Всем известно, какие отечественные картины с блеском выполняют задачу по созданию праздничного настроения. Но есть и ленты, которые жмут на «мягкие места» человеческой души в мировом масштабе. Предлагаем сегодня вспомнить, как создавались эти шедевры.
Неизменным зрительским фаворитом в списке рождественских картин является хит всех времен и народов 1990 года «Один дома». Восьмилетний мальчик Кевин устраивает скандал накануне отъезда семьи в Париж на рождественские каникулы. В суматохе родители забывают ребенка, отправленного в качестве наказания на чердак, и уезжают в путешествие без него. Ну а дальше маленькому Кевину приходится спасать дом от грабителей, надеявшихся поживиться в отсутствие обитателей жилища.
Лучше Калкина не найти
В 1989 году известный голливудский сценарист Джон Хьюз записал в блокноте все, что должен не забыть взять с собой в поездку в Европу на рождественские каникулы. В шутку он включил в этот список своих детей и вдруг подумал: интересно, что бы стал делать его 10-летний сын, случись ему остаться дома одному? Идея показалась Джону забавной, и, вернувшись домой, он немедленно сел за стол и за девять дней сочинил черновой сценарий к будущему фильму «Один дома». И попросил своего приятеля — режиссера Криса Коламбуса за него взяться. Между тем Коламбус переживал не лучшие времена: его последний фильм провалился в прокате, и он боялся, что больше не получит шанса снимать кино, так что подошел к этому предложению со всей ответственностью.
С самого начала Хьюз (он был и продюсером фильма) предлагал Маколея Калкина на главную роль — маленький артист снимался в его фильме «Дядюшка Бак». Но упрямый Крис Коламбус — для чистоты эксперимента — все равно долго искал претендента и посмотрел более ста мальчишек. Однако вынужден был согласиться — лучше Калкина им никого не найти. «Он невероятный. Настоящий ребенок, не то что эти лощеные голливудские дети. Его голос не раздражает. И одно ухо у него немного кривое. Мак просто очаровательный и смешной необыкновенно». С раннего детства снимавшийся и приученный к дисциплине, Маколей не слишком понимал, что, собственно, происходило на площадке. Но получал удовольствие, ведь все было как ему и обещали: запоминай свои реплики, будь милым — и уйдешь пораньше домой.
Неожиданный успех
Опыт работы с детьми Коламбусу очень пригодился в будущем — позже он снимал два фильма о Гарри Поттере (кстати, вся франшиза почему-то тоже стала для многих зрителей «новогодней»). Но прежде всего это означает необходимость иметь дело с их родителями и родственниками. В случае с Калкином приходилось непросто, его тиран отец со своими требованиями и условиями мог свести с ума кого угодно. Снимали фильм в основном в пригороде Чикаго. Бюджет маленький, время ограничено, поэтому работали и по ночам — благо павильон со всеми интерьерами дома построили в бывшей школе, которая была на расстоянии от жилых районов. Но детей использовать в ночных съемках в Америке запрещено, поэтому в необходимых сценах Коламбус лично «работал» Кевином (вне кадра, разумеется), подыгрывая актерам.
Никто не ожидал, что фильм окажется хитом. Его и выпустили вначале ограниченным прокатом — всего лишь в около тысячи кинотеатров, а не в трех тысячах, как бывает с картинами, подающими большие надежды. Но возник ажиотаж, и заработало сарафанное радио. Люди не могли попасть на «Один дома», кинотеатры были переполнены, а когда комедия идет при полных залах, ощущения от просмотра умножаются на десять, потому что атмосфера становится гораздо более захватывающей. Многие приходили снова и снова посмотреть картину и приводили друзей и знакомых. И в итоге фильм оставался на первом месте в прокате неделя за неделей.
В результате «Один дома» занял третье место по кассовым сборам на тот период (после «Звездных войн» и «Инопланетянина»). В Голливуде даже появился глагол, образованный от названия этого фильма и означающий, что новый блокбастер в прокате обошли «на повороте». Хит с Калкином занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая кассовая комедия всех времен.
До крови, чтобы боялся!
Маколей Калкин, сыгравший главного героя в этой рождественской ленте, уверяет, что его маленький сынишка Дакота считает, что папа сам лично сражался с плохими парнями — грабителями Марвом и Гарри. Исполнитель роли «умного бандита» Джо Пеши играл серьезных героев (в том числе в фильмах Мартина Скорсезе «Бешеный бык», «Славные парни», «Казино»), но Коламбус уговорил его сняться в роли Гарри после того, как от этого предложения предсказуемо отказались Роберт Де Ниро, а затем и Джон Ловитц. Пеши применил систему Станиславского: старался не встречаться с Маколеем вне съемочной площадки и сделал все, чтобы, оказавшись перед камерой, мальчик и впрямь испытывал чувство страха. Ужас Мака перед Джо Пеши усилился многократно после неприятного случая, когда в одной из сцен Гарри подвешивает мальчишку на крючок для одежды и грозится откусить — по одному — пальцы. Однажды во время репетиции Пеши не рассчитал силы и до крови прокусил Маколею палец! Надо ли говорить, что комедийный дар Пеши проявился в этом фильме во всей красе и силе: спустя многие годы люди подходили к Джо, чтобы поговорить с ним не о его лучших работах в картинах Скорсезе, а о роли в «Один дома».
В конце 80-х компьютерная графика не была еще столь продвинутой, поэтому группе, отвечающей за реквизит, пришлось проявить немало фантазии, обеспечивая съемки на фоне снега. Например, использовали снежинки из крахмала. Впрочем, это как раз был давно известный в Голливуде способ, единственный недостаток которого состоял в том, что площадка под конец превращалась в картофельное пюре. Более современным вариантом был снег из воска и пластика. После завершения съемок остался довольно значительный его объем, который создатели комедии подарили Лирической опере Чикаго. С тех пор этот снег использовался в ряде ее постановок.
В эпизоде, где Кевин сажает тарантула на лицо грабителя Марва, сначала планировали использовать механическую версию паука. Но на пленке выглядело это крайне нереалистично и не страшно, и тогда Коламбус решил «привлечь» живого тарантула по имени Барри. Актер Дэниел Стерн согласился только на один дубль. У этого ядовитого насекомого нет ушей, но оно прекрасно чувствует вибрации, поэтому Стерн только изображал истошный вопль.
Сиквел «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке» тоже был вполне успешен, хотя и несравним с оригиналом. По сюжету Кевину, случайно попавшему в самолет на рейс до Нью-Йорка, нужна крыша над головой. К счастью, папина кредитная карточка позволяет ему остановиться в знаменитом нью-йоркском отеле «Плаза». Вот только в Нью-Йорке нужно было не только платить за съемку в большинстве мест, но и получать разрешение. «Плаза» тогда принадлежала не кому-нибудь, а Дональду Трампу. И он поставил условие: позволит киношникам снимать в отеле, если ему разрешат появиться в эпизоде фильма. Конечно, радости это требование ни у кого не вызвало, но деваться было некуда — создавать в павильоне лобби и номер «Плазы» обошлось бы гораздо дороже. Так Трамп стал вторым, после Дональда Рейгана, актером — президентом США.
«Ирония судьбы...» для американцев
Не обязательно верить, что «всякий раз, когда звонит колокольчик, ангел получает свои крылышки» (знаменитая цитата из фильма «Эта замечательная жизнь» 1946 года), чтобы признать неоспоримый факт: удивительная картина о рождественском чуде легендарного режиссера Фрэнка Капры неизменно остается на одном из первых мест для просмотра в ежегодном праздничном киномарафоне. И именно этот фильм является для американцев эквивалентом нашей «Иронии судьбы...», хоть картины и разделяют почти 30 лет.
«Эту замечательную жизнь» (экранизация рассказа Филипа Ван Дорена Стерна «Величайший дар») Капра не рассматривал как рождественскую историю. В интервью для СМИ того времени он говорил, что его привлекла главная идея фильма — борьба с неверием, которое после войны стало растущей тенденцией. В праздничный сезон все люди становятся более уязвимыми, и эта воодушевляющая история может помочь им сохранить надежду, считал режиссер. В канун Рождества Джордж Бейли (прекрасный человек, муж и отец) пребывает в отчаянии: его обманул и лишил всех заработанных честным трудом денег известный в их провинциальном городке делец и жулик банкир Поттер. Джордж отчаянно молится и посылает Богу просьбу о помощи. Ангел, которому еще предстоит заработать свои крылья, отправлен с заданием спасти Бейли. И он остроумно решает эту задачу, показав герою, какой ужасной была бы жизнь его и близких ему людей, жителей городка, если бы он не родился.
Во время съемок ключевого момента, когда герой обращается с мольбой к Всевышнему в последней попытке избежать самого страшного — самоубийства, Фрэнк Капра допустил серьезную ошибку. Несмотря на репутацию человека, тщательно готовящегося к съемкам, опытный режиссер понятия не имел, что исполнитель главной роли Джеймс Стюарт так отчаянно разрыдается и покажет такое страстное, проникновенное исполнение с первого дубля. Это было нечто ошеломляющее даже для самого Стюарта. Когда все закончилось, Капра понял, что ракурс был слишком отдаленным и ему не удалось снять крупный план этой эмоционально напряженной сцены. Фрэнк извинился и попросил обладателя «Оскара» повторить сцену, но измученный Стюарт отказался, поскольку не мог представить, что сможет сыграть так же эффектно и искренне. Чтобы исправить ситуацию, во время монтажа на студии вручную кропотливо приблизили изображение — перепечатывая негатив пленки кадр за кадром. Это создало иллюзию оптического зума. И к счастью для Капры, результат получился почти идеальным.
«На всех путях твоих»
Фильм изначально провалился в прокате и вызвал не слишком комплиментарные отзывы критиков, упрекавших его в чрезмерной сентиментальности и слащавости. Но трижды оскароносный режиссер в итоге оказался прав — у фильма началась новая жизнь, когда студия спустя годы утратила авторские права и его показали по телевизору. «Эта замечательная жизнь» для американского зрителя стала культовой — в один из праздничных дней в каждой семье смотрят эту картину, испытывая приятное чувство ностальгии и веры в классический хеппи-энд.
Специально для фильма был разработан метод изготовления убедительно хрустящего снега. В состав смеси входили противопожарная пена, мыло, вода и сахар, которые подавались под давлением через шланги и распределялись с помощью ветродуя.
Джеймс Стюарт и в жизни был очень верующим человеком. На его могиле на кладбище Форест-Лаун в Глендейле выгравированы слова отца актера, который напутствовал его этим библейским высказыванием, когда молодой Стюарт отправлялся на войну — он был летчиком. Надпись гласит: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих».
Интересные факты
- Джон Хьюз видел картину «Один дома» как классическую комедию, где герои постоянно получают удары и падают, смеша зрителей. Крис Коламбус, как опытный сценарист, сразу предложил сделать сюжет более сложным. В нем появилась линия со стариком-соседом, чье воссоединение со своей семьей в конце фильма иллюстрирует философию Рождества и добавляет комедии лиричности и глубины.
- Боевик «Крепкий орешек» 1988 года, который также входит в список рождественских фильмов, на первый взгляд полностью противоречит их концепции. В нем главный герой (Брюс Уиллис) пытается спасти свою жену и нескольких других заложников от террористов, захвативших высотное здание в Лос-Анджелесе. Впрочем, в картине есть все нужные элементы: действие происходит в канун праздника, звучит рождественская музыка, имеются елка, украшения, коварные «похитители Рождества» и хеппи-энд.
- Warner Brothers в начале съемок закрыла «Один дома» из-за превышения бюджета. Дело в том, что студия согласилась снимать «бесперспективный», по ее мнению, проект, где не было ни одной звезды, а главную роль играл ребенок, за 10 млн долларов, и ни центом больше. Для такой сложной картины это были мизерные деньги, и продюсеры фильма предложили увеличить бюджет до 14,7 млн. Warner Brothers отказалась продолжать работу над проектом. Тогда Джон Хьюз провел секретные переговоры с руководством студии 20th Century Fox, которая выкупила фильм у Warner Brothers. О чем ни разу не пожалела.