Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Судьи и прокуроры оказались липовыми

В последние годы вскрылось несколько историй, связанных с судьями и другими работниками правоохранительных органов, дипломы которых оказались липовыми. Например, в 2020 году у двух судей из Татарстана, длительное время находившихся на службе в системе правосудия, в ходе проверки обнаружились сомнительные документы об окончании филиала Московской государственной юридической академии (МГЮА). В том же году газеты Санкт-Петербурга сообщили о задержании мошенника - жителя г. Выборга, имевшего удостоверение «Военная судебная коллегия ЗВО». Он утверждал, что может обеспечить получение тендеров для Росгвардии и военных. У него было не только "судейское" удостоверение, но и поддельный сайт для поиска потенциальных клиентов. Его арестовали в тот момент, когда некий бизнесмен передавал ему 300 тыс. рублей «для захода на силовое поле». За несколько лет до этого задержали такого же афериста в г. Воронеже. Он, предъявив местной жительнице удостоверение федерального судьи, предложил ей приобрести

В последние годы вскрылось несколько историй, связанных с судьями и другими работниками правоохранительных органов, дипломы которых оказались липовыми. Например, в 2020 году у двух судей из Татарстана, длительное время находившихся на службе в системе правосудия, в ходе проверки обнаружились сомнительные документы об окончании филиала Московской государственной юридической академии (МГЮА). В том же году газеты Санкт-Петербурга сообщили о задержании мошенника - жителя г. Выборга, имевшего удостоверение «Военная судебная коллегия ЗВО». Он утверждал, что может обеспечить получение тендеров для Росгвардии и военных. У него было не только "судейское" удостоверение, но и поддельный сайт для поиска потенциальных клиентов. Его арестовали в тот момент, когда некий бизнесмен передавал ему 300 тыс. рублей «для захода на силовое поле».

За несколько лет до этого задержали такого же афериста в г. Воронеже. Он, предъявив местной жительнице удостоверение федерального судьи, предложил ей приобрести конфискованные по решению суда квартиру и два автомобиля. И она передала ему значительную сумму денег.

Надо сказать, что подобного рода истории с липовыми прокурорами, судьями и сотрудниками органов госбезопасности случались не раз и в годы Советской власти.

Ранее уже рассказывал об изворотливом мошеннике Борисе Гунько-Горкуне, который представлялся "старым большевиком", "бывшим секретарем Ленина" и "героем гражданской войны", получая крупные пособия, путевки в санатории и другие льготы т.п. О нем можно прочесть ЗДЕСЬ:

Прокололся Гунько-Горкун, как раз, появившись в форме высокопоставленного чекиста с ромбом и орденом Красного знамени, в кабинете директора крымского винзавода «Массандра». Он потребовал немедленно отгрузить «на нужды государства» 500 бутылок самого дорогого вина. Его требование выполнили. Но, видимо, что-то заподозрили и обратились в "органы". Аферист был арестован и по приговору суда расстрелян.

А вот другой мошенник, также представлявшийся «героем революции» и высокопоставленным судебным работником, избежал такой участи, и даже удостоился Ордена Боевого Красного Знамени (1922).

-2

Его имя - Иван Васильевич Ершов, а свои аферы он совершал под фамилией Амозов, в том числе неоднократно и весьма успешно действовал в роли судей...

Вначале, скитаясь по стране, перебивался случайными заработками - был бродячим певцом, псаломщиком в храмах. После революции переквалифицировался в революционера. Вступил в партию, исправив в партбилете год вступления - с 1920-го на 1910-й, став сразу «старым большевиком», участником штурма Зимнего дворца и ожесточенных боев с белыми. Он был очень убедителен. Благодаря вымышленной биографии, поработал комиссаром санатория в Кисловодске, секретарем парткома в гараже ВЦИК и др. Награжден боевым орденом, поскольку якобы участвовал в подавлении белофинского мятежа.

В 1928 году Амозов, будучи в нетрезвом состоянии, убил военнослужащего в гостинице г. Новгорода. Но сумел избежать ответственности, ссылаясь на «боевую контузию» и якобы случившийся с ним припадок, из-за того, что убитый расхваливал Льва Троцкого. Вместо тюремных нар Амозов занял должность заместителя директора в театре Мейерхольда, а в начале 1930 года стал секретарем Гособъединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ). В 1934 году И.В. Амозов успел поработать прокурором спецотдела прокуратуры СССР.

Особенно он был убедителен, играя роли судей. В 1919-1936 годах И.В. Амозов был членом различных революционных трибуналов, в том числе председателем трибунала военизированной охраны (ВОХР) Приволжского военного округа и заместителем председателя военного трибунала Западного фронта. А осенью 1935 года И.В. Амозов занял кресло члена Спецколлегии Ленинградского областного суда. В 1936 году его все же разоблачили при попытке устроиться на высокий пост в ленинградскую милицию. Выслушав его вымышленную биографию, кадровики провели проверку и вскрыли обман. За мошенничество Амозов был приговорен Особым совещанием НКВД СССР к 5 годам ИТЛ (ст. 169 ч.2 УК РСФСР). Он вышел на свободу в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Здесь пригодился его дореволюционный церковный опыт. Надев маску священника, отца Иоанна, Амозов оказался на службе у немцев, став благочинным «Псковской православной миссии». В 1944 году, после освобождения Пскова, Амозов был осужден за сотрудничество с врагом к 20 годам лагерей. Но в 1954 году вышел на свободу по амнистии и, используя весь свой многолетний мошеннический опыт, добился в 1956 году полной реабилитации.

З.Я. Иоффе
З.Я. Иоффе

Приведу еще одну историю, о которой рассказал в своих воспоминаниях подполковник юстиции З.Я. Иоффе, в годы войны - помощник военного прокурора 52-й армии:

"Самый вопиющий случай, с которым мне пришлось столкнуться, произошел в конце 1941 года на Донбассе, когда я еще служил в трибунале стрелковой дивизии. Трибунал находился в городе Алчевске и туда после выхода из окружения стекались сотни бойцов и командиров. Председателем трибунала был капитан Стовба, украинец. И этот Стовба почти всех, попавших в трибунал, приговаривал к расстрелу: как на конвейере работал. Заводят на суд красноармейца, вышедшего из окружения без винтовки, а Стовба на него матом орет - "Предатель! Продажная шкура! Расстрелять!". Скольких он приговорил к высшей мере... Мы стали возмущаться, это же не человек, а какой- то "людоед"-мизантроп! Тем более очень подозрительным казалось следующее, протокол заседания трибунала даю на подпись Стовбе, а он спрашивает меня - "А что вы тут написали?", и я отвечаю - "То, что было на суде"...Я вместе со старшим секретарем военного трибунала военюристом 3-го ранга Гринбергом решили проверить личность этого Стовбы, ...отправили письмо в трибунал фронта. Было установлено, что Стовба самозванец, проник в трибунал по поддельным документам и никакого юридического образования не имел..."(1).
Картина Д.Обозненко «Ночной звонок», 1991 год
Картина Д.Обозненко «Ночной звонок», 1991 год

В годы войны таких историй было немало. Так, в 1944 году были арестованы и преданы суду военного трибунала 1-й ударной армии два мошенника - «военные юристы» майор Остроух и лейтенант Попков. Первый выдавал себя за военного прокурора. Второй - за военного следователя. Для такого перевоплощения им достаточно было вдеть в петлицы юридические эмблемы с щитом и мечами и научиться оперировать в ходе «следственных действий» специфическими терминами. Видно, последнее они в достаточной степени не освоили, хотя и научились писать постановления о производстве обысков.

Во время одного из таких обысков в квартире гражданина Матюшенкова «военные юристы» изъяли у него 40 тысяч рублей, два кожаных пальто, ряд других вещей. Квалификация прокурора и следователя показалась Матюшенкову низкой, и он с кем-то поделился своими сомнениями. Вскоре мошенников взяли с поличным. Военный трибунал 1-й ударной армии в 1944 году осудил их к расстрелу[2].

В том же году судьба свела четырех молодых лейтенантов Квача, Лапшова, Рождественского и Юркеева в г. Одессе. Они решили, что добивать врага в его берлинском логове должны другие. А сами занялись реквизициями. Квач выдавал себя за начальника «Смерша» и руководил «обысками» у местных жителей. В первую очередь «смершевцев» интересовало содержимое винных погребов. Кого-то из потерпевших это обстоятельство, видимо, натолкнуло на подозрение. 12 августа 1944 года все четверо предстали перед военным трибуналом и понесли строгое наказание[3].

[1] Проект "Я помню":

Интервью с ветераном ВОВ Иоффе Зяма Яковлевич - Другие войска | Я помню

[2] Архив военной коллегии, оп. 1, д. 285, Доклады о судимости офицерского состава в 1944 г., с. 54.

[3] Там же, с. 428.

Мой Telegram-канал "Забытые Герои": https://t.me/zabgeroi

Мой канал в MAX: https://max.ru/ch_5e1583f18f011100ad29add4

Мои книги в издательстве Ridero