Интересно всё-таки воспринимаю я живопись. Вот, казалось бы, сколько раз была в Русском музее, в Михайловском дворце, но ни разу не видела эту картину. Вот, как так?
А в этот раз, как только зашла в зал, именно "Портрет неизвестной" стал для меня главной картиной в музее.
Всё больше прихожу к мысли, что мы видим именно те картины, которые нам нужны в данный момент жизни, глаза сами считывают то, что нужно.
Я провела в этом зале минут 15, смотрела и другие картины, но каждый раз оборачивалась на эту, подходила к ней несколько раз.
Чем она меня так привлекла?
На мой взгляд это совершенная женщина, нет, не высокомерная, а самоуверенная, самодостаточная.
Жаль, что неизвестно имя героини этого портрета! Хотелось бы посмотреть на неё в зрелые годы, узнать как сложилась её судьба?
Всё, что о ней известно так это крупицы информации из воспоминаний соученика Фешина П. Д. Бучкина, который говорил, что Фешин привел в мастерскую натурщицу с улицы и уговорил позировать.
Хотя, странно, ведь не подошел же он к девушке на улице просто так и предложил написать портрет? Звучит очень смело, допускаю мысль, что она уже позировала художникам.
Кем же она была? Это так и осталось загадкой. Настолько уверенная в себе, яркая, с первых минут отмечаешь чувство её собственного достоинства. Внешность у девушки самая обычная, но характер виден - это личность.
Поскольку я так и не выяснила, кто же она, расскажу о художнике, который сумел создать такой великолепный портрет - Николае Ивановиче Фешине.
Его имя для меня было до сегодняшнего дня совершенно незнакомо, признаюсь, я рада, что узнала об этом художнике - посмотрела его работы в сети, женские портреты - они великолепны, как и "Портрет неизвестной".
Покажу эти картины в конце рассказа, а пока расскажу о Николае Ивановиче.
Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года богатой в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина.
У отца была своя мастерская, которая имела серебряные награды на местных выставках за высокое качество работ.
Есть семейная легенда, что когда в возрасте 4-х лет Николай тяжело заболел, врачам ничего не оставалось сказать родителям, как только - молиться о чуде.
Отец Николая смог договориться, чтобы домой из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери.
И чудо свершилось, сын пошел на поправку, только вот мальчик стал замкнут, и именно в это время заинтересовался искусством и стал проявлять талант.
Девятилетним мальчишкой он уже работал в мастерской отца, причем не "мальчиком на побегушках", а принимал участие в выполнении заказов. Его талант заметил директор Казанской художественной школы Н.Н. Белькович.
Казалось бы, судьба благоволила ему, но беда пришла откуда не ждали. Его отец, талантливый и трудолюбивый, вдруг разорился. Теперь он стал ездить по деревням на заработки, оставив семью в городе.
Школьный костюм Николаю сшили на его заработок в 13-летнем возрасте. Отец как мог старался заработать денег, но у него не очень это хорошо получалось, тем не менее, он сумел дать сыну образование в начальной школе.
Вскоре семья Фешиных распалась, мать Николая, уставшая от нужды, уехала к родным в Кострому, а сына отец отдал в художественную школу - отец мечтал, что бы тот стал художником. Но и он покинул Казань, будучи уже не в состоянии больше ничем помочь.
Несмотря на то, что у отца не получилось обеспечить семью, которая в итоге развалилась, для Николая отец всегда был авторитетом.
Так Николая, будучи 14-летним подростком остался один в Казани, живя впроголодь, получая помощь от дяди по отцовской линии, у которого был скипидарный завод в деревне Кушня.
Закончив в 1900 году Казанскую художественную школу Николай отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Юноша действительно был талантлив и по результатам вступительных испытаний оказался вторым.
Он был беден и потому не платил за обучение в Академии, питался в те годы в бесплатной столовой, где мог подрабатывал. Если человек хочет учиться, он всегда найдет выход, а имея талант в конце концов и признание.
Николай создавал эскизы для афиш, программ балов, сотрудничал как иллюстратор с журналами.
В 1903 году Николай Фешин поступил в мастерскую И. Е. Репина.
Каждое лето Николай отправлялся на родину, живя у того самого дяди в деревне Кушни. В это время он создает портреты родственников и знакомых.
В это время он также занялся педагогической деятельностью в местной иконописной школе.
В 1905 году Фешин, будучи в Петербурге создал эскизы на острые социальные темы, его эскизы - это "Выход с фабрики", "1905 год на заводе". За эти работы его не пропустили в 1906 году на выставку в академии.
В это же время Фешин отклонил предложение Императорских фарфорового и стекольного заводов руководить рисовальными классами.
В 1909 году на академической выставке его картина «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им. Куинджи и была отправлена на выставку в Европу в Мюнхен. Но картина не нашла признания:
Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного.
В следующем году эту картину купил финансист Уильям Стиммел, который с этой картины начал собирать коллекцию картин Фешина!
Признание Николай Фешин получил только создав ту самую картину с которой я начала рассказ! Её еще называли «Дама в лиловом».
Интересен факт из работы над картиной - дело в том, что для этюда был использован записанный холст, красочный слой которого просвечивал сквозь фон портрета, усложняя цветовую гамму полотна.
Не буду вдаваться в подробности, я не художник, просто отразила сам момент (он мне показался интересным).
Картина "Портрет неизвестной" или "Дама в лиловом" была удостоена малой золотой медали на международной выставке в Мюнхене. Признание было для художника неожиданным, ведь сам он считал эту картину учебной работой!
В 1909 году Фешин покидает Академию и направляется в Казанскую художественную школу преподавателем с полным окладом и казённой мастерской, он утверждён штатным преподавателем Казанской художественной школы по классу живописи и рисунка.
Фешин стал постоянно участвовать в зарубежных выставках - в Мюнхене, Питтсбурге, Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско.
Для общения ему, не знавшему ни одного иностранного языка понадобился переводчик, так он познакомился с будущей женой!
Её звали Александра Николаевна Беелькович - это дочь того самого директора художественной школы в Казани Н. Н. Бельковича. Так, в возрасте 32 лет у Николая уже была семья, в которой через год родилась дочь Ия.
Февральскую революцию Фешин не принял. В автобиографии он писал:
Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового.
Примерно в 1917 году супруга Фешина настояла, чтобы они купили дом в Васильево, недалеко от Казани. Там они и жили до 1919 года:
Нужно сказать, что я и моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве.
Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне, чтобы меня не трогали, и я был под защитой. Такое внимание было очень ценно...
В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать.
В 1923 году семья Фешиных уехала в Америку. Помощь в получении документов ему оказали его бывшие студенты, которые к тому времени работали в Государственной академии художественных наук и Ассоциации художников революционной России.
В Америке Фешин быстро получает признание. Одна из первых его работ - «Портрет Джека Хантера» коллекционера живописи. Он помогал семье художника с документами и тот в благодарность за помощь предложил написать его портрет.
Портрет был написан в 1923 году и хранился в семье Хантера. С 2017 года эта картина находится в Русском музее в Петербурге.
Фешин становится довольно известным портретистом. Он пытался преподавать, но что-то там не заладилось.
В 1925 году у художника начались проблемы со здоровьем - туберкулез. Тогда было решено искать местожительство с подходящим климатом.
Сосед семьи Фешиных посоветовал им Таос - небольшую деревню, где на тот момент проживало чуть больше 600 жителей. Эта деревня была примечательна тем, что в 1915 году здесь основали Общество художников.
Жизнь начала налаживаться - художник писал картины, был признан, семья построила дом. Но в 1934 году супруга Николая Ивановича потребовала развод.
Александра Николаевна мечтала стать писательницей, устав жить в тени мужа, от его не всегда простого характера, она решила начать новую главу в жизни.
Письмо Николая Ивановича Фешина, [Июнь], 1936, Лос-Анжелес, Калифорния.
Дорогой брат Паня.
Давно, давно я не писал тебе, но это не значит, что я позабыл о вас.
Совершенно другая страна, другой народ и другие интересы. А главным образом напряженная борьба за свое существование за 10 лет, кажется, вытравили всякую связь с родиной. Не раз пытался писать и каждый раз откладывал, не находя сюжета...
Я бы хотел знать, что случилось с нашей семьей за эти 10 лет. Сам я с Ийкой живу теперь в Калифорнии. Не могу похвастаться, что был очень счастлив за последние 3 года с тех пор, как развелся с Шурой, или, вернее, она развелась с нами. Увлекшись одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь ее взбалмошный характер, поставила все вверх дном. Изломала мне жизнь.
... Было нестерпимо больно.
... мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Ну, да не бывает худа без добра. Правда, все эти переживания состарили меня по крайней мере на 10 лет, зато я приобрел свободу, и, может статься, когда-нибудь соберусь навестить Россию и поглядеть на Вас.
Художник пытался наладить отношения, о 1938 года они переписывались, но Александра Николаевна была холодна и шансов на возврат к прежней жизни не давала.
Из воспоминаний И. Ильфа и Е. Петрова:
Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж её — художник Фешин, довольно известный в своё время у нас.
Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку.
Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.
Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити.
Дочь учится в Голливуде, в балетной школе.
Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом.
Супруга Николая Ивановича осталась без средств к существованию. Она написала единственную книгу — «Шаги в прошлое». Умерла Александра Фешина в 1983 году.
После расставания с женой Николай Иванович вместе с дочерью (она решила остаться с отцом) уехали в Нью-Йорк.
Они пережили Великую депрессию, материальных проблем не было, но художника мучила депрессия, его картины перестали продаваться.
В это время Фешины получили предложение галериста Эрла Стендаля переехать в Лос-Анджелес и вот тут Николая Иванович ждал успех - он стал преподавать в художественных классах. Он купил дом в Голливуде, выдал замуж дочь.
В последние годы жизни художник писал портреты дам из высшего света, а для себя таосские мотивы.
Последние годы жизни он провел в одиночестве, дочь иногда его навещала, они много переписывались. В 1953 году Фешин написал автобиографию, которая в основном была посвящена жизни в России. Он давал частные уроки рисования, но заработки были минимальные.
Николай Иванович Фешин скончался во сне 5 октября 1955 года. В 1976 году его дочь Ия, выполняя последнюю волю отца перезахоронила его прах в Казани. А в 2011 году и прах Ии был захоронен на Арском кладбище в одной могиле с отцом.
Хочу показать вам несколько картин, портретов художника.
Это мой Телеграм, где я делюсь фото и видео мест в Петербурге, где бываю - канал СофьяПетербургиЯ.
"Ваша Софья ♥️, если понравился рассказ 👉 ссылка на Донаты".