Найти в Дзене

Палестина: будущее не предопределено

Уходящий год так и не принёс мира на Ближний Восток. Там и в эти предновогодние дни гремят взрывы, разрушаются дома, страдают люди. О ситуации в регионе идёт речь в интервью, которое дал «Красной звезде» политолог Вячеслав МАТУЗОВ, ветеран дипломатической службы, специалист по Ближнему Востоку. – Вячеслав Николаевич, нашу беседу хотела бы начать с обстановки в секторе Газа. Прошло уже больше двух месяцев, как Израиль и ХАМАС достигли соглашения о перемирии в этом анклаве…
– Да, время идёт, перемирие существует, а спокойствия и уж тем более прочного мира в регионе нет. Напомню, что соглашение о прекращении огня вступило в силу 10 октября. Согласно ему, в ходе первого этапа, который был рассчитан на 42 дня, Израиль должен был отвести свои войска на границу сектора Газа, а ХАМАС освободить и передать Тель-Авиву всех живых заложников и имеющиеся у него тела погибших. В ответ на это Израиль отпустил 1950 палестинских заключённых, включая 250 отбывающих пожизненный срок.
Однако буквально с

Неустойчивое перемирие в секторе Газа странам-посредникам не удаётся перевести во вторую фазу.

В ходе наземной операции в секторе Газа израильская армия столкнулась с сильным сопротивлением военизированных формирований палестинцев и не смогла добиться их капитуляции. Фото из архива редакции.
В ходе наземной операции в секторе Газа израильская армия столкнулась с сильным сопротивлением военизированных формирований палестинцев и не смогла добиться их капитуляции. Фото из архива редакции.

Уходящий год так и не принёс мира на Ближний Восток. Там и в эти предновогодние дни гремят взрывы, разрушаются дома, страдают люди. О ситуации в регионе идёт речь в интервью, которое дал «Красной звезде» политолог Вячеслав МАТУЗОВ, ветеран дипломатической службы, специалист по Ближнему Востоку.

– Вячеслав Николаевич, нашу беседу хотела бы начать с обстановки в секторе Газа. Прошло уже больше двух месяцев, как Израиль и ХАМАС достигли соглашения о перемирии в этом анклаве…
– Да, время идёт, перемирие существует, а спокойствия и уж тем более прочного мира в регионе нет. Напомню, что соглашение о прекращении огня вступило в силу 10 октября. Согласно ему, в ходе первого этапа, который был рассчитан на 42 дня, Израиль должен был отвести свои войска на границу сектора Газа, а ХАМАС освободить и передать Тель-Авиву всех живых заложников и имеющиеся у него тела погибших. В ответ на это Израиль отпустил 1950 палестинских заключённых, включая 250 отбывающих пожизненный срок.
Однако буквально с первых же дней перемирие стало, скажем так, тормозить. С одной стороны, замедлялись сроки выполнения его условий. Израиль отвёл войска на так называемую жёлтую линию, сохранив под своим контролем более 50 процентов территории анклава. Палестинская же группировка столкнулась, по её утверждению, с «объективными сложностями» при поиске тел погибших пленников и до сих пор не передала останки последнего израильского заложника, старшего сержанта Рана Гвили.
А с другой стороны, боевые действия, по сути, так и не прекратились. Как заявил высокопоставленный представитель ХАМАС Гази Хамад, за это время Израиль допустил более 800 нарушений перемирия, нанося огневые удары по сектору Газа, что приводило к жертвам среди гражданского населения. Так, в результате недавнего удара по группе людей в центре города Газы ранения получили 11 палестинцев. По данным агентства Рейтер, за период формального затишья от израильских атак погибли около 400 человек, большинство из которых были мирные жители.
В свою очередь Израиль обвиняет в нападениях ХАМАС и утверждает, что израильские атаки направлены прежде всего на ликвидацию угроз, исходящих от этой радикальной группировки, и разрушение её военной инфраструктуры. Тем более что ХАМАС, как считают в Тель-Авиве, после объявления перемирия сумел восстановить отчасти свои позиции в анклаве.
Параллельно с вопросами безо­пасности нерешённой остаётся гуманитарная проблема. Девять из десяти палестинцев в секторе Газа остались без крова, их дома превратились в руины. Согласно последним спутниковым данным, 81 процент жилых домов разрушен или серьёзно повреждён в результате израильских бомбардировок. Большинство людей живут в палатках, которые не приспособлены для зимы.
После заключения перемирия Израиль пропустил в сектор Газа менее 40 процентов от объёма помощи, выделенной международными организациями и рядом богатых арабских стран. Масштабные разрушения представляют серьёзную опасность для здоровья и окружающей среды. В последнее время ситуация в анклаве заметно ухудшилась на фоне похолодания и проливных дождей.
Премьер-министр Катара Мухаммед бен Абдель Рахман бен Джассим Аль Тани заявил, что текущую ситуацию в секторе Газа сложно назвать полноценным перемирием – скорее паузой в боевых действиях. «Перемирие, – отметил он, – не может быть достигнуто, пока израильские силы полностью не выведут войска и в Газе не восстановится стабильность, а люди не смогут свободно въезжать и выезжать, чего сегодня не наблюдается».
Всё это осложняет завершение первого этапа перемирия и переход его во вторую фазу.
– А что она включает в себя?
– Следует пояснить, что в ходе переговоров о перемирии вторая фаза была определена лишь в общих чертах. Предполагалось, что будет сформировано палестинское технократическое правительство в Газе. Должен был появиться и некий совет мира во главе с американским президентом, который осуществлял бы надзор за этим правительством. А вопросами обеспечения безопасности призваны заниматься международные стабилизационные силы, которые ещё предстоит создать.
Пока все эти структуры остаются только на бумаге. Например, до сих пор не определены состав, сроки развёртывания и полномочия международных стабилизационных сил. Известно лишь, что интерес к участию в миссии выразили некоторые мусульманские страны, в частности Азербайджан, Египет, Индонезия, Катар, Пакистан и Турция.
Именно эти проблемы оказались в центре внимания встречи представителей США, Турции, Катара и Египта, которая состоялась 19 декабря в Майами. Её участники обсудили меры, направленные на обеспечение управления Газой самими жителями анклава, а также шаги, которые предстоит предпринять в рамках совета мира и международных сил стабилизации.
Ключевым же вопросом для наступления второй фазы являются разоружение ХАМАС и полный вывод израильских войск с анклава. Но именно в решении этого вопроса заключаются главные проблемы установления мира в секторе Газа. Представители ХАМАС постоянно подчёркивают, что их группировка не намерена полностью разоружаться, так как в этом случае не сможет противостоять Израилю. ХАМАС, по их словам, готов обсуждать вопрос об оружии группировки, но только в контексте «серьёзных» переговоров о полном выводе израильских войск из Газы, полном прекращении военных операций и создании палестинского государства на Западном берегу, в Газе и Восточном Иерусалиме.

В секторе Газа 81 процент жилых домов разрушен или серьёзно повреждён в результате израильских бомбардировок

– Что можно сказать о военном потенциале этой палестинской группировки?
– По оценке израильских и арабских аналитиков, группировка, хотя несколько и ослабла, тем не менее сохраняет в целом свою боеспособность. В рядах её военного крыла «Изз ад-Дин аль-Кассам» остаётся порядка 20 тысяч боевиков. Проведена замена погибших командиров, и у боевых отрядов группировки сохранились места, где можно прятаться и хранить оружие. Более половины сети подземных туннелей израильской армии не удалось разрушить. Среди безработной молодёжи сектора немало желающих встать под знамёна ХАМАС и её союзника – организации «Исламский джихад» (запрещённая в России террористическая организация. – Прим. ред.), располагающей своими вооружёнными формированиями – бригадами «Аль-Кудс».
Со своей стороны Израиль не намерен полностью уходить с анклава. Как на днях заявил начальник генерального штаба ЦАХАЛ генерал-лейтенант Эяль Замир, войска дальше жёлтой линии не уйдут, и именно она должна стать новой границей. Израильские подразделения строят сейчас бетонные аванпосты вдоль жёлтой линии, создавая вокруг них зоны свободного огня.
– Напряжённость сохраняется не только в секторе Газа, но и в других районах, например на Западном берегу реки Иордан…
– В июле 2024 года Международный суд ООН вынес знаковое решение о том, что действия Израиля на Западном берегу являются незаконными. Но это не остановило израильские власти. Буквально на днях министерство обороны Израиля представило, как сообщает газета Haaretz, план под названием «Багровая нить». ЦАХАЛ планирует построить новую разделительную стену в глубине северной части долины реки Иордан. Её протяжённость составит 22 километра, а ширина – 50 метров, как и у барьера на Западном берегу. При этом будут снесены все строения, включая дома и сельскохозяйственные угодья.
Этот проект является частью более масштабного плана по строительству стены вдоль всей долины реки Иордан. Она будет включать в себя военную дорогу, земляные насыпи и каналы, а также 20-метровую «зону безопасности» с каждой стороны. Делается это, как утверждают в израильском военном ведомстве, с целью укрепления стратегического контроля над восточной границей.
В свою очередь кабинет безопасности Израиля в начале декабря одобрил планы по легализации 19 незаконных поселений на Западном берегу. При этом утверждается, что территории, на которых ведётся строительство этих поселений, являются «государственной земл`й», поэтому не нужно получать разрешение от палестинских землевладельцев. За этими действиями стоят далеко идущие планы Израиля.
– Израиль периодически наносит удары и по Ливану…
– ЦАХАЛ подвергает бомбардировке объекты различной инфраструктуры движения «Хезболла» в разных районах Ливана. Всего, по данным МВД Ливана, Израиль совершил с начала года более 4,5 тысячи нападений, погибли около 250 человек. И это при том, что в ноябре 2024 года вступил в силу режим прекращения огня между Израилем и Ливаном. Ливанская армия должна была занять территории на юге республики, а силы «Хезболлы» отойти к северу от реки Литани. Израиль за это время должен был полностью вывести войска из Ливана.
Бейрут не только выполнил эти условия, но и приступил к разоружению «Хезболлы». По обнародованным недавно данным ливанского военного командования, процесс разоружения «Хезболлы» близок к завершению: у шиитского движения изъято 90 процентов вооружений, закрыты минимум четыре базы «Хезболлы» в южной части страны. Израиль же сохранил военное присутствие на пяти приграничных позициях в Ливане и постоянно обвиняет его правительство в том, что оно якобы не занимается разоружением «Хезболлы».
– Вы упомянули о далеко идущих планах Израиля. Что имеется в виду?
– На Западном берегу реки Иордан Израиль стремится образовать свои анклавы с тем, чтобы отрезать палестинские земли друг от друга и заблокировать тем самым любую возможность создания единого палестинского государства. Если смотреть дальше, то дело, возможно, не в существовании организации ливанских шиитов «Хезболла», а в идее «Великого Израиля», которая была провозглашена в конце XIX века и состоит в том, что территория еврейского государства должна простираться от Нила до Ефрата. Теодор Герцль, живший во второй половине XIX века, в своих дневниках размышлял на эту тему.
И эта идея до сих пор является мечтой многих жителей Израиля, разделяющих крайне правые взгляды. Более того, она в какой-то степени нашла отражение в стратегии партии «Ликуд» и даже фактически была частью избирательной кампании Нетаньяху. О ней он говорил и в уходящем году, заявив в интервью телеканалу i24: «Я выполняю историческую и духовную миссию и эмоционально привязан к мечте о Великом Израиле».
– В какой-то мере под таким углом, наверное, следует рассматривать участившиеся в последнее время проникновения израильской армии на территорию Сирии?
– Я бы не исключал этого полностью. Во всяком случае, израильские вылазки после прихода к власти в Дамаске радикальных исламистов в декабре прошлого года действительно участились. Воспользовавшись ослаблением сирийской государственности, Израиль ввёл свои подразделения на некоторые участки приграничной территории на юго-западе этой страны. Одновременно наносятся удары по объектам военной инфраструктуры бывшей сирийской армии. Взяты под покровительство сирийские друзы в провинции Эс-Сувейда на юге Сирии.
Но главные приоритеты для нынешнего руководства Израиля – это контроль над Голанскими высотами, южными районами Ливана и Газой. При нынешнем соотношении сил в регионе и мире в целом на большее он рассчитывать и не может. К тому же не будем забывать об Иране с его собственным видением геополитической конфигурации Ближнего Востока. Иран в июне 2025 года выдержал военный натиск Израиля и доказал, что с ним следует всерьёз считаться как с самостоятельным игроком на арене Евразии.
– Израиль всегда опирался на финансовую и военную помощь США…
– У новой администрации США немало проблем в других регионах, прежде всего это Тихоокеанский регион, две цепи островов, прикрывающих континентальную часть США с Запада. Надо понимать, что американское противостояние с восточно-азиатской ядерной державой мирового уровня только начинается…
В американо-израильских отношениях не всё так однозначно. С одной стороны, Вашингтон довольно часто критикует действия Тель-Авива. В ходе недавнего телефонного разговора Трамп выразил Нетаньяху недовольство подходом израильского руководства к реализации соглашения по Газе и призвал его к более конструктивному взаимодействию. Вашингтон также неодобрительно относится к действиям Израиля на Западном берегу Иордан и в Ливане. Американская задумка с Авраамовыми соглашениями остаётся реализованной лишь отчасти. Действия Израиля мешают американцам в работе над возможным подключением к этому формату Сирии, Ливана и Саудовской Аравии.
А с другой стороны, Трамп продолжает курс своих предшественников на финансовую поддержку Израиля. Только что принятым законом о бюджетном финансировании вооружённых сил на 2026 год Израилю выделено как минимум ещё 650 миллионов долларов, что на 45 миллионов больше, чем в предыдущем законопроекте. Или взять тот факт, что Пятый флот США и ВМС Израиля только что провели совместное учение, получившие название «Внутренний защитник». Оно проходило в Средиземном море, заливе Хайфа, регионе Нагария и Красном море. Учение носило во многом демонстративный характер, чтобы продемонстрировать американскую поддержку Израиля.
– И что дальше?
– При Трампе, в окружении которого очень много сторонников еврейского государства, курс США на поддержку Израиля будет сохранён. Но в долгосрочном плане перспективы этого государства сохраниться во враждебном окружении мусульманских государств не так однозначны. В самих США, как и в Великобритании, наблюдается постепенный рост влияния политического ислама со всеми вытекающими для Израиля последствиями. На Востоке исторические обиды помнят долго, а уровень взаимной ненависти, как показали кровавые события октября 2023 года, высок уже сегодня…

Виктория КУЧИНА, «Красная звезда»