Ровно 69 лет назад, в последние дни декабря 1956 года, на экраны кинотеатров вышла музыкальная комедия молодого кинорежиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». С никому не известной в то время студенткой ВГИКа Людмилой Гурченко в главной роли. Этот фильм стал не просто знаковым для режиссёра и актрисы, а положил начало успешной карьеры в кино.
Фильм сразу же стал культурным событием для всей страны! Только за первые три месяца его посмотрели почти 50 миллионов зрителей, а в кассы кинотеатров выстраивались многочасовые очереди. Кинокомедия на самом деле была не просто новаторской, а революционной. К тому же она заложила основу будущих новогодних кинопремьер, что стало доброй традицией в нашей стране.
Но за этим триумфом стояла череда случайностей, сомнений и споров. Можно сказать, что фильм появился на свет не благодаря, а вопреки.
Забракованный сценарий, который опередил своё время
История создания «Карнавальной ночи» была драматичной с самого начала. Сценарий был написан ещё до эпохального XX съезда КПСС, который навсегда изменил не только наше кино, но и всё советское искусство. Возможно, поэтому вначале сценарий был забракован и оказался в архиве. И, скорее всего, так бы там и остался. Но помогло, как ни странно, «указание из Кремля».
По воспоминаниям Пырьева, в начале лета 1956 года его вызвали в Отдел культуры ЦК КПСС и поручили снять весёлую, жизнеутверждающую кинокомедию, приурочив её к встрече Нового года.
Иван Александрович позже рассказывал, что это был первый случай в его практике, когда партийные руководители заказали фильм не к идеологическому празднику или юбилейной партийной дате, а именно к обычному всенародному празднику. Он, конечно же, с энтузиазмом взялся за эту работу. И вот тогда Пырьев вспомнил о сценарии, который в то время уже несколько лет пылился в архиве киностудии.
Рязанов не хотел снимать этот фильм, но был назначен приказом
Пырьев хотел, чтобы этот фильм был по настоящему необычным и новаторским. А для этого нужен был новый и молодой постановщик. И его выбор пал на 29-летнего штатного режиссёра киностудии «Мосфильм» Эльдара Рязанова.
В то время Рязанов работал в документально кино и вначале категорически отказался от этого предложения. Но директор киностудии ему сразу объяснил, что это была не просьба, а приказ. И у Рязанова, по сути, не оставалось выбора.
Первый советский фильм, для которого сценарий не был догмой
Съёмочный процесс сам по себе стал экспериментом, так как фильм снимали не в привычном павильоне «Мосфильма», а в интерьерах Театра Советской Армии в то время, пока труппа находилась на гастролях.
Многие реплики рождались в процессе съёмок, поэтому сценарий был лишь планом-ориентиром, но не обязательным документом «до последней запятой», как это было принято в советском кино. Актёры много импровизировали и даже дурачились в кадре, но Пырьев почти ежедневно просматривал отснятый материал. И многие импровизации не пропустил. Но в целом такой инновационный настрой на съёмочной площадке он поддерживал.
Как Голливуд пришёл в советское кино
Рязанов и Пырьев заимствовали многие приёмы классического американского киномюзикла. Эльдар Александрович спустя много лет вспоминал, что до начала работы над фильмом на даче у Пырьева он просмотрел более десятка знаменитых голливудских мюзиклов из личной коллекции режиссёра. И они с Пырьевым сразу обсудили те приёмы американцев, которые будут использованы в «Карнавальной ночи». Главной целью было создать красочное шоу на тему встречи Нового года, в котором сам сюжет был бы второстепенным.
Большой месяц с лицом над эстрадой и гигантские часы – это тоже подсмотрено в голливудских фильмах. Но эта внешняя «западность» не была простым подражанием. Она стала лишь инструментом для создания праздничного, немного сюрреалистического мира, далёкого от привычной советской утилитарности.
Кинокомедия, которая изменила советскую моду
Детали костюмов персонажей тоже были заимствованы из зарубежной моды. Это и шотландская клетка, и свитера с оленями, и, конечно же, платья главной героини в стиле «New Look» от Кристиана Диора.
Именно это фильм положил начало новой советской моде, которая перекликалась с «хрущевской оттепелью» и была особенно востребована в советском обществе.
Главный посыл фильма в финале
Премьера «Карнавальной ночи» совпала с окончанием сталинской эпохи в советском кино, которое было политизированным и идеологически бескомпромиссным.
Всё это было необычно для советской публики, и это предавало фильму дополнительную популярность. Ну а главный оптимистический посыл картины был заложен в финальном диалоге главных героев: «Счастье… Будет оно?» — «Обязательно будет!»
Именно этот фильм позже лёг в основу всех новогодних телевизионных «Огоньков». А многие предприятия, Дома культуры и организации стали проводить встречи Нового года, во многом подражая этой картине.
«Карнавальная ночь» стал культурным маркером своего времени, который успешно соединил голливудскую эстетику мюзикла, европейскую моду и советскую реальность на пороге больших социальных перемен.
Андрей Немчинов.
В статье опубликованы кадры из фильма "Карнавальная ночь" (1956 год).
____________
___________
Если статья была интересной кликните 👍