90 лет назад в СССР вернули главную традицию новогодних праздников
28 декабря 1935 года в «Правде» вышла небольшая заметка секретаря ЦК ВКП(б), второго секретаря КП(б) Украины Павла Постышева. Она называлась «Давайте устроим детям хорошую ёлку» и произвела эффект разорвавшейся бомбы. За оставшиеся до Нового года 3 дня произошел разворот на 180 градусов в сложившемся порядке празднования.
«Стал для вас хлопушкой - Кольт»
Как ни покажется странным, но впервые на борьбу с ёлкой встали вовсе не «большевики-богоборцы», а Николай Второй и Русская православная церковь. В 1915-ом году, после того как немецкие военнопленные отметили в госпитале Саратова рождество с ёлкой, император создал «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем». В 1916-ом его поддержал Святейший синод, призвавший не ставить в домах ёлки, поскольку это «антиправославный, антипатриотический и немецкий обычай».
Советская власть первоначально вернула обычай. Владимир Ленин с 1919-ого года устраивал у себя в Горках ёлки для детей из окрестных деревень, проводился праздник и в Кремле.
К концу 1920-х однако началась новая волна антирелигиозной кампании, под которую попали и «рождественский дед» и ёлка. С 1926-ого её запретили устанавливать в государственных учреждениях, а в 1927-ом официальное празднование Рождества и других религиозных праздников вовсе отменили. В качестве альтернативы предлагался ЗОЖ – лыжные походы и конькобежные соревнования. Моссовет ввел штрафы за торговлю деревьями, что впрочем её не остановило - дома многие всё равно праздновали по-старому и ёлку ставили.
В борьбу с «реакционной» традицией вступили советские поэты.
Вместо песен нынче - речи.
Стал для вас хлопушкой - Кольт.
Блекнут ёлочные свечи
Перед лампой в тыщу вольт.
Вы к иным привыкли звукам.
Вы иных взалкали грёз.
Не сродни октябрьским внукам
Старомодный Дед-Мороз.
Вы не кружитесь без толку
В темпе полек: раз и два...
Так - берите, братцы, ёлку
И рубите на дрова!
В кампании поучаствовали и звёзды поэзии первой величины, такие как футурист Владимир Маяковский или обэриут Александр Введенский. Любопытно, что помимо религиозного аспекта, упирали на экологический:
Почему я с ёлками пристал?
Мой ответ
недолог:
нечего
из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять
рождённых ёлок.
А вот стихотворение, приводимое обычно как пример жутковатой большевистской агитки –
Скоро будет Рождество,
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!
на самом деле пародия на таковую, созданная бежавшим от сов. власти поэтом-«сатириконовцем» Валентином Горянским в Одессе в 1919 году. Но, надо сказать, стилизовано талантливо, отличить от реальной красной поэзии того времени сложно.
Хвойное дерево политического значения
К середине 1930-х годов в идеологии задули совсем новые ветры. Происходит обращение к традициям, отрицавшимся после революции. Официально осуждается академик Михаил Покровский со своей школой, который видел в истории царской России лишь мрак и разложение. Переосмысливается роль таких фигур как Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, которые объявляются прогрессивными деятелями. Русских приучают гордиться своей историей.
Лев Троцкий назвал это время «сталинским термидором», что верно лишь отчасти. Всё-таки, вождь СССР оставался революционером, что всегда подчеркивал в выступлениях по теме и беседах с журналистами. Но намечается явный национальный крен в идеологии, что было на ура воспринято массами. Американский исследователь Готхольд Бранденбергер даже полагает, что именно вторая половина 1930-х годов стала временем окончательного формирования русских как нации. Поскольку в царские времена скорее существовала региональная привязка - пскопские, вятские и проч., а теперь для русских была сформирована новая идеология именно с упором на особую роль в семье народов СССР.
Вот в таком контексте и произошло возвращение ёлки. Недаром её «реабилитацию» горячо приветствовал вернувшийся из эмиграции в Москву идеолог национал-большевизма, профессор Николай Устрялов, так описывавший день 31 декабря 1935 года:
«Разрешена и даже рекомендована ёлка, и везде, повсюду - ёлочный энтузиазм, ёлочная вакханалия. В срочном, срочнейшем порядке мастерятся украшения, в «Детском мире» за ними густые очереди, в магазинных витринах сверкают отлично убранные ёлки, повсюду весёлые разговоры на соответствующие темы - прекрасно!»
Троцкий же сурово осудил перемены, увидев в них признак того, «насколько глубоко успел прогнить правящий слой Советского Союза».
Как реабилитровали реабилитатора ёлки
Но почему же заметка в «Правде» вышла именно за подписью не самого известного партийного деятеля Постышева? На сей счет есть воспоминания на тот момент 1-ого секретаря Московского горкома партии Никиты Хрущева. В декабре 1935-ого в столицу прибыла партийная делегация из Киева. Гости попросили показать им Москву и Сталин захотел их сопровождать лично. Сели в машину и поехали осматривать город.
«Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость – рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?" Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим"».
Вроде бы объяснение убедительное. Но тут стоит вспомнить про дальнейшую партийную судьбу Павла Петровича. Он был назначен руководить Куйбышевской областью, где проявил исключительное даже на фоне тех лет усердие в расстрелах и посадках. На январском пленуме 1938 года, где проводился разбор полетов, Постышев уверенно объявил, что «руководство там (в Куйбышевской области) и партийное, и советское было враждебное, начиная от областного руководства и кончая районным». На что Климент Ворошилов, Лазарь Каганович, Лаврентий Берия и другие члены Политбюро усомнились – так ли уж всё?
В итоге Павла Петровича арестовали и расстреляли, как наркома НКВД Николая Ежова и многих других, перегнувших палку в 1937-ом. При Хрущеве, с которым они были дружны, Постышев был реабилитирован. Более того его стали воспевать как видного партийца, павшего жертвой коварного Сталина. Даже вышла его биография в серии ЖЗЛ. Причем главным достижением было названо именно «возвращение детям новогоднего праздника», а сама история обрастала невероятными подробностями. Якобы Постышев, вспоминая, как Ленин зажигал ёлку в Сокольниках, лично пробивал этот вопрос чуть ли не вопреки партийному руководству и докладывал о нем на Пленуме ЦК в декабре 1935-ого (чего не было). Апофеоза это достигло в романе Валерия Исаева «Соратник Сталина» 1999 года, где повествуется, как рабочий сын Пашка с другими мальчишками в родном Иваново не просто засматривался на праздничные ёлочные огни в буржуйской усадьбе, а им казалось, что «со всех концов города была видна елка, которая могла стоить им жизни».
В любом случае, как видно, ёлочная история не случайна, а вполне вписывалась в государственную линию. Не говоря уже о том, что без одобрения Сталина ничего подобного произойти не могло.
«Миллионы молодых жизней ёлок, обгорелые трупы школьников»
За последние 3 дня 1935 года поменялось всё. В Московских парках – ЦПКиО, Сокольники – поставили ярко украшенные ёлки, привлекавшие тысячи детей с родителями. В магазины срочно поставили новогодние украшения. Под огонь критики попала столичная милиция, не успевавшая за политической конъюнктурой.
Некоторые ретивые блюстители порядка видели в торговле елками чуть ли не преступление. – писали «Известия» 29 декабря 1935-ого. – Так, например, 23 декабря филиал 5 отделения московской милиции, что на Арбатском рынке, запретил продажу елок, привезенных в палатку учебного комбината Тимирязевской с.-х. академии. Вчера на Тишинском и Трубном рынках елок в продаже не было, хотя спрос на них очень велик. Впрочем магазины и палатки треста зеленых насаждений обещают завтра-послезавтра организовать торговлю елками.
Всего, по неполным сведениям, на московских рынках за два дня было продано около 50.000 деревьев. Праздничные ёлки были организованы для детей в Ленинграде, Киеве, Харькове (которым до недавнего времени руководил Постышев) и других городах.
Нашлись и противники нововведений. Рабкор Иванов писал председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову:
Постышевской затее восстановить елку нужно раз навсегда положить конец. Миллионы молодых жизней елок, обгорелые трупы школьников, пожары и т. п. не должны приноситься в жертву буржуазной затее. Елка может быть заменена новогодними подарками, утренниками, вечерами с коллективным пением и танцами. Миллионы сохранившихся деревьев имеют огромное значение в климате страны, в урожае, в режиме рек. Мы, социалисты, сделали одно хорошее дело, изжив праздник Троицы, где истреблялись миллионы березок, - изживем и рождественские предрассудки. Ждем Вашего авторитетного распоряжения и разъяснения.
Однако распоряжений и разъяснений не последовало. И это неудивительно. Советское руководство хорошо понимало, что в суровые времена, когда ценой колоссальных усилий и жертв создавалась фактически новая государственная машина, строилась новая экономика, перевооружалась армия, людям нужно дать также ощущение счастья. Знаменитая фраза Сталина «жить стало лучше, жить стало веселее» была произнесена 17 ноября 1935-ого на всесоюзном совещании стахановцев. И возвращение через месяц новогоднего праздника с ёлкой и Дедом Морозом стало лучшим тому подтверждением.
Андрей Дмитриев, тг-канал Русское чучхе, специально для @wargonzoya