В нынешних реалиях нашего автомобильного рынка, который все больше напоминает восточный базар с его хитростями и уловками, поход к официальному дилеру превратился в настоящую стратегическую игру. Если раньше мы шли в автосалон за праздником и новой машиной, то теперь идем как на войну, где главная задача - не дать себя обмануть и сохранить хоть какие-то деньги. Особенно остро это чувствуется сейчас, когда выбор сузился до китайских брендов, а цены улетели в стратосферу.
Именно в такую поучительную историю попал мой знакомый, который решил сменить свой верный корейский кроссовер на модный нынче китайский внедорожник. История эта наглядно показывает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а "выгодные предложения" дилеров часто оказываются банальной ловушкой для доверчивого клиента.
Герой нашего рассказа владел автомобилем Kia Sorento 2020 года выпуска. Это был тот самый "Прайм" последнего года или, возможно, уже переходная модель четвертого поколения - суть не в этом, а в том, что машина была ликвидная донельзя. Дизельный мотор 2.2 литра, классический автомат, полный привод и богатая комплектация. Пробег за пять лет едва перевалил за 80 тысяч километров. Машина обслуживалась строго по регламенту, кузов в родной краске, салон чистый. На вторичном рынке такие экземпляры отрывают с руками, и стоят они сегодня очень приличных денег - в районе 3,5-3,8 миллиона рублей, в зависимости от жадности продавца и состояния. Но человеку захотелось перемен. Городской кроссовер наскучил, захотелось брутальности, рамы и возможности съехать с асфальта не боясь оторвать бампер.
Выбор, как вы понимаете, сегодня невелик. Если нужен новый рамный внедорожник с гарантией, то все дороги ведут в салоны Tank. Модель Tank 300 стала настоящим хитом: выглядит как Гелендваген на минималках, едет бодро, внутри все дорого-богато. Маркетологи Great Wall постарались на славу, создав образ "настоящего мужского автомобиля". Знакомый загорелся этой идеей, изучил все обзоры, выбрал комплектацию City на муфте (чтобы в городе было комфортнее) и поехал к дилеру на оценку своей Kia, надеясь на чудо и новогодние акции.
Первая часть визита прошла на удивление гладко, что уже должно было насторожить опытного человека. Менеджеры в салоне Tank, одетые с иголочки, встретили его как родного. Кофе, мягкие диваны, уважительное общение - весь этот премиальный антураж, которым китайцы пытаются оправдать свои ценники. Машину забрали на мойку и диагностику. Оценщик ходил вокруг Соренто с толщиномером, цокал языком, но, к удивлению владельца, не нашел ни одного серьезного повода придраться. Обычно в трейд-ин машину пытаются опустить ниже плинтуса, находя царапины даже там, где их нет, и пугая скорым ремонтом двигателя. Здесь же все было иначе.
Спустя час менеджер вернулся с листом оценки и озвучил цифру, от которой у моего знакомого округлились глаза. Дилер предложил за Kia Sorento 3 миллиона 400 тысяч рублей. Да, это чуть ниже рынка, если продавать самому долго и упорно, но для трейд-ина это было просто царское предложение. Обычно дилеры дают на 20-30 процентов ниже низа рынка, а тут дисконт составлял всего каких-то 200-300 тысяч от реальной цены. Плюс к этому обещали прямую скидку на покупку нового Tank 300 в размере 200 тысяч рублей за сдачу старого авто. В голове у покупателя мгновенно сложился пазл: "Я сдаю старую машину почти по рынку, получаю скидку, и новый Танк обходится мне с доплатой всего в миллион с небольшим". Казалось, вот она - сделка века.
Однако эйфория длилась ровно до того момента, пока речь не зашла о конкретном экземпляре нового автомобиля и итоговой сумме в договоре. Менеджер, видя, что клиент "поплыл" от щедрой оценки, перешел ко второй части марлезонского балета. Он подвел покупателя к черному Tank 300, стоящему в шоуруме, и начал перечислять его достоинства. Машина и правда хороша, спору нет. Но когда дело дошло до цены, выяснился один "маленький" нюанс. Тот ценник, который висит на официальном сайте и который фигурировал в рекламных буклетах, в реальности не существует.
Оказалось, что забрать этот автомобиль по рекомендованной розничной цене (РРЦ) невозможно. Дилер заявил, что на машине уже установлено дополнительное оборудование на сумму 450 тысяч рублей. И это не какие-то уникальные опции, а стандартный набор "джентльмена удачи": коврики в салон и багажник, сетка в решетку радиатора, антикоррозийная обработка днища, защита картера и сигнализация. Красная цена этому набору в любом профильном сервисе - тысяч 70-80 вместе с работой. Но у официального дилера коврики внезапно становятся золотыми, а сетка в бампер, видимо, плетется вручную девственницами в лунную ночь, судя по ее стоимости в 40 тысяч рублей.
На резонный вопрос моего знакомого: "А можно мне машину со склада, без всего этого добра?", менеджер сделал грустное лицо и ответил, что "голых" машин нет и не предвидится. Все автомобили приходят с завода, и дилер якобы обязан их дооснащать, чтобы сохранить гарантию и вообще "так принято". Более того, выяснилось, что та самая "щедрая" оценка Kia Sorento действует только при условии покупки автомобиля с допами и оформления кредита. Если же клиент хочет купить машину за наличные и без навязанного оборудования, то оценка его корейца волшебным образом падает сразу на 400 тысяч рублей, а скидка на новый авто испаряется.
Вот тут-то и вскрылась вся суть схемы. Дилер не благотворитель, он прекрасно умеет считать деньги. То, что они "накинули" при оценке старой машины, они с лихвой забирают обратно через наценку на новую. Это элементарная перекладка денег из одного кармана клиента в другой, приправленная соусом из "выгоды" и "лояльности". Вам кажется, что вам дорого оценили машину, а на самом деле вам просто продают воздух по цене чугунного моста.
Но и это было еще не все. Когда начали считать кредит (а без кредита, напомню, "вкусной" цены на трейд-ин не будет), в тело долга попытались "зашить" еще и финансовые услуги: карту помощи на дорогах за 100 тысяч рублей, страховку жизни за 200 тысяч и ГЭП-страхование. В итоге, если сложить все переплаты, то новый Tank 300 выходил золотым. Реальная переплата составляла почти миллион рублей сверх прайса.
Знакомый попытался торговаться. Он объяснял, что ему не нужны сетки и антикор за такие деньги, что он готов заплатить наличными часть суммы. Но менеджер был непреклонен. "Политика компании", "не мы такие, жизнь такая", "машин мало, спрос большой" - стандартный набор отговорок. Стало понятно, что хорошая оценка Kia была просто наживкой, чтобы заманить клиента в салон и втянуть в сделку. Расчет строится на психологии: человеку жалко упускать "выгодную" продажу старой машины, и он начинает соглашаться на условия дилера, думая, что все равно остается в плюсе. Но если сесть с калькулятором и посчитать трезво, то никакого плюса там нет и в помине.
В итоге мой знакомый встал, забрал ключи от своего Соренто и ушел. Да, он потратил время, да, он немного расстроился, что не уехал на новой машине. Но он сохранил свои деньги и чувство собственного достоинства. Он понял, что лучше продаст свою Kia сам - пусть это займет пару недель, зато он получит реальные деньги на руки. А Танк... Танк можно поискать у другого дилера или подождать, пока ажиотаж спадет (хотя в нашей стране ждать снижения цен - дело неблагодарное). Либо вовсе пригнать машину по параллельному импорту, где нет наглых менеджеров с их ковриками за 15 тысяч, хотя там есть свои риски с утильсбором и гарантией.
Эта история - отличный урок для всех, кто собирается в автосалон. Не смотрите только на одну цифру - цену выкупа вашего авто. Смотрите на сделку комплексно. Дилеры - профессиональные игроки, и обыграть их на их поле практически невозможно. Если вам предлагают слишком сладкие условия в одном месте, значит, вас обязательно "побреют" в другом. Чудес не бывает, особенно в российском автобизнесе образца 2025 года.
А вы сталкивались с навязыванием "допов" в последнее время или вам удавалось купить машину по прайсу без лишней нервотрепки?