Спектакль "Ревизор" в Театре "Около дома Станиславского" - третий мой спектакль Антона Федорова. Я примерно знала что ожидать и эстетика спектакля не стала для меня неожиданной. Абсурд, возведенный в превосходную степень) Прописывается, как лекарство, но в малых дозах, тем, у кого понижен данный градус и кто открыт всякой сумасшедшинке))) У кого-то прочитала про этот спектакль: это "Ревизор" глазами Поприщина из "Записок сумасшедшего")))
Итак, дело происходит в сумасшедшем доме (прям тянет всех в это заведение))): матрасы, фанерные стены и одинокий цветок - алоэ. На стене, как образ в красном углу, висит матрас. Одежда у всех соответствуюшая: свободные рубашки, подштаники и какое-то исподнее. У всех дёрганные движения, взъерошенные волосы: видно, что люди явно не в себе. Вся компашка - Городничий, Добчинский, Бобчинский, Земляника, Гибнер - ходит паровозиком друг за другом, в черных пальто и галошах на босу ногу. Настолько они противные, что вылезают из каких-то нор. Но прямо говорят, что они - крысы, только про Добчинского и Добчинского - у них на лицах маски.
Хлестаков - Максим Севриновский. Мне было не просто видеть Максима в таком амплуа, "скачущего на лошадке" в каких-штанишках до колена, просторной рубашке и в гольфах. Его герой падает в обморок от плохих предчувствий в самом начале повествования, перетрухнул настолько, что Осипу приходится обтирать его мокрой тряпочкой. Чистый хорек-паникер, путающий Санкт-Петербург с Парижем, разговаривающий на разные голоса, но наглый до неприличия. Чем-то похожий на "Голубого воришку" из "Двенадцати стульев". "Прощайте Николай Васильевич, прощайте Константин Сергеевич, прощайте Евгений Багратионович..." - прощается со всеми ненастоящий ревизор. До этого я Максима видела в образах, после которых заядлые театралки пишут: какой красавчик! Но, наверное, это и есть то самое актерское мастерство, когда артист может сыграть любую роль и выполнить любую задачу, поставленную режиссером.
Текст Гоголя присутствует, но в сокращённом виде, ведь спектакль идёт всего ничего: чуть больше часа. Изюминкой спектакля является закадровый голос и музыка Олега Каравайчука из фильма "Рука Гоголя". К сожалению, я не знала кто такой этот человек. Пошла почитать. Как я поняла, на 200летие Гоголя в ДК Ленсовета вместе с Ренатой Литвиновой, Александром Башаровым и "неузнанной" Земфирой Рамазановой сотворили какой-то лютый перформанс. Может быть, чем-то похожий на этот спектакль?)) Ближе к финалу звучит песня "Дельфины" от группы "Мумий Тролль", сопровождаемая загадочным видеорядом. Как-то пыталась себе объяснить этот момент, да так ничего и не придумала...
Мне очень интересно как проходит отбор актеров и как ставится актерская задача у Антона Федорова: это большая вечеринка? Ну я просто не понимаю как можно объяснить взрослому мужчине на серьезных щах: Ты наденешь пальто и галоши, ноги голые. У тебя должна быть неверная походка, и ты должен то подвывать, то сюсюкать, то как будто у тебя дырка в зубе, то как будто у тебя полный рот орехов и ты решил повторить скороговорки. Нет, то, что получается, - это уникальное явление в театральном мире и так больше никто не ставит (тут я не берусь стопроцентно утверждать; мужу по тому, что видела). Но как это можно репетировать и с серьезным видом делать то, что просит режиссёр - я не знаю)))
Спектакль всего час с небольшим хвостиком, но было пара человек, которые не сдюжили, ушли. Может ещё кто и хотел убежать, да из камерного зала Театра выбраться непросто) Но в основном, мне показалось, что в зале были поклонники творчества Антона Федорова. Всем ценителям авторского театра смотреть непременно, а приверженцам классики точно лучше пройти мимо и искать своего "Ревизора" в других театрах.
Фото Виктор Пушкин