- В этом году самарский Дворец детского и юношеского творчества отмечает 90 лет со дня основания. Не многие знают, что такой же юбилей у самого любимого праздника многих детей — Новогодней елки. И это неслучайно. Оба события связаны с именем Павла Постышева. В 1937 году его перевели в Самару с Украины, назначили на пост первого секретаря обкома. В декабре 1935-го на пленуме ЦК ВКП(б) в Москве Постышев предложил Сталину организовать елку для детей. Вождь отреагировал положительно. С легкой руки Постышева, елку стали наряжать не на Рождество, как раньше, а на Новый год.
- Дом детей
- Шесть представлений в день
В этом году самарский Дворец детского и юношеского творчества отмечает 90 лет со дня основания. Не многие знают, что такой же юбилей у самого любимого праздника многих детей — Новогодней елки. И это неслучайно. Оба события связаны с именем Павла Постышева. В 1937 году его перевели в Самару с Украины, назначили на пост первого секретаря обкома. В декабре 1935-го на пленуме ЦК ВКП(б) в Москве Постышев предложил Сталину организовать елку для детей. Вождь отреагировал положительно. С легкой руки Постышева, елку стали наряжать не на Рождество, как раньше, а на Новый год.
Сразу же по приезде в наш город Постышев горячо поддержал работу партийцев с подрастающим поколением. В том числе деятельность Куйбышевского Дворца пионеров. И конечно, коллектив этого учреждения был одним из первых откликнувшихся на призыв Постышева организовать елку для советских детей.
Дом детей
Дом детей — так изначально назывался Дворец пионеров. Его открытие состоялось 5 ноября 1935 года. Это был первый подобный центр на Средней Волге. Учреждение располагалось на Самарской, 95. Несколько комнат, маленький штат сотрудников. Однако уже в 1936-м при Доме детей работали симфонический оркестр, который состоял из 45 взрослых артистов, хор в 300 человек, общегородской ансамбль народных инструментов, изостудия из 60 человек, пластическая студия в 70 человек под руководством московской балерины Натальи Даниловой, литературный кружок. Появилась и театральная студия под руководством артиста драмы Оскара Маркова. Уже в 1936-м ее воспитанники показали спектакль «Том Сойер» по роману Марка Твена. В это же время власти приняли решение передать детям бывший особняк Наумова на улице Куйбышева.
Это тоже было сделано по инициативе Павла Постышева. Вспоминают, что он лично курировал реконструкцию и сам нередко появлялся на объекте. Постышев организовал и сбор пожертвований на предприятиях в фонд Дворца пионеров.
Шесть представлений в день
Особенно широко развернуться в особняке смогли участники драмкружка Маркова. Все здесь готовило детей к погружению в мир сказки. Сам фасад здания, облицованного жигулевским известняком, был вдохновлен проектом парижской Гранд Опера. Широкая лестница, огромный вестибюль, обширный бальный зал на втором этаже, место для спектаклей и концертов… Студийцы ставили здесь все — от классических пьес до народных сказок.
Оскар Марков стал бессменным Дедом Морозом на праздниках, которые проводили для школьников. Его жена — писательница Татьяна Барковская, была соавтором новогодних сценариев. Оскар Осипович режиссировал написанное. Это был труд титанический труд: представление шло сразу в двух залах, занято было человек 30. Играли по шесть елок в день. Репетиции проходили с утра до вечера.
«Щелкунчик» от прима-балерины
С неизменным успехом на сцене Дворца пионеров и в школах шли балеты, поставленные бывшей прима-балериной Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Натальей Даниловой. Ее карьере помешала высылка ее мужа в Оренбург, затем в Куйбышев. Здесь Данилова открыла детскую балетную студию. Первый спектакль «Игрушечный магазин» был поставлен 8 ноября 1937 года. А премьера «Щелкунчика» состоялась на Рождество — 7 января 1939-го. Хотя этот праздник и был запрещен, никто не придирался к дате. Второй раз Данилова поставила «Щелкунчика» уже после войны. Газета «Волжский комсомолец» сообщала: «Балет… с одинаковым захватывающим интересом смотрят и взрослые и дети. Девочки в белоснежных пышных пачках, в красивых платьях с кринолинами, маленькие дети в ярких костюмах — все они не только хорошо танцуют, но и великолепно чувствуют музыку, легко и пластично двигаясь по сцене, играя без слов. Они не ожидают пассивно своего выхода, начала танца, а как бы живут на сцене…». Трудно придумать лучшую похвалу для балетмейстера!
Праздник за темными шторами
Когда началась Великая Отечественная война, Дворец пионеров закрыли. С октября 1941-го по лето 1943-го здание занимало посольство Великобритании, эвакуированное в Куйбышев с другими диппредставительствами. Но кружки Дворца пионеров не прекращали работать в военное время. И это несмотря на то, что 11 педагогов, в их числе Николай Рузанов, Николай Юдин и Зоя Кузьмина, ушли на фронт. Воевали и воспитанники. Например, Геннадий Гавердовский, Александр Дубровин, Алексей Епифанов, Евгений Климушкин, Ривхат Муртазин, Виктор Харитонов. Не все они вернулись домой. Воспитанники учреждения чтят память Евгения Кирова, Юрия Твердина, Павла Тульчинского, Леонида Шустера, а также яркого поэта Захара Городисского.
Кружки и студии Дворца пионеров в войну работали в школах. Дети писали письма и поздравительные открытки на фронт, изготавливали подарки и даже собирали пожертвования. Так, на строительство танковой колонны «Юный пионер» было перечислено 2 130 980 рублей. 21 000 рублей собрали на создание самолета «Куйбышевский пионер».
Со временем с освобожденных от врага территорий поступали дурные вести. Так, у Оскара Маркова во время оккупации Киева пропал младший брат Лев. Другой брат, Моисей, был убит, а 75-летний отец зверски замучен. Воспитанники сочувствовали любимому педагогу и через его рассказы познавали жизнь.
Несмотря ни на что, новогодние праздники продолжались всю войну. Вот что писала в «Волжской коммуне» журналист Славнина:
«Мы помним первые годы войны. Страна переживала дни величайших и суровых испытаний. Мы помним наши новогодние елки, когда в зрительном зале, слушая шутки Деда Мороза, сидели малыши — украинцы, белорусы, когда в хороводе вокруг елок плясали впервые приехавшие в наш город маленькие киевляне, харковчане, орловцы… В те годы на площадях города также поднимали вверх свои зубчатые верхушки огромные разукрашенные елки… За плотно закрытыми окнами клубов, школ, театров все также молодо и живо сверкал новогодний праздник. И это было чудесным утверждением нашего мужества, символом твердой уверенности народа в своей победе».
Из заметки журналистки М. Славниной «На елке», «Волжская коммуна», 1945 год:
«И вот наступил самый замечательный новый год, 1945-й, когда новогодние елки зажглись во всех городах и селах нашей страны… Только в одном Дворце пионеров 900 ребят вчера плясали вокруг елочных огней, шумно аплодировали Деду Морозу в концертном зале, а потом по широкой мраморной лестнице спускались в вестибюль, где на столах их ждали нарядные пакеты с шоколадом, мандаринами, орехами и конфетами. Все было как всегда: лучшие артисты города пришли на эстраду дворца. Ожила в искусных макетах и живописных полотнах русская сказка во всех его залах. Зазвучала музыка. Сквозь топот маленьких ног звенели песни. Падал за окнами дворца мягкий снег. Мы знаем: впереди еще решающие последние битвы, великие трудовые и ратные подвиги, но мы уверены в грядущем. Мы знаем, что новый год будет годом новых побед».
Снимки из фотофондов ЦГАСО, СОГАСПИ и архива Дворца пионеров