История Свято-Пафнутьева Боровского монастыря — это летопись превращения скромной лесной пустыни в одну из самых могущественных крепостей и духовных центров России.
Монастырь был основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским. Пафнутий был учеником Никиты Серпуховского.
А Тот, в свою очередь, — учеником Сергия Радонежского, что связывает обитель с великой традицией русского иночества.
Преподобный Пафнутий родился около 1395 года в селе Кудиново недалеко от Боровска.
Прадед, а потом и дед основателя обители Пафнутия Боровского были баскаками – татарами, оставленными ханом для сбора подати с русских. А когда русичи восстали против татар, дед принял христианскую веру и крестился. Верующие и благочестивые родители воспитывали сына, при крещении названного Парфением, православным христианином. Он рос кротким, добрым, способным и целомудренным. В двадцать лет юноша ушел в Высоко-Покровский монастырь недалеко от дома и принял постриг с именем Пафнутий. Молодой монах был отдан в послушание старцу Никите, ранее бывшему в послушании у преподобного Сергия Радонежского. Вот так правнука татарского воина, вскоре ставшего настоятелем той самой обители, взял под покров сам «игумен земли русской».
Сначала была построена деревянная церковь Рождества Богородицы, а в 1467 году — белокаменный собор.
Роспись этого первого каменного собора стала одной из первых известных работ великого иконописца Дионисия.
В шестнадцатом веке монастырь стал любимым местом паломничества московских государей. Сюда приезжали Иван Грозный и Борис Годунов. В это время обитель превращается в мощную пограничную крепость для защиты южных рубежей Москвы.
Считается, что в строительстве укреплений участвовал знаменитый зодчий Фёдор Конь - автор стен Смоленского кремля. Стены толщиной до 4 метров и массивные башни сделали монастырь почти неприступным.
В 1586 году старый собор разобрали, и по указу царя Федора Иоанновича был возведен новый величественный пятиглавый храм, который есть и сегодня.
Во время Смуты монастырь героически сопротивлялся войскам Лжедмитрия Второго. Из-за предательства воевод враги ворвались внутрь, монастырь был сожжен, а тысячи людей, укрывшихся в нем, погибли.
В XVII веке монастырь стал местом заточения лидера старообрядцев — протопопа Аввакума. Здесь же содержалась под стражей и знаменитая боярыня Морозова.
В восемнадцатом веке после реформ Екатерины II монастырь потерял свои зем ли, но остался важным духовным центром.
В 1812 году он снова оказался на пути войны. Отступающая армия Наполеона разграбила и подожгла обитель, но она была быстро восстановлена.
Последним настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря в советское время был епископ Калужский и Боровский Алексий (Житецкий). Он был назначен наместником обители в 1915 году с возведением в сан игумена. Однако, после епископской хиротонии в 1919 году, а также в связи с избранием в члены Высшего Церковного Совета, епископ Алексий стал реже находиться в обители. Ввиду чего, вероятно, по его ходатайству на должность наместника в 1918 году назначается только что вернувшийся с фронта полковой иеромонах Сергий (Гришин). Получив сан игумена, отец Сергий оставался фактическим наместником обители вплоть до ее закрытия в 1923 году.
Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.
На его территории в разное время располагались исправительная колония, школа комсостава и сельскохозяйственный техникум.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря. Он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться.
В 1960-х годах началась научная реставрация архитектурного ансамбля.
В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви. Сегодня это действующий мужской монастырь, привлекающий тысячи паломников своими святынями и уникальной архитектурой.
История Пафнутьева монастыря неразрывно связана с чудесами.
Самое известное историческое чудо связано с великим иконописцем Дионисием. Когда он приехал расписывать первый каменный собор, у него сильно разболелись ноги — он не мог даже стоять, не то что работать.
Преподобный Пафнутий благословил его начать работу, пообещав помощь Бога. После молитвы и омовения святой водой Дионисий заснул, а проснулся совершенно здоровым и смог создать свои знаменитые фрески.
Главным местом притяжения паломников является Собор Рождества Богородицы.
Здесь хранятся мощи преподобного Пафнутия. Во время битвы с поляками, спасая мощи от поругания, их спрятали где-то на территории монастыря и они до сих пор находятся под спудом. Насельники монастыря рассказывают, что при раскопке фундамента в Южной части собора возле алтаря, в том месте, где находится ковчег с частичкой мощей Преподобного, техника вдруг перестала подчиняться, а рабочих охватил ужас. Считается, что молитва у мощей помогает при болезнях ног и душевных терзаниях.
В храме хранится чудотворный список Иверской иконы Божией Матери. Под стеклом киота можно увидеть множество золотых украшений — это благодарные приношения людей, чьи молитвы о здоровье и семейном благополучии были услышаны.
К Иконе Семистрельная обращаются с просьбами об умягчении сердец врагов и прекращении конфликтов.
В современной истории монастыря ключевой фигурой был схиархимандрит Власий (Перегонцев).
Его называли «прозорливым старцем». К нему съезжались тысячи людей со всей России и из-за границы.
Существует множество свидетельств о том, как после беседы с ним люди исцелялись, находили выход из тупиковых жизненных ситуаций или принимали важные решения, которые меняли их жизнь. Даже после его смерти люди продолжают приходить к его могиле на монастырском кладбище с просьбами о помощи.
Недалеко от стен монастыря находится источник преподобного Пафнутия.
Вода в нем считается целебной. На источнике обустроена купель.
Паломники верят, что погружение в холодную воду источника с верой помогает укрепить не только тело, но и дух, очищая от всякие скверны.
Сам преподобный Пафнутий учил: «Одна милостыня может спасти человека». Монастырские предания гласят, что пока обитель щедро кормит бедных и помогает нуждающимся (а в монастыре до сих пор есть бесплатная трапезная для паломников), Бог хранит эти стены от любых бед.