно ехать при таких ветрах. Иногда при обгоне одиночных фур нас носило из стороны в сторону.
Всё это обусловлено тем, что Омск расположен на юге Западно-Сибирской равнины, на 54-й параллели, то есть южнее наших родных мест. В википедии пишут, что по обилию солнечного сияния Омск ничем не уступает Ялте. О как! А отсутствие хвойных деревьев нормально для зоны черноземья. Зато здесь все условия для сельского хозяйства, производства молочки, развития предприятий по выпуску разных натуральных комбикормов и так далее.
Погода, действительно, радовала в пути: сквозь облака часто просвечивало солнце. Только раз где-то возле Ишима навстречу стала надвигаться чёрная туча. Подумав, что это грозовой фронт, свернули к городу переждать, как оказалось, обычный дождь. Зайдя в «предбанник» супермаркета, разговорились с местными жителями. Те сказали, что нам повезло ехать именно сейчас: недавно дорога была непроезжей – из-за сильных ливней разлилась река Ишим. И правда: двинувшись дальше, увидели насыпную дамбу.
Окраину города окружал неприятный запах. После поискали в интернете почему так, причины называют разные – мусоросжигательный завод, сельхозпредприятия, сброс промышленных стоков в болото и прочие. Но раз не только местные жители обращают внимание, но и проезжающие, проблема там серьёзная. Ладно, едем дальше.
В 2024 году в Омске не было байк-поста, мест, где можно было бы поставить палатку, мы не знали, а для гостиниц, даже самых дешёвых, средств не было в обрез – мы их хранили для таких на колымской трассе. И у Ольги вылетело из головы (видимо, шлем всё-таки продувает!), что ей в Тюмени наш новый друг Владимир Полищук дал кучу номеров телефонов краеведов и историков, которым можно было позвонить не только ради знакомства с историей местности, но и за тем, чтоб хотя бы поинтересоваться о ночлеге. С одним из таких – Леонидом Рыженко, причём (!!!), мотоциклистом – едва не пересеклись: он обещал провести экскурсию по историческим местам города, если на обратном пути заглянем, но этого не случилось – возвращаясь, мы уже не стали заезжать в Омск.
Итак, ночлег. Коля нашёл другой выход. Есть в интернете ресурс, где можно найти, как переночевать безвозмездно, то есть даром. Но если ты там регистрируешься, воспользуешься услугами, будь готов сам принять путешественников, дать им приют и комфорт, тоже бесплатно.
Именно таким оказался Максим Светозаров из Омска. Он не понаслышке знает, как трудно путникам порой: объехал весь мир... автостопом!!! Зайдите к нему на страницу, почитайте, где парень бывал. Он предоставил нам приют в своей квартире на две ночи (день отвели для знакомства с городом), душ и даже накормил ужином.
2 июля гуляли пешком по Омску и знакомились с его достопримечательностями, которые находили сами или с помощью интернет-подсказчика. Ходить по музеям не пожелали, просто постарались впитать в себя особенности архитектуры, памятники, храмы, красоту парков и прочее в центре города, куда от места нашего ночлега было рукой подать. Если бы остаться ещё на день, можно было сгонять до «Сибирской старины» – музея-заповедника деревянной домовой архитектуры под открытым небом, посетить поблизости выдающиеся памятники природы, музеи, но насладились тем, что удалось увидеть за день.
А увидели немало, благо, остановились неподалёку от сердца Омска – его исторической части. Побывали на набережной с пляжами, спортплощадками, в Омской крепости, отдыхали в скверах, лицезрели красивейшие храмы. Побывали даже в деревне! Да, в какой-то момент казалось, что мы никуда не уезжали: многоэтажки странным образом соседствуют с деревянными избушками со ставенками, ровные дороги – с разбитыми переулками, современные бутики – с купеческими особняками, лопухи – с розами...
Но всё это не напрягало, а, наоборот, вселяло чувство какой-то своей что ли земли. Да, конечно, своей! В общем, Омск умиротворил, порадовал, впечатлил!
А теперь подробнее. Омск – третий по численности населения город в Сибирском федеральном округе, имеет почётные звания «Город трудовой славы» и «Город трудовой доблести». В момент основания Омск был центром Степного края, соединяющего сибирский север и русский запад со степными югом и востоком. Он был пограничным городом, важным транспортным узлом. Во время Гражданской войны Омск стал столицей Российского государства и Белой России – «столицей Колчакии». Поэтому даже сейчас жители Омска называют его не иначе как третьей столицей России.
Ну а теперь остановимся на ключевых моментах.
Первое, что поразило: здесь повсюду – вдоль дорог, рек, на пустырях – растут американские клёны, как у нас ольха. Узнав об истории появления этого дерева в России, понялио, почему оно так распространено в Сибири.
Оказывается, его привезли из Канады ещё в 18 веке. Нашим путешественникам понравилось растение, похожее на ясень (второе название клёна – ясенелистный). Сперва его выращивали в оранжереях, потом оказалось, что семена дают всходы и саженцы неплохо живут на свежем воздухе – клён стал украшением парков и скверов. А оттуда он уже распространился в дикую природу по всей стране, преимущественно по Сибири. Там его считают сорняком похуже борщевика, поскольку американский клён вытесняет, распространяясь, другие растения. Во как!
Осмотр достопримечательностей начали со здания, находящегося рядом с тем, в котором мы остановились, – дома с курантами. Это новый корпус завода «ОмскАгрегат» на Герцена, 48, где в 2016 году к 300-летию города установили те самые часы. Будете в Омске и пожелаете услышать звон курантов, имейте в виду, что они бьют каждые 12 часов.
По этой же улице Герцена можно пройти в центр города, где находятся все достопримечательности. Там поразились большому числу красивых зданий: мы не в Питере, часом? Нет, вроде. Но создавалась такое ощущение. Местные эту улицу (Ленина, а в простонародье Любинский проспект) называют Арбатом. Там сосредоточено 130 памятников архитектуры. В общем, есть на что посмотреть!
Кстати, и в других городах, получивших развитие в послепетровскую эпоху и в век правления Екатерины II, таких как Томск и Иркутск, например, наблюдали такой же архитектурный стиль – классицизм – стройные, светлые особняки, украшенные лепниной и разнообразными элементами декора.
Но прежде чем побывать на омском Арбате, мы прошли на набережную, к Омской крепости, параллельно наблюдая множество разных памятников, оригинальных элементов благоустройства, арт-объектов.
История города берёт начало в месте, где находится Омская крепость. Не станем ничего об этом придумывать, разбавим имеющийся в википедии рассказ собственными фотографиями:
«В начале XVIII века, когда активизировалось русское покорение Сибири, Пётр I уделял большое внимание географическим исследованиям на юге. Одной из таких стала экспедиция Ивана Бухгольца, целью которой были розыск рудных и золотых месторождений, открытие и изучение торговых путей в Индию и Китай, а также строительство городов на реке Иртыш.
Полковник Иван Бухгольц с командой офицеров и солдат Преображенского и Московского полков, а также спешно собранных в Тобольске и других сибирских городах рекрутов и ремесленников вышел из Тобольска на юг по Иртышу в июле 1715 года. В ноябре экспедиция дошла до Ямышевского озера и построила там крепость. Однако джунгары расценили это как посягательство на свои земли и, взяв её в осаду, вынудили Бухгольца покинуть крепость, после чего разрушили. С остатками своего отряда, пережившего голод и болезни, Бухгольц отошёл к устью Оми и заложил тут новый острог. По мнению омского историка Евгения Николаевича Евсеева, датой этого события стоит считать 4-5 мая 1716 года по старому стилю. В 1768 году была заложена вторая (новая) городская крепость на правом берегу Оми.
В своё время это было масштабное сооружение, одно из крупнейших на востоке страны, отвечавшее последнему слову тогдашней фортификации: площадь более 30 гектаров, четыре бастиона и три полубастиона, земляной вал высотой более трёх метров и сухой ров с внешней стороны. В крепость вели четверо ворот: Иртышские, Омские, Тарские и Тобольские. До наших дней от ансамбля крепости сохранилось как минимум шесть строений 18 века: здание гауптвахты, комендантский дом, кирха, денежная кладовая, один из подвалов и Тобольские ворота, единственные из четырёх (другие три сооружения – реконструкция). Ещё ряд построек (казармы, арсенал, инженерная мастерская, военное собрание), которые датируются 19 веком, самые поздние – началом двадцатого. Первое каменное здание крепости – Воскресенский собор, увы, было разрушено в советское время, но в наши дни его восстановили в оригинальных архитектурных формах. В общем, любители архитектуры и истории найдут для себя много интересного. А ещё ряд зданий музеефицировали, в частности, в доме коменданта располагается литературный музей Достоевского (писатель четыре года провёл на каторжных работах в Омской крепости)».
В Омске обилие самых разных неожиданных памятников.
Самый, пожалуй, известный среди них – сантехнику: бронзовая фигура высунувшегося из канализационного люка рабочего, официальное название памятника – «Степаныч».
Ещё один известный символ Омска – бронзовая Любочка. Скульптура находится на той же улице. Собственно, её прототип и дал название проспекту. Любовь Гасфорд, вторая жена генерал-губернатора Западной Сибири, была очень умной и доброй женщиной. Она умерла в молодом возрасте из-за болезни. Легенда гласит, что в месте, где любила гулять Любочка, после её смерти муж разбил рощу, которая дала начало превращению Омска в город-сад.
Не менее известна скульптура городовому и его собаке. Говорят, если потереть ей носик, исполнится самое сокровенное желание. Вся голова бронзовой собаки прям блестит от счастья!
Если ступить ещё пару шагов, можно обнаружить ещё две занятные фигуры. Возле какого-то ресторанчика находятся памятники художнику и мужчине с часами.
Скульптуры говорят, что оба – любители выпить, если присмотреться к их антуражу, одна из фигур – Ван Гог: на картине, что он рисует, знаменитые «Подсолнухи».
Там же, в центре, удалось через забор строительной площадки (благоустраивали часть пешеходной зоны) увидеть ещё один памятник – старому светофору. Это сохранённый в первозданном виде один из первых автоматических регулировщиков дорожного движения на перекрёстках города.
Дети с пингвинами – скульптура расположена неподалёку от красивейшего Успенского собора. Ей установили в советскую эпоху на месте разрушенного храма, где позже разбили сад пионеров. Почему именно им посвящён памятник? Где пионеры, а где, простите, пингвины? Встретился стишок:
«Антарктические дети,
На мороз им наплевать –
Полуголы, неодеты,
А на лицах благодать».
Когда церковь отреставрировали, ребятишек с птицами перенесли на новое место.
Поразила станция метро! Единственная в городе. И это тоже памятник – зарытым в землю миллионам… Или миллиардам?
Подземку начали строить в начале девяностых, с перерывами и скрипом прорыли даже несколько подземных туннелей и полностью оборудовали одну станцию. Но проект оказался слишком дорогостоящ для бюджета, и его закрыли. А на месте единственной станции метрополитена сейчас просто подземный переход, в котором организован арт-проект, посвящённый городу, его истории, индустрии.
В шаговой доступности – памятник жертвам политических репрессий.
Он имеет вид часовни, под сводом которой находится колокол. На колоннах – плиты с названиями Сибирских лагерей и высказываниями Фёдора Достоевского, который четыре года провёл в Омском остроге, и Александра Солженицына. В центре – плиты, взломанные бронзовыми ростками. Под основанием часовни находится склеп с землёй, привезённой из мест спецпоселений, лагерных захоронений и бывших лагерей. А Фёдор Михайлович свои впечатления от заключения в Омске описал в книге «Записки из мёртвого дома». А вот памятник и ему самому.
Во время прогулки по городу обратили внимание ещё на одну архитектурную достопримечательность. Это краснокирпичная каланча начала XX века. Её установили в 1915 году на месте обветшавшей деревянной, на момент постройки каланча стала самым высоким зданием города. Строение использовалось по своему назначению до 1940 года. А потом Омск стал массово застраиваться, старое здание поначалу хотели снести, но нашлись заступники, в том числе и среди лиц, облечённых властью, и каланчу удалось сохранить.
Из религиозных объектов, храмовой архитектуры, пожалуй, самым выделяющимся является Кафедральный собор Успения Богородицы.
Строительство началось в 1891 году, в закладке краеугольного камня принимал участие цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, посетивший Омск во время своего путешествия по России. Во времена Гражданской войны Успенский собор получил статус главного храма Российского государства. После установления власти Советов в 1923 году собор закрыли, а в 1935 году с него сняли и переплавили колокола, полностью разграбили имущество, а затем взорвали. На Соборной площади был разбит Сад пионеров, о котором мы упоминали выше, когда говорили про скульптуру детей и пингвинов. В новом тысячелетии благодаря сохранившимся детальным описаниям Успенского собора его удалось восстановить в приближенном к оригиналу варианте.
Ну и напоследок ещё одна небольшая изюминка. Начиная с Тюмени, стали обращать внимание на сохранившиеся или отреставрированные деревянные дома сибирских городов. В Омске их не меньше, чем в остальных. У них особенный стиль, резьба, похожая на все, созданные заселившими эти места мастерами деревянного зодчества – выходцами с Русского Севера. Вот и здесь не только в историческом центре, но и дальше от него сохранилось немало красивых строений со ставенками и украшениями. Они находятся в разном состоянии. Но даже совсем похожие на избушки были милы сердцу – напоминали нам о доме, нашей дорогой Тотьме, где тоже сохранились некоторые образчики деревянной архитектуры, бережно хранимые неравнодушными земляками.
Ну а мы едем дальше. И следующая остановка – популярный байк-пост на трассе Р-254 "DogGed" в Татарске. Не пропустите!
P.S. Если рассматривать Омск в контексте Великой Северной Камчатской экспедиции, он не был на пути Первой из них, только Второй: учёные Академического отряда проводили научные изыскания в Омске и его окрестностях.
Ольга ЛАВРОВА, член Союза журналистов России. Фото автора.
Ещё больше фото в нашей группе во "ВКонтакте" – "Дорога мечты".
#Дорога_мечты #По_следам_чëрной_лисы #Русский_Север #Дорогой_тотемских_землепроходцев #300летие_ПервойКамчатскойЭкспедиции_ВитусаБеринга #В_Тотьме_каждый_путешественник #Туризм #Путешествия #Мототуризм #Дальняк #Мото #мотожизнь #мотодвижение #Мотоспорт #мотодальнобой #biker #russia #moto