Найти в Дзене
Виктор Никитин

Рождество под Слэйд

Эти два слова из заголовка статьи неразделимы как сиамские близнецы. Именно Слэйд сочинили и исполнили самую популярную рождественскую песню на Британских островах. Нодди Холдер в шутку называет ее "моя пенсия" и добавляет, что она является его основным доходом по жизни. Нодди Холдер вспоминает шумную, насыщенную хитами карьеру Slade Нодди Холдер помнит точное время, когда он наконец осознал, насколько массовой - точнее, невероятно популярной - стала группа Slade в Великобритании. Это произошло утром 5 июля 1973 года, и новость об этом попала на первые полосы практически всех британских ежедневных газет: барабанщик Slade Дон Пауэлл получил серьёзные травмы, разбив свой «Бентли» накануне вечером. Пассажирка автомобиля - девушка Пауэлла и его будущая жена Анджела - погибла. Пауэлла пришлось вытаскивать из искорёженного автомобиля и доставлять в реанимацию. «Мы были на пике своей карьеры, — вспоминает Холдер. — У нас была череда хитов, и мы как раз заканчивали большой тур по Великобритан

Эти два слова из заголовка статьи неразделимы как сиамские близнецы. Именно Слэйд сочинили и исполнили самую популярную рождественскую песню на Британских островах. Нодди Холдер в шутку называет ее "моя пенсия" и добавляет, что она является его основным доходом по жизни.

Нодди Холдер вспоминает шумную, насыщенную хитами карьеру Slade

Нодди Холдер помнит точное время, когда он наконец осознал, насколько массовой - точнее, невероятно популярной - стала группа Slade в Великобритании.

Это произошло утром 5 июля 1973 года, и новость об этом попала на первые полосы практически всех британских ежедневных газет: барабанщик Slade Дон Пауэлл получил серьёзные травмы, разбив свой «Бентли» накануне вечером. Пассажирка автомобиля - девушка Пауэлла и его будущая жена Анджела - погибла. Пауэлла пришлось вытаскивать из искорёженного автомобиля и доставлять в реанимацию.

«Мы были на пике своей карьеры, — вспоминает Холдер. — У нас была череда хитов, и мы как раз заканчивали большой тур по Великобритании. В том году и Cum On Feel The Noize, и Skweeze Me, Pleeze Me сразу заняли первое место.
«Наше турне завершилось в Эрлс-Корте, и нас пришли посмотреть 18 000 зрителей. У нас было потрясающее шоу, и мы действительно были на гребне успеха. А через неделю у Дона случилась эта авария. Врачи дали ему 24 часа. Всё рухнуло в один день».
Дон Пауэлл получил серьёзные травмы в автокатастрофе в Вулверхэмптоне, в которой погибла его девушка Анджела Моррис, 4 июля 1973 года
Дон Пауэлл получил серьёзные травмы в автокатастрофе в Вулверхэмптоне, в которой погибла его девушка Анджела Моррис, 4 июля 1973 года

История Slade начинается с Пауэлла и могла закончиться им же. Барабанщик из Билстона, графство Стаффордшир, изначально был участником группы The Vendors, к которой вскоре присоединился гитарист Дэйв Хилл. The Vendors сменили название на The ’N Betweens, и после успешного прослушивания к ним присоединился басист Джим Ли, профессиональный музыкант, который также умел играть на скрипке и виолончели.

Чуть позже Пауэлл заметил Нодди Холдера в группе под названием Steve Brett & The Mavericks. Пауэлл и Хилл убедили его присоединиться к ’N Betweens. Они перегруппировались под названием Ambrose Slade и весной 1969 года выпустили неудачный альбом под названием Beginnings. Переосмыслив своё положение они сократили название до Slade… и именно с этого момента начинается их бурная, воинственная история успеха.

-3

После нескольких малоизвестных синглов и альбома с пророческим названием Play It Loud в мае 1971 года группа Slade добилась успеха с хитом Get Down & Get With It, попавшим в топ-20. Сингл занял 16-е место и положил начало череде хитов Slade, которая длилась почти 20 лет.

Своими экстравагантными выступлениями на Top Of The Pops и чертовски шумной музыкой Slade произвели революцию в стиле «glitter-stomp (блестящий топот)». Британская нация приняла их всем сердцем, и группа стала частью британского общества — пусть даже эта часть состояла из клетчатых брюк до щиколотки и серебристого скафандра из спандекса.

Нодди Холдер 1974 г
Нодди Холдер 1974 г

Для закалённых поклонников рока того времени Slade стали глотком свежего воздуха на фоне слащавого звучания вездесущих Bay City Rollers. Нодди и компания, возможно, тоже были мейнстримовыми исполнителями, как и Rollers, но Slade ни в коем случае не были слащавыми - они были яростными до предела. Это была группа парней из рабочего класса, и их выступления на сцене сочетали в себе эмоции от поддержки любимой команды на футбольном матче до потасовки на парковке у паба в конце рабочего дня.

«Даже сейчас, когда мы встречаемся с людьми и они рассказывают нам о том, какое впечатление мы производили в то время, мы не можем в это поверить, — удивляется Холдер. — В период нашего настоящего расцвета мы жили в своём маленьком мирке. Мы не могли пойти в кино или за покупками или ещё куда-нибудь. Были только мы, наши роуди — наша свита, если хотите, — и Чес [Чэндлер, покойный менеджер/продюсер Slade]. Это было наше общество. Мы практически не виделись в повседневной жизни, мы были либо в разъездах, либо в студии.

Но когда ужасная автомобильная авария с участием Дона Пауэлла попала на первые полосы газет, масштабы популярности Slade внезапно стали очевидны.

«Дон выжил, но у него начались проблемы с памятью. Он потерял вкус и обоняние - на самом деле он до сих пор ничего не чувствует ни на вкус, ни на запах. Мы не знали, как группа будет продолжать свою деятельность».

Но Слэйд продолжали в том же духе, пока Пауэлл восстанавливался после болезни.

«Слэйд всегда был коллективом из нас четверых - мы действительно подходили друг другу. Уберите одного из нас, и всё закончится. Дону медленно, но верно становилось лучше. Через шесть или семь недель к нему начали возвращаться силы. Я помню, как Чес сказал Дону: «Как думаешь, ты достаточно здоров, чтобы играть вживую?»». Дон страдал от серьёзной потери памяти, но мы всё равно взяли его с собой в дорогу.
«Мы обнаружили, что, как только мы начинали петь, Дон мог вспомнить, как эта песня звучит. Поэтому, пока я представлял зрителям песню, Джим шептал Дону на ухо: «Начинается так: типпити-тап, типпити-тап-тап».
«Тогда всё возвращалось на круги своя. Так мы и выступали следующие два года. Мы помогали Дону вернуться к прежнему стилю игры. Нужно было либо так, либо искать другого барабанщика - выбора большого не было, и если бы это произошло, я бы ушёл из группы».

После нетипичного хита под названием My Friend Stan в конце 1973 года Slade выпустили Merry Xmas Everybody. Группа вернула себе былую популярность, утраченную из-за автомобильной аварии Пауэлла и его последующих проблем с психикой. Песня вот уже более 50 лет звучит на рождественские праздники во всех магазинах Британии по несколько раз на дню.

Холдер:

«Мы уже выпустили 500 000 копий Merry Xmas Everybody до того, как вышел альбом. Затем мы получили 300 000 предварительных заказов в первый же день после выхода. Таким образом, за два дня мы продали 800 000 копий. В то время мы, вероятно, были самой популярной группой в Великобритании».

Slade – Merry Xmas Everybody (Top Of The Pops Video)

В 2025 году легко забыть, насколько популярными были Slade в 1970-х. Classic Rock беседует с Нодди Холдером в ресторане пятизвёздочного отеля Landmark, расположенного в величественном здании на лондонской Мэрилебон-роуд. Холдер заказал минеральную воду и салат «Цезарь» с тигровыми креветками.

Нодди - потрясающий рассказчик. Для человека, которому в этом году исполнилось 79, он всё ещё так же ярок, как блеск зеркал на его знаменитом цилиндре - те самые сверкающие зеркала, которые когда-то создавали собственное мини-световое шоу. Вот самые яркие моменты беседы с певцом, которого на самом деле зовут Невилл.

-5

Вы ушли из Slade в 1991 году. Как так вышло?

Тогда у нас был наш последний достойный хит-сингл Radio Wall Of Sound. Большинство людей не знают, что у нас был 20-летний период хитов, начиная с 1971 года с Get Down & Get With It. Люди всегда помнят синглы 70-х, но у нас также была целая череда хитов в 80-х, после того как мы вернулись на сцену на фестивале в Рединге [1980] и в Донингтоне [1981]. Но к 1991 году я почувствовал, что отдал группе всё. Я подумал: «Теперь я должен сделать что-то для себя». Дэйв, очевидно, до сих пор работает в составе Slade II, но 1991 год стал последним особенным временем для нас четверых.

У вас никогда не возникало желания возродить «классический» состав?

Я думаю, что остальные бы так и сделали. Я, наверное, единственный, кто всё испортил. Нам каждый год поступали предложения, очень хорошие предложения, особенно в рождественские праздники, это очевидно.

Смогло бы что-нибудь в конечном счёте вас соблазнить?

У меня нет таких наклонностей. Слэйд сделали всё, что от него требовалось. А в 80 снова выходить на сцену? Зачем? Я не хотел продолжать гастролировать, исполняя Cum On Feel The Noize вечер за вечером. Теперь я каждый день занимаюсь чем-то новым — немного играю, вел собственные радиопередачи, работаю на телевидении, озвучиваю. Я снялся в 30 эпизодах «Гримли» на телевидении. Это хорошо, я чувствую, что снова развиваюсь.

Много лет назад вы были роуди в группе Роберта Планта Band Of Joy, которая существовала до Led Zeppelin. Как это произошло?

Клавишник из Band Of Joy раньше жил напротив дома моих родителей. Я знал Роберта, когда мы были детьми. Когда Роберта выгнали из дома, он стал жить у моего школьного друга Роджера Бимера, который играл в группе Listen. Затем, когда Роберт создал Band Of Joy, он стал жить у клавишника через дорогу от меня. Мой отец был мойщиком окон - у него был большой фургон, на котором он возил инвентарь для мытья окон. Поэтому я одалживал фургон роуди Band Of Joy.

Тебя когда-нибудь путали с Плантом из-за твоей взъерошенной причёски и брумми акцента? (акцент некоторых жителей Бирмингема)

Роберт Плант украл мой образ [смеётся]. На самом деле у нас мог быть один отец. Кто знает, может, наш отец был не прочь поразвлечься.
-6

Какова история Ambrose Slade, когда группа была известна своими скинхедскими взглядами?

Чес [Чендлер] хотел, чтобы мы выделялись. Он сказал: «Здесь нет ни одной группы скинхедов, почему бы вам не попробовать создать такой образ?» Потому что в то время быть скинхедом было не политическим, а чисто модным. Поэтому мы коротко постриглись. И это привело в ярость Дэйва, который был категорически против. Мы сделали стрижки в стиле скинхедов, поставили брекеты, купили ботинки Doc Martens, брюки Sta-Prest [стильные брюки Levi’s] и футболки Ben Sherman. Так мы выглядели и все такое.

Но стиль скинхедов просуществовал недолго.

На нас обрушилось много критики из-за того, что мы были группой скинхедов. В те времена телевидение и радио были очень предвзятыми. Мы не могли поддерживать этот имидж и добиться массового признания. Нас не пускали на ТВ. Поэтому постепенно мы изменились. Но даже когда у нас вышел первый хит Get Down & Get With It, мы всё ещё были группой скинхедов. В конце концов, это была идеальная песня для скинхедов.
Но в конце концов мы опять отрастили волосы - с чёлкой. Мы сменили ботинки «Док Мартенс» на сапоги на платформе. Мы стали более яркими. А потом, конечно, всё стало ещё безумнее. Дэйв придумывал свои безумные фазы - типа «Суперйоб», скафандры и всё такое. Это было очень смешно.

Когда глэм-рок превратился в глиттер-рок, он, по сути, стал подражанием звучанию Slade.

Слэйд, Марк Болан, Дэвид Боуи, полагаю, были первопроходцами в стиле глэм-рок. Но как только пластинки Слэйда начали набирать популярность - с этим грохочущим битом, этой стеной звука, - все продюсеры и звукозаписывающие компании увидели, насколько это нравится публике, и начали делать то же самое со своими группами. Слэйд действительно проложили путь к архетипичному звучанию глэм-рока.

Slade когда-то работали с Роем Томасом Бейкером в качестве продюсера.

Рой записал пару треков для нашего последнего студийного альбома You Boyz Make Big Noize [1987]. Идея заключалась в том, чтобы привлечь его для некоторого обновления нашего звучания. Он отлично справился. Джиму нравилось с ним работать, а мне - нет. Рою потребовалось три или четыре дня, чтобы добиться нужного звучания ударных. Это было похоже на пазл - то, как Рой хотел собрать наши песни. Я не так представлял себе Slade. Slade были спонтанными. Ни один из наших классических синглов не был записан таким образом. Это была одна из причин, по которой я не хотел продолжать работу в группе.

Slade наиболее известны своими зажигательными хитами, но сотрудничество Холдера и Ли в написании песен не ограничивалось только этим.

Люди помнят нас благодаря "Всем Счастливого Рождества", Come On Feel The Noize, про маму, когда мы все сошли с ума… Но чего люди часто не помнят, так это Everyday, Far, Far Away, How Does It Feel, My Friend Stan и всего остального. Мы как-то застряли между ними. У нас был очень разношерстный репертуар. Мы не просто постоянно выпускали рок-пластинки, мы делали самые разные вещи. Но почему-то все вспоминают больше всего самые шумные песни.

Было неожиданно, когда вышел ваш фильм Slade In Flame 1975 года, .

Мы не стали снимать легкомысленную комедию, как все думали. Мы сняли серьёзный, правдоподобный рок-фильм о том, что происходит за кулисами рок-индустрии. В нём было немного юмора, но многие зрители вышли из кинотеатра в шоке.
Если вы спросите Дэйва, он, скорее всего, скажет, что самой большой ошибкой в нашей карьере был …Флейм. Он считает, что нам нужно было снять пародию на комедию. Но в то время я изо всех сил старался этого не делать. Я сказал: «Мы должны использовать шоковую терапию». Честно говоря, на протяжении всей нашей карьеры мы всегда использовали шоковую терапию.

Slade много гастролировали по Америке, но, несмотря на то, что вы оказали влияние на такие группы, как Kiss и Нирвана, вы так и не добились там успеха. Какие у вас самые яркие воспоминания о выступлениях в Штатах?

Мы гастролировали со множеством групп: Humble Pie, ZZ Top, J Geils Band, Black Sabbath, Santana и другими. Лучшие концерты были с ZZ Top - но это было до того, как они отрастили бороды, тогда они были просто техасской буги-группой.
Tres Hombres, Fandango, Rio Grande Mud - это были потрясающие альбомы. Это было фантастическое время гастролировать с ZZ Top. Когда мы впервые приехали в США, Aerosmith часто выступали у нас на разогреве. Но когда альбом Aerosmith Toys In The Attic стал хитом, мы оказались у них на разогреве, поменялись местами.

На родине, в Великобритании, Slade выступали на разогреве у Yes в лондонском клубе Marquee. Очень странная пара.

Это было самое первое воплощение Yes с Питером Бэнксом на гитаре. Они выступали в Marquee, и мы открывали для них концерты примерно раз в месяц.

Должно быть, за эти годы у вас было много встреч с вашим земляком Оззи Осборном.

Мы часто с ним тусовались. Я помню один случай в 80-х, когда Шэрон стала его менеджером. Оззи всегда был под кайфом. Он сидел в офисе, развалившись в кресле, и говорил: «Я больше не могу, чёрт возьми, чёрт возьми, чёрт возьми». Шэрон говорила: «Да ладно тебе, малыш». Оззи ответил: «Не смей называть меня малышом перед этими людьми. Я - князь тьмы!»
Оззи часто ходил на собрания анонимных алкоголиков с Доном, нашим барабанщиком, в обеденное время. Однажды перед обедом мы зашли в паб, а рядом с нами сидел араб и читал газету. Газета была на арабском. Оззи наклонился к нему и спросил: «Эй, приятель, что у меня сегодня в гороскопе?»
Оззи - самый забавный парень в рок-музыке. Все думают, что у него не все дома, но это не так. Жаль, его нет с нами.

У тебя осталась старая концертная одежда Slade?

Я раздал все за эти годы. У меня не осталось сценических костюмов. Прошло больше 30 лет с тех пор, как я в последний раз выступал на гастролях. Я отдал их на благотворительные аукционы и тому подобное. Постепенно, шаг за шагом, всё продал.

Где зеркальная шляпа?

Ааа, вот, шляпа всё ещё у меня. Она в банковской ячейке. Я никогда с ней не расстанусь. Ни за что.

Когда смотришь на запись выступления Slade на DVD, кажется, что это было вчера или целую жизнь назад?

В другой жизни определённо, да.
-7

====================

И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке