«Миллиард.Татар» продолжает публиковать выдержки из исторических источников, связанных с прошлым татарского народа. На этот раз мы предлагаем познакомиться с историческими источниками, рассказывающими о формировании татарской нации в XIX веке. Публикация является фрагментом коллективной монографии Института истории им.Ш.Марджани АН РТ – «История татар. Том VI. Формирование татарской нации XIX – начало XX в.
Часть 1 – Часть 100: предыдущие части читать здесь
Часть 101: «И нам великому государю пожаловати бы ево, Московку, не велеть их казанских ямских охотников ложному челобитью»
Часть 102: «Татарки Кинтейки Ирмухамметевой дочери велено итить замуж в мусульманской же веры за мусулманенина Московского государства»
Часть 103: «Велено де тебе ржаную муку, которая смолота, послать из Рыбной слободы в Лаишево и класть в анбары, и в Лаишеве де анбары не годятца.»
Часть 104: «Пусташь Кучюк, что дана по грамоте великого государя дяде моему обводная земля за речкой Аметевкой, да полянка Енабекава»
Часть 105: «Казанские купцы доносили вам, что там в мелких деньгах великая скудость, а медные пятикопеечники поставляют за тягость»
Часть 106: «Татары в этом дворе имеют свои отдельные лавки, в которых они продают персидские товары, которые состоят почти исключительно из шелковых тканей»
Часть 107: «Рассуждение прорицательного плача казанские царицы в 7061 году октября 3 дня»
Часть 108: «В сию посылку употреблял я татар слободы Сеитовой; и как сей народ легко ослеплен может быть корыстию, то я сих татар наградил изобильно обнадежил»
Часть 109: «А случитца суд сместнои тем людем и крестьяном з городцкими людьми или с волостными, и наместницы новагорода Свияжскаго и воеводы тех людеи»
Часть 110: «Учредить единожды навсегда при казанской гимназии для охотников класс татарского языка»
Часть 111: «Ибо Мурат именует себя верховнейшим святым, и пишется от наследия дочери Магомеда пророка Фатьмы»
Часть 112: «Града сего имя есть Болгары. Знайте, о! мужие совершенный, которой отныне просветится и переимянуется Наубагаром»
Часть 113: «Человек Зюбяир Ягазы называемой, сокровище есть фруктов, и где есть оному подобное: фамилия и дети его странные»
Часть 114: «Малмыжского уезда деревни Тюнтера мулла Галей Сайфуллин не сознался в совращении в магометанский закон некрещеных вотяков и чуваш разных селений»
Часть 115: «Как выше означено что я учрежденным в Уфе магометанского закона духовным собранием определен»
Часть 116: «И после арских людей и побережными и луговые город поставили на Меше, от Казани города 70 верст и землею стену насыпали, хотяше тут отсидеться»
Часть 117: «И после того Петръ воевалъ десять день и все Арские места повоевал и побилъ многыхъ людей и полономъ вывелъ безчислено много»
Часть 118: «В то же время бывшу в Казани дияку Никонору Шулгину, и мысляше себе на благо совет: тому радовашеся, что Москва за Литвою»
Часть 119: «Буди вам ведома, казанским посадцким бусурманом и абызом начальным, которые мечеть держат, бусурманским веродержцам»
Часть 120: «А ныне в Казани и в Казанской губернии обстоит, как и прежде, все благополучно, и никаких замешаней в татарских жителствах и поныне не слышно»
Часть 121: «А того же числа ис показанных татар Беккул Бикеев в вышеписанном против показания новокрещенов прежде запирался»
Часть 122: «Мишари Осинской дороги уже били челом Петру Федоровичу»
Часть 123: «Прибыл сюда, на Торский завод, чтобы справлять свою службу, полковой старшина Бахтияр Канкаев сын»
Часть 124: Рапорт сотника Утягана Муратова: «Ты, оказывается, просил у нас пушку, но того, что ты желаешь, у нас нет»
Часть 125: «Собирайте в окрестностях войско любыми средствами: ныне, очень скоро, будет сражение, будьте в большой готовности»
Часть 126: «Полковому старшине Бахтияру Канкаеву сыну дали, говоря сююнчи, сивого коня»
Часть 127: «Далее ты доложил, что старшина Илчигул, пришедши ночью пьяным в вашу деревню, стращая людей, избивая некоторых, учинил много обид»
Часть 128: «Как слышали мы со стороны Кунгурской армии, в самом Кунгуре войска находятся в готовности с шестнадцатью пушками»
Часть 129: «Также на стороне Бирска и Ай стоят противники со многими силами, там же Кулый Балтачев сын, враги есть и на стороне Ангасяка»
Часть 130: «При выходе из крепости Сакмарского городка напали на нас триста гусаров. Некоторую часть их мы уничтожили и пленили»
Часть 131: «Захватив город Казань, разрушив ее, перебив все население, город предал огню, и еще все города в окрестности уничтожил таким же образом»
Часть 132: «Выкраиваются ичеги из кож козловых и бараньих, а шьются с узорами и без узоров, цветные и черные»
Часть 133: «В 1790-х годах казанский чеботарь Мустафа Файзуллин купил для образца бухарской работы мужские с калошами ичеги и по приезде своем в Казань…»
Часть 134: Радлов: «У татар в Казанской губернии слово мектеб почти не употребляется, а все школы, и самые маленькие, называются медрессами»
Часть 135: Исторические источники: какие татарские медресе работали, и кто их содержал?
Часть 136: «Тут есть большая деревня Тюнтерь, а в ней мектебе и медресе. Один из мулл – ревнитель нового, а другой – ярый приверженец старого порядка и рутины»
Часть 137: «В Екатеринбурге, на Студеной улице, в доме Агафуровых, магометанские дети обучаются татарской грамоте и основаниям мусульманского вероучения»
№ 29
Уведомление саратовского вице-губернатора от 1 мая 1901 г. за №1853 в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах
Совершенно секретно
В Департамент полиции
Вследствие отношения от 31 декабря прошлого года за №13415 имею честь уведомить Департамент полиции, что среди татарского населения Саратовской губернии, представляющего собою вполне невежественную массу, лиц, выступающих авторами новаторских сочинений в татарской литературе, нет. Один только крестьянин деревни Татарские Канадеи Кузнецкого уезда Мухамет-Юсюп-Сафин Казаков изредка пишет статьи в Бахчисарайской газете «Переводчик». Он же составил в прошлом году азбуку под названием «Русский учитель для мусульман», разрешенную 27 ноября того же года к печати С.-Петербургским цензурным комитетом. Население это твердо держится своих старых традиций и всякие новые идеи прогресса и культуры ему чужды. Даже новый метод обучения татарской грамоте по европейской звуковой системе встречается большинством татарского населения крайне несочувственно, а в некоторых селениях муллы, начавшие было обучать детей по этому методу, вынуждены были вернуться к старому по настойчивым требованиям сельчан. Тем не менее, новый метод обучения татарской грамоте, берущий свое начало от Крымского журнала Гаспринского, в некоторых татарских школах Саратовской губернии введен и окончательно укрепился, именно в вышеуказанных селениях трех уездов – Кузнецкого, Петровского и Хвалынского.
Кузнецкий уезд
1) В дер. Нижней Елюзани Чаадаевской волости (учителем состоит сын местного муллы Сабир Шарифжанов Вясанов); 2) в дер. Исикеевой Планской волости (учителем – местный мулла Абдул-Лятиф Кулафин); 3) в дер. Татарских Канадях Евлашевской волости (учителем – крестьянин Мухамет Мухаметжанов); 4) в дер. Больших Труевских Вершинах Евлашевской волости (учителем – местный мулла Гежаметдин Мефтяхетдинов Мамышев; 5) в дер. Кунчеровой Кунчеровской волости (учителем – вольский мещанин Аксян Юнюсов Мухаметов); 6) в дер. Деминой Кунчеровской волости (учителем – местный мулла Салахетдин-Абдул Лятифов Чуканов); 7) в дер. Могилках Кунчеровской волости 3 школы (учителями – местный азанча Джелялетдин Шарифов Негметуллин, местный мулла Айнетдин Шаяхметов Мансуров и мещанин Сеитовского посада Оренбургской губернии Хайрулла Хабибуллин Реимов); 8) при селе Верхозим Кунчеровской волости, при фабрике торгового товарищества Ишмухамета – Абдула Дебердеева с братьями, 2 школы (учителями – исполняющий обязанности муллы крестьянин Пензенской губернии Хусяин Исметуллов Тугушев и девица из г.Бахчисарая Идайе-Вели-Ши Мурзы Кайтазова); и 9) в дер. Пенделке Аннеиковской волости 3 школы (учителями – азанча Абайдулла Фахретдинов, крестьянин Симбирской же губернии Шайдулла Гайтуллов Резяпов и крестьянин Симбирской губернии Хайрулла Айзатуллин Усманов).
Петровский уезд
1) В дер. Старом Вершауте Козловской волости (учителями – местные муллы МухаметЗариф-Мухамет Мубинов Рахманкулов и Мухаметдин-Мухамет Мубинов); 2) в дер. Карлыган Савкинской волости (учителем – крестьянин Мухаметжан Шарифжанов Нугайбиков; 3) в дер. Суляевке Пылковской волости (учителем – крестьянин Галямутдин Хантемиров); 4) в дер. Новом Вершауте Савкинской волости (учителями – местный мулла Сатредин-Мухамет Мубинов Курамшин и сын его Сафа Сатрединов). Хвалынский уезд 1) В дер. Верхней Терешке Средне-Терешанской волости (учителем – местный мулла Абдурахман Хосянов); и 2) в дер. Бахтеевке Старо-Лебежайской волости (учитель – местный мулла Ибни-Аббяс Умяров Ягудин). Все эти школы, за исключением двух школ при фабрике Дебердеевых в Кузнецком уезде, открыты сельскими обществами, состоят в заведывании местных мулл и подлежат контролю учебного начальства. Преподавание по звуковой системе введено муллами, которые признают его за лучшее, хотя остальное татарское население к этому нововведению, как сказано выше, во многих местах относятся несочувственно. В школах при фабрике Дебердеевых преподавание по новому методу введено самими фабрикантами, которые содержат эти школы, и ввиду преимуществ преподавания по звуковой системе пригласили учителя и учительницу знакомых с этой системой. Дебердеевы – родственники Исмаила Гаспринского, кроме того, один из братьев Дебердеевых – Абдул – женился 8 лет тому назад на турчанке и поселился в Константинополе. Раньше Дебердеевы поставляли сукно для турецкой армии и часто бывали в Турции, в настоящее время они изредка ездят в Константинополь к брату Абдулу, заезжали к Гаспринскому. Но Дебердеевы отнюдь не проявили себя сторонниками каких-либо новых прогрессивных идей. И.д. губернатора, вице-губернатор: подпись
Управляющий канцелярией: подпись
Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898) д.11, ч.3, л.76–77об. Подлинник.
№ 30
Уведомление нижегородского губернатора от 5 мая 1901 г. за №980 в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах
Совершенно секретно
В Департамент полиции
Вследствие отношения от 31 декабря минувшего года за №13409 имею честь сообщить Департаменту полиции, что постоянное мусульманское население проживает лишь в двух уездах вверенной мне губернии – в Василь-Сурском и Сергачском, причем среди него лиц, выступающих в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений, не имеется, равным образом до сих пор не проявилось среди местного татарского населения связи между сторонниками такового и младо-турками. В Сергачском уезде знакомство со светской литературою татар установлено лишь в дер. Грибанове: у учителя министерской школы Абу-Нагима-Шукурова имеется учебник Гаспринского и еженедельная газета «Переводчик», издаваемая тем же Гаспринским в Бахчисарае, которая дается Шукуровым учащимся для чтения и на дом, учебником же он пользуется для обучения татарскому языку своих детей и, по желанию, других мальчиков из числа обучающихся в заведываемой им министерской школе; преподавание в последней производится по русским учебникам, на русском языке, под контролем чинов Министерства народного просвещения. Абу-Нагим Шукуров получил образование в Оренбургской русско-татарской учительской семинарии, живет в Грибанове уже значительное время, женат на дочери местного муллы, который состоит в названной школе вероучителем. Мусульманских школ с преподаванием по новым методам в Сергачском уезде не существует, и для обучения детей Корану имеются школы низшего разряда в распоряжении местных мулл, враждебно относящихся ко всякому рода новшествам. В Василь-Сурском уезде существует 16 мусульманских школ, причем в 2 из них преподавание ведется по новым методам. Обе школы находятся в деревне Андреевке и преподавателями в них состоят муллы Искак Мусеев, получивший образование в Казанском мусульманском училище Азимова, и Мясум Шарипжанов. Как в Васильском, так и в Сергачском уездах татарские школы находятся вне всякого с чьей-либо стороны контроля.
Генерал-лейтенант: подпись
Правитель канцелярии: подпись
Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898 г.) д.11, ч.3, л.78–78об. Подлинник.
№ 31
Уведомление казанского губернатора от 13 мая 1901 г. за №1876 о новометодных мусульманских училищах
Совершенно секретно
В Департамент полиции Впоследствие отношения от 31 декабря минувшего года за №13407 имею честь сообщить в департамент полиции нижеследующие сведения о распространении среди татар вверенной мне губернии прогрессивного направления в области задач и методов образования. Новое направление (новометодничество) имеет уже значительное число приверженцев, в особенности среди мулл, учителей русских классов при медресах и богатого купечества, которые ведут открытую и горячую борьбу с поборниками старины на поприще литературы и школьной педагогики. Определить исход этой борьбы в настоящее время, разумеется, трудно; старая партия, имеющая в своих рядах большинство мулл и крестьянское население глухих местностей, еще очень сильна, но быстрый рост успехов новометодничества не подлежит, однако, никакому сомнению. В Казани, являющейся центром образованности для татар Волжско-Камского края, его разносят по отдаленным деревням воспитанники Татарской учительской школы, назначаемые учителями русских классов при медресах, и молодые муллы, научившиеся в казанских медресах новому методу и насаждающие его в открываемых ими при помощи купцов – благотворителей мектебах. Представители нового направления, выступавшие на литературном поприще, почти все проживают в Казани; из них можно назвать: 1) муллу Гайса Яхъина, вероучителя Казанской татарской учительской школы, который перевел на татарский язык басни Крылова и народные сказки – русские и немецкие (бр. Гримм). Из оригинальных произведений Яхъина книга «Халясать уль мисаиль» содержит в себе важнейшие сведения по мусульманскому вероучению; другое его произведение, изданное в 1898 г., имеет целью доказать, что изучение русского языка, составляя для татар предмет настоятельной необходимости, нисколько не противоречит требованиям ислама.
2) Шакирзян Тагиров, учитель русского класса при медресах Старо-Татарской слободы г.Казани, в 1892 г. выпустил в свет весьма употребительный здесь учебник первоначального обучения татарской и арабской грамоте, первое издание коего было снабжено кратким методологическим наставлением. Тагиров, учившийся первоначально в казанских медресах, окончил затем курс в 1880 г. в числе учеников I выпуска Казанской татарской учительской школы и с 1884 г. состоит учителем.
3) Мулла Ахмед-Гады Максудов, вероучитель 1-го городского начального татарского училища, известен как составитель арабской грамматики для татар; кроме того, он перевел на казанское татарское наречие краткий учебник русского языка, составленный Казасом для школ Таврической губернии; наконец, под именем «Первоначального учебника», выдержавшего уже два издания, Максудовым сгруппированы правила звукового метода чтения арабских и татарских слов, сопровождаемые повседневными молитвами. Максудов окончил курс в Татарской учительской школе.
4) Статский советник Ибрагим Терегулов, преподаватель естествоведения в Казанской татарской учительской школе, окончивший курс в Казанском ветеринарном институте, известен как автор популярных брошюр на татарском языке по разным вопросам естествознания и хозяйства. Изданные им брошюры «Вода», «Земля», «Воздух», «Уход за лошадью» выписываются в большом количестве экземпляров Уфимской земской губернской управой для распространения среди татарского населения.
5) Мулла 5-й мечети г.Казани Галимзян Галеев, сын местного купца, пользуется уважением в казанском мусульманском обществе благодаря своей учености и средствам; закончив образование в местным медресах, Галеев ездил для усовершенствования в науках в Бухару и Константинополь. Заняв место муллы при 5-й мечети, Галеев расширил старое медресе, улучшил обстановку живущих в нем шакирдов, устроив в медресе больничный покой и общую столовую; в Галеевском медресе, помимо богословских наук, преподаются и общеобразовательные предметы (история, география, математика), в существующих при медресе низших школах (мектебе – один для мальчиков, другой – для девочек) грамота преподается по новому методу по учебнику, составленному самим Галеевым. Выпускаемые Галеевской медресой шакирды, успевшие приобрести путем занятий с учениками помянутых мектебе педагогический навык, при протекции Галеева, занимают учительские места в уездах не только Казанской, но и соседних губерний, а затем делаются муллами. Благодаря значительному своему состоянию, Галеев имеет возможность оказывать материальную поддержку своим бывшим ученикам и платить иногда из своих средств жалованье преподавателям сельских татарских школ.
6) В числе видных ревнителей новометодничества следует назвать еще проживающего в Казани оренбургского купца Ахмеда Хусаинова, обладающего весьма значительным состоянием. Будучи сам только грамотным человеком, Хусаинов, как и многие другие богатые мусульмане, всей душой предан делу образования своих единоверцев. В Оренбурге он содержит на свой счет реорганизованное медресе, в котором принята предметная система преподавания и введено изучение общеобразовательных наук. В Казанской губернии его поддержке обязаны своим существованием многие сельские школы (мектебы); он платит жалованье учителю, снабжает школу учебными пособиями и т.п. Кроме того, Хусаинов дает средства на издание книг в защиту новометодничества и учебных руководств. 7) В качестве издателей татарских книг нового направления известны также: купец Валей Бакиров, состоятельный человек, и братья Мухамедзян и Шарипзян Каримовы, владельцы татарской типографии. Из школ с преподаванием по новому методу, кроме упомянутых мектебе при медресе муллы Галеева, можно назвать: в Казанском уезде – в дер.Чуваил Ковалинской области; учитель –крестьянин Симбирской губернии Шакирзян Хамидуллин, получает жалование от купца Ахмеда Хусаинова; заведует мектебом местный мулла Гадый Шамсутдинов; в Тетюшском уезде: в дер. Атабаевой Большекляринской волости, преподаватель – местный мулла Шаги-Мухаммед Усманов, известный как составитель азбуки по новой методе и наставления мусульманам о новой системе воспитания детей. Книжки эти изданы на средства названного выше купца Ахмеда Хусаинова и раздаются всем желающим учиться или учить по новому методу. Мулла Усманов получил образование в Азимовской медресе г.Казани; в дер. Идряс-Теникеевой Ильинско-Шонгутской волости, преподаватель – мулла Ахметзян Абдул-Гафаров, обучавшийся в Азимовской медресе г.Казани; в дер. Больших Клярях той же волости; преподаватель – мулла Шагимухамед Нурмухаметов, учившийся в Азимовской медресе; в дер. Клянчееве БольшеКляринсой волости, преподаватель – мулла Шагабуддин Мифтахутдинов, учившийся в Буинской медресе Симбирской губернии; в дер. Большой Турме Шемякинской волости; преподаватель – мулла Зеитдин Шарафутдинов, учившийся в Апанаевской медресе г.Казани. В Спасском уезде три школы с преподаванием по новому методу. В с.Больших Тиганах мектебе открыт 15 октября 1899 г., преподаватель – сын местного муллы Харрас Богданов, учившийся сперва по старому методу в казанских медресах, а затем в реформированной медресе купца Хусаинова в Оренбурге. Жалованье учителю и средства на учебные принадлежности дает поименованный Хусаинов. В с.Новых Челнах открыты две школы в октябре 1900 г.: одна на средства Чистопольского купца Зарифа Бадамшина, другая – местного зажиточного крестьянина Хайруллы Насырова; преподавателем в первой состоит крестьянин Чистопольского уезда Ахмет Закей Мустафин, а во второй – купеческий сын Негаметулла Шафигуллин, обучавшиеся оба в Чистопольском медресе. В Мамадышском уезде, в деревне Чабьи-Чуричах Абдинской волости мектеб открыт 25 ноября 1895 г.; преподаватель – мулла Мубаракша Фаттахуддинов, учившийся в Сатышевской медресе того же уезда.
В Цивильском уезде, в дер. Акзегитовой Ново-Ковалинской волости еще с 1870 г. на средства местного купца Загидуллы Шафигуллина существует мектеб, в котором в 1897 г. введено преподавание по новой методе. Преподавателем состоит крестьянин Чистопольского уезда Гарифулла Хайруллин, обучавшийся в казанских медресах. В Царевококшайском уезде существует три школы с преподаванием по новому методу: в дер. Киклове школа выстроена на средства местного крестьянина Гайнуллы Сабитова и содержится им же и другими родителями учеников. Преподаватель – местный мулла Нутфулла Себегатуллин; в дер. Служилой Уре школа существует на средства местного крестьянина Мухаметзяна Тагирова, проживающего в Казани; преподает грамоту местный мулла Самигулла Себегатуллин; в дер. Старом Узюме особого школьного помещения нет, но мулла Абдул Касим Рахметуллин преподает грамоту по звуковому методу в своем доме. Что касается остальных уездов с татарским населением (Чистопольский, Свияжский, Лаишевский и Чебоксарский), то здесь преподавание грамоты ведется муллами по прежней буквослагательной методе, несколько упрощенной применительно к учебнику Гаспринского; с чисто звуковой методой мало знакомы и сами муллы. Если обратиться к вопросу об отношениях большинства татарского населения к новометодничеству, то прежде всего нужно отметить, что старая партия, руководимая настроенными в духе замкнутости и поклонения старым формам муллами, еще очень сильна. Считая новаторов людьми опасными для веры, а всякие новшества гибельными для татарской народности, приверженцы старой партии борются с новаторами не только на практических путях, но и в литературе. В этом отношении интересна изданная в 1899 г. в Казани брошюра Мухуддинова, доказывающая, что новый метод, к которому автор относит не только звуковое обучение грамоте, но и все вообще новшества, укоренившиеся в последние годы в жизнь местных мусульман, идет в разрез с велениями Бога и пророков. Вспоминая старое арабское изречение, автор рекомендует бороться с представителями новизны силой. Насколько крепки еще эти взгляды в среде татарского населения, показывает нижеследующий пример: в деревнях Кичкиняш и Уразлиной Царевококшайского уезда муллы-новаторы ввели в своих школах обучение по новому методу. Однако когда потребовалось расширить здание школы в первой деревне и отвести под нее новое место, то прихожане согласились на это только под условием возвращения к старой системе преподавания, хотя обучения по новой методе велось уже в течении 7 лет. В другой деревне, Уразлиной, крестьяне на другой же год после ведения новой методы принудили своего муллу вернуться к старым порядкам. Собственно на литературном поприще успех в борьбе между двумя партиями клонится на сторону новаторов, насчитывающих в своем лагере немало образованных и развитых людей. Изданная в 1899 г. в Казани брошюра «Шакирд и студент», доказывающая путем сравнения между русской и татарской учащейся молодежью преимущества европейского образования пред узко-религиозным мусульманским, произвела сенсацию в местном мусульманском обществе и нанесла сильный удар старой партии. По поводу сношений между представителями новометодничества и иностранными центрами мусульманской образованности надлежит заметить, что поездки местных татар за границу приурочиваются обыкновенно ко времени хаджа в Мекку и совершаются со специальной целью поклонения святыням; только не многие ездят в Константинополь, а также Бухару для усовершенствования в науках; некоторые муллы и купцы, как, например, упомянутые выше отец и сын Галеевы и мулла Апанаев, принимают живое участие в приезжающих в Казань иностранцах-единоверцах. Но сколько-нибудь серьезных фактов, которые указывали бы на сношения казанских новаторов с младо-турецкой партией нельзя привести. Здесь необходимо еще сказать, что в движение, приурочиваемом к новому методу обучения, можно различить две струи. Центром, из которого выходит одна из них, служит Казанская татарская учительская школа Министерства народного просвещения. Выпускаемые ей воспитанники уносят с собой убеждение в необходимости для своих соплеменников русского языка и европейской культуры и своим постепенным влиянием на разных поприщах понемногу уничтожают кору фанатического отчуждения татар от всего русского. Далеко не тот дух господствует в упомянутом выше Галеевском медресе, приготовляющем мулл. Вводимые в круг преподавания его общеобразовательные предметы и большая систематичность занятий едва ли служат целям приобщения мусульман к общей с русскими культуре. По крайней мере, неоднократно в прежние годы возбуждался вопрос о том, что ученики медресе и мектебов, устроенных Галеевым, уклоняются от посещения русских классов, и что Галеевы всячески стараются устранить свое медресе от контроля учебного начальства. Хотя точных данных, доказывающих умышленное уклонение муллы Галеева от выполнения требований Министерства народного просвещения об обязательном изучении шакирдами русского языка, и не было установлено, тем не менее можно с уверенностью высказать, что от семьи Галеевых, судя по ее убеждениям, нельзя ожидать больших услуг в деле ассимиляции татарского населения.
Губернатор: подпись
Правитель канцелярии: подпись
Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898) д.11, л.85–88. Подлинник.
Опубликовано: Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (1900–1917 гг.). Уфа, 2000. С.145–147.
№ 32
Уведомление томского губернатора от 7 июня 1901 г. за № в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах
Совершенно секретно
В Департамент полиции
Вследствие отношения от 31 декабря с.г. за №13434 имею честь уведомить Департамент полиции, что довольно многочисленное татарское население вверенной мне губернии, как оказалось по собранным сведениям, не обнаруживает высокого стремления к просвещению и продолжает пребывать верным старым обычаям, унаследованным от предков. Всякое новаторство, будь то на почве науки или на почве изменения установленных укладом жизни обычаев, принимается мусульманским населением с недоверием и даже с некоторою враждебностью; каждое населенное место имеет свою школу, где обучение ведется муллой или другим грамотным, по выбору общества, лицом, причем само обучение не идет далее чтения Корана; имеющиеся учебники преимущественно издания типографии «Черновой» в г.Казани. Что касается изданий Гаспринского в Бахчисарае, то таковые стали в последнее время появляться в Мариинском уезде, проводником и ярым защитником их является бывший мулла селения Шулдат Касмя Осин. Названное лицо в разговорах со своими единоверцами проводит мысль, что муллы из-за отсутствия образования искажают Коран, что поэтому существующая система обучения недостаточна, что следует изыскать средства для поднятия умственного кругозора населения вообще, а мулл как распространителей просвящения, в частности, и что таковым средством могут служить метод обучения Гаспринского и отрешение от укоренившихся предрассудков. Исходя из указанного положения, упомянутый Осин стал вводить учение Гаспринского, но население встретило это новшество враждебно, и общество, сменившее Осина, избрало учителем другое лицо. Кроме желания ввести новый учебник, за Осиным ничего предосудительного не замечалось, и в данное время он не пользуется никаким влиянием на окружающих. Из газет на тюркском наречии в Томской губернии получаются следующие: в г.Томске доверенный купца Березницкого Абубакиров получает газету «Lewet» (аттаманская иллюстрация), издающуюся в Константинополе на турецком языке, и в селениях – Шемонанде Змеиногорского уезда и Янсуле Мариинского уезда получается по 1 экземпляру газета «Переводчик» на татарском языке, издающаяся в Бахчисарае. Столь незначительное количество периодических изданий получаемых сравнительно многочисленным татарским населением губернии, в достаточной мере свидетельствует о степени его развития и стремлении к просвещению; лиц, которые выступают в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений, не обнаружено. Что касается нового умственного и общественного движения, возникшего в среде мусульманского населения империи, то такового в Томской губернии не замечается, и население продолжает оставаться верным заветам своих предков; если бы новые веяния и появились среди магометанского населения губернии, то трудно предположить, чтобы они не были в тот час же обнаружены, как само население состоит вероятно против них надежным оплотом и будет искать поддержки у местной администрации. В настоящее время во вверенной мне губернии существует 3 училища, в коих обучаются инородцы-магометане, именно: 1. Томско-казанское сельское училище Министерства внутренних дел, открытое в 1875 г.; преподавательницей в нем состоит имеющая звание начальной учительницы Надежда Саймон-Симович; преподавание русского языка ведется по звуковой методе; кроме русского языка преподаются арифметика и закон Божий – магометанской веры. Учебная часть находится в ведении инспектора народных училищ I района Томской губернии. 2. Теплореченское сельское училище Министерства внутренних дел Почитанской волости Мариинского уезда, открытое в 1878 г. блюстителем, учителем и законоучителем этого училища с утверждения губернатора состоит имам 1 Теплореченской соборной мечети Литфулла Курмашев, получивший образование в Оренбургском магометанском духовном собрании и 3. Частное магометанское училище в г.Томске, открытое в 1897 г., содержится на средства Томского магометанского общества и состоит в ведении учебного ведомства. Учителем в нем временно состоит имеющий звание первоначального учителя студент Томского университета Миткевич, владеющий татарским языком. Преподавание закона Божия магометанской веры ведется муллами и имамами на татарском и арабском языках, преподавание же русского языка и арифметики на русском языке.
Губернатор: подпись
Советник: подпись
Делопроизводитель: подпись
Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898) д.11, л.108–109. Подлинник.
№ 33
Уведомление уфимского губернатора от 1 ноября 1901 г. за №159 в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах
Совершенно секретно
В Департамент полиции
На циркулярное предложение от 31 декабря 1900 г. за №13421 имею честь представить департаменту для доклада господину министру внутренних дел следующие сведения: Мусульманская интеллигенция Уфимской губернии количественно крайне невелика, так как лиц получивших высшее и даже среднее образование, в среде ее весьма немного. Я не располагаю никакими сведениями, которые давали бы мне основания с точностью указать на существующую между этой интеллигенцией и деятелями вроде Гаспринского связь. Учебники Гаспринского в школах Уфимской губернии не распространены. Это приходилось согласно наблюдать и мне, и Дирекции народных училищ; то же удостоверял мне при нескольких случайных разговорах и оренбургский муфтий Султанов. Газета Гаспринского «Переводчик» выписывается в губернии многими магометанами как одна из немногочисленных народных существующих в России, но для массы населения она даже не весьма понятна, так как ее татарский язык в значительном мере разнится от башкирского наречия.
Что касается до мусульманских школ, существующих в губернии, то это все обыкновенные медресе и мектебе, и я полагаю, что в отношении массы уфимского магометанского населения более опасным представляется фанатизм старых мулл, чем новые учения, подобные идеям Гаспринского, малопонятные еще народной массе. При местной замкнутости магометан крайне трудно дать им точный отчет о настроении отдельных элементов этой среды; свои же предыдущие заключения я основываю на следующих фактах, мне известных:
1) на обстоятельстве переписного бунта 1897 г. в Мензелинском и Белебеевском уездах, выяснивших крайнее невежество магометанских масс и полное отсутствие в их среде не только каких-либо ново-татарских движений, но и возможность понимания истинных целей даже таких мер, как народная перепись;
2) на деятельности представителей магометанского населения, имеющихся среде крестьянских и земских учреждений губернии, каковыми лицами почти всецело исчерпывается на личный состав местной мусульманских интеллигенции. Из этих деятелей: 2 земских начальника были лица с высшим образованием и весьма просвещенные могут быть безусловно причислены к благонадежным административным деятелям губернии. Представители же земства из магометан по большей части очень ограниченного образования и развития; доказательством же могут служить тексты их заявлений в земских собраниях, свидетельствующие, скорее, об узком фанатизме: например, требование исключить из русско-татарской женской школы девочекхристианок; чем об увлечении какими-либо национально-либеральными идеями;
3) на характеры местного состава магометанского духовенства губернии, сплошь состоящего (кроме муфтия Султанова, лица высшего образования31, высшего мирового судьи) из лиц малообразованных и даже вполне невежественных, причем старейшие из мулл, несомненно, отличаются упорным фанатизмом; наряду с этим у большинства их личный интерес стоит всегда на первом плане: когда в Бирском уезде мулле учителю Корана в русско-татарской школе стали платить за уроки подобно православному священнику, местные муллы немедленно заявили желание и у себя завести русско-татарские школы. Все изложенное приводит меня к тому окончательному выводу, что в настоящее время не имеется достаточных данных усматривать распространение вредных идей Гаспринского в среде магометан Уфимской губернии. Но, несомненно, проявляющаяся наклонность части мусульманского духовенства к религиозно-фанатической агитации требует тщательного за собой наблюдения, являясь тем более опасной, что в темной и невежественной массе местных магометан агитация эта легко может по самому пустому поводу вызвать сильные беспорядки, как то и было при начале народной переписи в январе 1897 г.
Губернатор: подпись
Управляющий канцелярией: подпись
Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898 г.) д.11, ч.3, л.133–134. Подлинник.
Опубликовано: Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные школы башкир и татар в начале ХХ века (1900–1917 гг.). Уфа, 2000. С.151–153.
№ 34
Уведомление симбирского губернатора от 19 ноября 1901 г. за №369в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах
Совершенно секретно
В Департамент полиции
Вследствие циркулярного предложения от 31 декабря минувшего года за №13.416 имею
честь уведомить департамент полиции, что местное татарское население, занимающееся исключительно земледельческим трудом, находится на весьма низкой ступени умственного развития и в общей своей массе стоит вдали как от всякого прогрессистского движения, так равно и от всех вопросов политического характера, ревниво оберегая от всяких нововведений сложившиеся веками традиции на почве религиозных воззрений. Обучение в существующих в губернии татарских училищах – «медресе» и «мектебе» – ведется, за незначительными исключениями, о которых будет упомянуто ниже, по старой системе под ближайшим руководством и заведыванием мулл, твердо придерживающихся старины. Что касается нового метода обучения грамоте по учебникам Исмаила Гаспринского и других, подходящих к нему методах, то такому громадному большинству местных татар он совершенно неизвестен. Мнения же отдельных лиц, знакомых с этими методами, сводятся к следующему. Большинство мулл, а под их влиянием и простое татарское население, относятся к этим методам враждебно, усматривая в них отступление от истинного мусульманского учения, тем более, что в новых азбуках прибавлено 9 новых букв, что служит явным нарушением догматов магометанства. По мнению других немногих лиц из представителей татарства, новый метод собственно по учебникам Гаспринского хотя и признается с педагогической точки зрения наиболее удобным, как дающий возможность скорейшего обучения грамоте, но применение его встречает некоторые существенные затруднения в том отношении, что наречие крымских татар, на котором составлены упомянутые учебники, отличается от наречия казанских татар. Кроме того, введение нового метода требует затрат на известную обстановку школ и на приобретение книг, а также вызывает необходимость назначения особых учителей ввиду того, что муллы, постоянно отвлекаемые от занятий в школах исполнением разных духовных треб, лишены возможности вести строго систематическое преподавание, положенное в основание новых методов. Приводя настоящие преобладающие, так сказать, взгляды местных татар на обучение по новым методам, тем не менее нельзя обойти молчанием, что методы эти хотя и в слабой еще степени, но начинают проникать в местную татарскую среду. Всего с преподаванием по новому методу существует в Симбирской губернии шесть татарских училищ (список коих при сем прилагается). Из них два училища при суконных фабриках Акчурина – в Карсунском, и Хусаинова – в Симбирском уездах устроены исключительно для детей фабричных рабочих и рассчитаны на ограниченное число учащихся; остальные четыре, разбросанные в разных местностях губернии, возникли в недавнее сравнительно времяни, в период с 1897 по 1901 гг. Открытие этих училищ на первых порах было встречено татарским населением весьма несочувственно, и только благодаря настойчивым трудам лиц, заведывающих училищами, и успехах учащихся число последних постепенно увеличилось. Но несмотря на видимый успех, сфера влияния сих училищ ограничивается пока самыми небольшими районами в составе одного-двух ближайших селений. Остальное татарство, руководимое муллами старых понятий, остается чуждым всяких нововведений и, судя по преобладающему враждебному отношению к новому методу обучения, потребуется значительное время для того, чтобы метод этот получил здесь права гражданства. Что касается образа мыслей и направления лиц, заведующих упомянутыми училищами и пропагандирующих новый метод обучения татарской грамоте, то насколько выяснилось путем наблюдения за их деятельностью и личными сношениями, лица эти, занимая должности мулл, стоят вне всякого политического движения и участия в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений. Равно нет основания также полагать, чтобы они имели сношение с младо-турками и заграничными мусульманскими центрами. Главнейшим поводом к переходу от старого метода к новым послужило несомненное превосходство последних в педагогическом отношении как значительно облегчающих обучение и дающих возможность расширить круг преподавания. <…>
Симбирский губернатор: подпись
За правителя канцелярии старший помощник: подпись
Источник: История татар с древнейших времен в семи томах. Том VI: Формирование татарской нации XIX – начало XX в.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/v-kazani-yavlyayushheisya-centrom-obrazovannosti-dlya-tatar-volzsko-kamskogo-kraya-novometodnicestvo-raznosyat-vospitanniki-tatarskoi-ucitelskoi-skoly-8819