Найти в Дзене

Фашизм – это неограниченная власть капитала

Если обратиться к марксизму, то главное назначение фашизма и его родовая сущность выражены в определении Георгия Димитрова. Оно начинается с характеристики фашизма во власти как «открытой террористической диктатуры». Здесь сразу же обозначено отличие фашизма от буржуазной демократии. Демократия – это форма власти капитала, свойственная стабильному периоду, когда его господству ничего не угрожает. Это наиболее устойчивая форма диктатуры буржуазии, поскольку она создает видимость участия народа в управлении и внушает иллюзии на возможность добиться коренных перемен к лучшему через выборы. Когда же наступают неизбежные кризисные моменты капитализма, этот спектакль народовластия перестаёт удовлетворять цели капитала. Трудящиеся и мелкая буржуазия разоряются, и противоречие интересов уже нельзя разрешить с помощью привычного механизма. Когда движение угнетенных, в первую очередь пролетариата, грозит достигнуть такого уровня, что начнет представлять угрозу самому существованию капитализма, т
Георгий Димитров. Фото из сети интернет
Георгий Димитров. Фото из сети интернет

Если обратиться к марксизму, то главное назначение фашизма и его родовая сущность выражены в определении Георгия Димитрова. Оно начинается с характеристики фашизма во власти как «открытой террористической диктатуры». Здесь сразу же обозначено отличие фашизма от буржуазной демократии.

Демократия – это форма власти капитала, свойственная стабильному периоду, когда его господству ничего не угрожает. Это наиболее устойчивая форма диктатуры буржуазии, поскольку она создает видимость участия народа в управлении и внушает иллюзии на возможность добиться коренных перемен к лучшему через выборы. Когда же наступают неизбежные кризисные моменты капитализма, этот спектакль народовластия перестаёт удовлетворять цели капитала. Трудящиеся и мелкая буржуазия разоряются, и противоречие интересов уже нельзя разрешить с помощью привычного механизма. Когда движение угнетенных, в первую очередь пролетариата, грозит достигнуть такого уровня, что начнет представлять угрозу самому существованию капитализма, тогда на сцену выходит открытая диктатура буржуазии, опирающаяся на насилие и террор.

Далее поясним, почему фашизм – это диктатура именно финансового капитала. Финансовый капитал, представляя собой результат сращивания банковского и промышленного капитала, достигает максимальной степени монополистической концентрации, а значит, располагает настолько крупными ресурсами и прибылями, что может тратить их на содержание частных военизированных соединений, своих СМИ, а также собственных «ручных» партий, финансировать спортивные, образовательные, культурные учреждения и прочие институты гражданского общества. Т.е. может управлять производством и обществом напрямую или через государственную машину без всяких посредников.

Во время кризиса фашизм в интересах крупных монополий предоставляет им возможность расширяться и за счет среднего и мелкого бизнеса, захватывая их предприятия, ресурсы, рынки. Фашистские режимы расправляются не только с пролетарскими движениями, но и с теми буржуазными силами, которые пытаются отстаивать общедемократические принципы.

Определение Коминтерна (Димитрова) следует проиллюстрировать и дополнить такими важными составляющими фашизма, как национализм, милитаризм и корпоративизм. Национализм в эпоху империализма превращается в инструмент разделения трудящихся и ослабления классовой борьбы. Кризис заставляет капиталистов искать новые рынки сбыта и источники ресурсов, а это вынуждает их прибегать к национализму, оживлять его военной пропагандой и заставлять служить целям обуздания кризиса и нарастающей революции.

Рабочим внушают теперь, что они не просто составляют с капиталистами единую нацию, но что эта нация «высшая», превосходит другие, а значит, имеет право подчинять, завоевывать, подавлять и даже истреблять чужие нации, грабить и овладевать их богатствами. И когда пролетариат заглатывает эту наживку, когда он вместо борьбы за социализм включается в погоню за завоеваниями, тогда режим становится полноценным фашизмом.

С экономической точки зрения такая схема, в т.ч. милитаризация экономики, вполне эффективна для преодоления кризиса перепроизводства. Предприятия получают военные заказы и разгружают склады, капиталисты захватывают рынки и ресурсы, а у рабочих появляются новые рабочие места. Все довольны (разумеется, кроме завоеванных наций).

Подобно тому, как буржуазная демократия – это диктатура буржуазии под маской всеобщей демократии, фашизм – это империализм под маской социальных забот государства, даже социализма. Но это «социализм» только для «избранной» нации, рабочие и капиталисты которой составляют единую корпорацию и сотрудничают в деле ограбления других стран и народов. Это может принимать форму уничтожения другого этноса внутри страны, как с евреями в Германии, или завоевания «жизненного пространства» в СССР с истреблением коренного населения. Или это принимает форму ассимиляции, как в оккупированной японцами Корее.

Хотя либеральные пропагандисты пытаются приравнивать фашистские режимы и Советский Союз эпохи Сталина, навешивая на них ярлык одинаково тоталитарных, им не скрыть сущностной противоположности двух систем. Фашизм призван служить мобилизации всех общественных сил на борьбу с пролетарской революцией в интересах господства капитала, для которого стоит вопрос о самом его существовании. Советское же руководство использовало государственные методы мобилизации всего общества не просто для защиты завоеваний Великого Октября, но и для самого выживания народа. Несмотря на внешнее сходство методов и решающую роль государства, фашизм есть инструмент буржуазии для сохранения капитализма, частной собственности, эксплуатации. Советское же государство служит уничтожению капитализма, эксплуатации и защите нового строя.

На Нюрнбергском суде преступникам был вынесен приговор, однако это был приговор лишь исполнителям. Заказчики преступлений, – крупнейшие промышленники и акционеры международных финансовых концернов, – ушли от наказания. И сегодня, во время проведения СВО на Украине, многие из них точно также финансируют преступления украинской хунты, напрямую или косвенно, через налоги и бюджет стран Евросоюза.

Возрождение фашизма на Украине – это исполнение заказа глобального капитала. Точно такую же природу имело зарождение фашизма, итальянского, германского и всякого другого в ХХ веке.

Идеологическая комиссия ЦК РКРП
(разработчик темы А. Игумнов)

ТР №11 за 2025 год

Дорогие читатели! И наш канал на Дзене и РКРП в целом существует лишь на
энтузиазме, членских взносах и помощи наших сторонников. Сейчас на канале
подключены донаты. Поэтому при желании можно поддержать нашу
деятельность своей трудовой копейкой. Спасибо!