Президенту Владимиру Путину доложили, что группировка «Восток» российской армии освободила Гуляй-Поле. Военкор KP.RU Дмитрий Стешин попытался разобраться в истории легендарного города-села – прошлой и настоящей.
Пыль махновских времен: история города-села Гуляйполе
Столица повстанческой армии батьки Махно, город-село Гуляй—Поле удивительно тем, что все про него знают, но никто там не был. Там нечего делать. Меня в Гуляй-Поле занесло в мае 2014 года, я заезжал на Донбасс большим крюком – через Запорожье. Благополучно проехал через 15 блок-постов каких-то «правосеков», еще не зная, что я в розыске СБУ, как «участник незаконных вооруженных формирований». Но, что-то такое я подозревал, поэтому, с каждой остановкой маршрутки Запорожье-Донецк, посылал в редакцию СМС – чтобы хотя бы знали, где меня искать. Примерно. В батькиной вотчине мы простояли 30 минут на автовокзале, и я прогулялся немного. Отведал пирожков под названием «махновчики» с салом и картошкой. Был скандализирован видом местных пейзан – первый раз с 80-х годов, увидел женщин в домотканных и самовязанных платьях и кофтах, крашенных анилиновыми красками в домашних тазах. Как и при Несторе Иваныче, по улицам Гуляй-Поля бродили гуси, помеченные синькой и зеленкой. Некоторые гуси разбирали автовокзальную помойку. В целом, время здесь остановилось, хотя местная ядовитая дорожная пыль Нестора Иваныча явно помнила.
Для нынешней Украины, батька Махно страшно неудобная фигура. Во-первых, он скорее за НАС, чем за НИХ. И страшно бы осерчал, если бы узнал, что киевские плутократы притащили в его родные степи немецкие танки и разный европейский вооруженный сброд. Таких батька пластал шашкой без лишних разговоров. Мог и двумя тачанками разорвать пополам.
Еще один камень в киевский огород – орден Красного знамени №4. Его Махно получил за рейд по деникинским тылам. Большевикам нужно было перетащить анархиста-батьку на свою сторону любой ценой, поэтому, награда была «дипломатическая», награждали закрытым указом, документов и приказов историки не нашли. Осталось только фото Батьки с орденом. Наконец, половину повстанческой армии Махно составляли донбасские шахтеры. Хозяева сбежали, шахты закрылись… И опять, через век, шахтеры воюют против самостийников. Со всех сторон Киеву неудобно. И дух батьки Махно, злой, пламенный, противоречивый, даже спустя век, незримо присутствует и влияет на сегодняшние события в Гуляй-Поле.
«Сто вторая западенская»: как армия России освобождала Гуляйполе
Злые языки давно говорили, что Гуляй-Поле киевские пропагандисты не станут превращать в нерушимую «фортецiю» типа Артемовска или Авдеевки, сдадут быстро. Так оно и вышло.
Объективно, Гуляй-Поле это тактический тупик, глухой угол – батька знал толк в выборе места для своей столицы. Белорусские партизаны использовали лес, Нестор Иваныч отгородился от врагов бескрайними плоскими степями. Река Гайчур, которую в штабах ВСУ объявили «линией обороны» и даже накопали по берегу траншеи и укрытия, наших бойцов сдержать не могла по определению. Она текла не так и не в ту сторону – наши наступали вдоль русла, причем, по обеим берегам. Наступали, зачищая попутно небольшие степные села, охватывая Гуляй-Поле в уже традиционное полукольцо. В октябре появились первые ролики с бегущими из села Зеленый Гай заукраинцами, в районе начали закрываться банкоматы, супермаркеты и главный признак начала конца – отделения «Новой пошты».
Зеленый Гай называли ключом к Гуляй-Полю. Вот только замок к этому ключу не подошел и цепь оказалась гнилая. Оборонять Гуляй-Поле от «москалей» поставили 102-ю бригаду территориальной обороны с «западенщины», из Ивана-Франковска. Казалось, что могло пойти не так? «Стовторая» воевать откровенно не хотела и убедительно это показала. В некоторые дни, наша армия проходила свыше десятка километров, неотвратимо приближаясь к Гуляй-Полю, натурально, на плечах бандеровцев. Территориальные оборонцы поцеплялись за какие-то села (в Киеве их поспешили объявить плацдармами), да и отошли на окраины махновской столицы, засев там по хатам, к которым привыкли за три года дислокации в Гуляй-Поле. Это кто успел уйти – в 77 батальоне 102 бригады, дойти до Гуляй-Поля смогли только 30 человек из 130. Дальше им бежать не дали – «побратымы» из 225 штурмового полка, тоже засевшие в Гуляй-Поле, устроили «заградотряды» и начали расстреливать бегущих. Или заворачивать их обратно. Даже Би-би-си требовало срочно пополнить и переформировать 102-ю западенскую, но резервов у ВСУ не было. В Ивано-Франковске начались митинги родни «бандеровцев», что на нынешней Украине не случалось ни разу со времен Майдана. Хитрые западенские хохлы потребовали вернуть захистников к родным хатам, упирая на название бригады – «территориальная оборона». Их не услышали, конечно. «Стовторая» осталась ждать своей участи, зажатая между нашей армией и «заградотрядами» 225 полка. Настроение, дисциплина и воинский дух западненцев, стремились к абсолютному нолю.
Махно освобожденный
Распад и разложение в ВСУ в Гуляй-Поле, западная пресса поспешила назвать «трагедией 102-й бригады». Возможно, это первый случай, со времен котлов 2014-го и Мариуполя-2022, сознательного бегства ВСУ с позиций. Причем, бежали так, что у бойцов группировки «Восток» случился натуральный культурный шок. Парни не ожидали, что захватят командный пункт 75-го батальона 102-й западенской бригады со всей его начинкой. Работающими компьютерами с секретными программами, включенными телефонами, оперативными картами. Сам КП находился в самом центре города-села, в обширном подвале советского Дома Культуры. Судя по всему, «востоковцы» настолько стремительно заскочили в город, что штабные поняли одну непреложную военную истину: «быстрые ноги в плен не попадают». Так оно и вышло. Причем, «западенцы» умудрились заразить своей паникой и тех, кто их должен был удерживать - самих «заградотрядовцев», открыв по ним «дружественный» огонь.
Следом, наши бойцы отдали дань памяти батьки Махно. Его бюст стоял поблизости от брошенного КП, был обложен мешками с песком, а голова батьки была накрыта жовто-блакитным прапором. Самостийщиков из первой украинской Рады Махно тоже на дух не переносил. Так же крепко он «любил» и белых, но «черного знамени Анархии» у наших бойцов не было, поэтому памятник противоречивому батьке накрыли флагом российским, триколором. Думаю, батька потерпит, а потом как-то привыкнет, выбора у него нет.
СПРАВКА КП
Гуляй-Поле было построено в 18 веке, как военное поселение Днепропетровской оборонительной линии от крымских татар и османов. Проживало в нем в те времена около 10 тысяч человек, что немало. В 1918 году, стало центром и базой Революционной повстанческой армии Украины. В 1938 году Гуляй-Поле получило статус города. По переписи 1989 года, в этом городе-селе проживало 19 тысяч человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Подвальные битвы» и «штурмы в туманах»: Как российские войска брали Димитров и чем он нам важен
Димитров - наш! Что будет дальше после завершения одной из самых масштабных операций уходящего года
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru