Найти в Дзене
av.by

«Дорожных знаков и полиции почти нет». Белоруска на бронированной Audi Q3 прокатилась по Бразилии

В это воскресенье мы снова отправляемся в автопутешествие. И сегодня мы опять перенесёмся на другой континент: в рубрике «Автотрип» Алина из Минска рассказала о своих приключениях в Бразилии. Это будет не совсем привычный рассказ, поскольку белоруска уже больше двух лет живёт в штате Сан-Паулу и успела попробовать многие прелести опыта жизни в стране карнавалов и фавел. — Одно из последних путешествий случилось пару месяцев назад. Мы хотели отправиться в небольшой автотрип в такую локацию, куда можно добраться за один день, без ночёвки. Меня особенно привлекли такие городки в Бразилии, которые смогли сохранить наследие колоний разных стран. Например, Кампус-ду-Жордау напоминает швейцарскую деревушку. Его даже называют «Бразильская Швейцария». А город Оламбра известен как «Бразильская Голландия». Это похоже на то, как в Патагонии есть «Аргентинская Швейцария». Когда-то там селились переселенцы, и архитектура и атмосфера тех времён сохранились до сих пор. — При выборе места мы ориентиров
Оглавление

В это воскресенье мы снова отправляемся в автопутешествие. И сегодня мы опять перенесёмся на другой континент: в рубрике «Автотрип» Алина из Минска рассказала о своих приключениях в Бразилии.

Это будет не совсем привычный рассказ, поскольку белоруска уже больше двух лет живёт в штате Сан-Паулу и успела попробовать многие прелести опыта жизни в стране карнавалов и фавел.

«Дорожных знаков почти нет!»

— Одно из последних путешествий случилось пару месяцев назад. Мы хотели отправиться в небольшой автотрип в такую локацию, куда можно добраться за один день, без ночёвки. Меня особенно привлекли такие городки в Бразилии, которые смогли сохранить наследие колоний разных стран. Например, Кампус-ду-Жордау напоминает швейцарскую деревушку. Его даже называют «Бразильская Швейцария». А город Оламбра известен как «Бразильская Голландия». Это похоже на то, как в Патагонии есть «Аргентинская Швейцария». Когда-то там селились переселенцы, и архитектура и атмосфера тех времён сохранились до сих пор.

-2

— При выборе места мы ориентировались на расстояние и возможность спокойно погулять. В Бразилии, как и во многих странах Латинской Америки, дороги часто находятся в плохом состоянии, поэтому найти место для прогулок непросто. И вот тут хотелось бы немного рассказать о специфике дорожного движения, чтобы сразу окунуться в атмосферу страны.

-3

— ПДД в Бразилии номинально есть, но на практике их мало кто соблюдает. Правила движения выглядят гораздо проще. Откровенно говоря, они хаотичные. Дорожных знаков почти нет! Например, отсутствует привычный для белорусов знак «главная дорога». На перекрёстке действует принцип: кто приехал первым, тот и поедет. Правило «помехи справа» здесь тоже не применяется.

-4

— Иногда водители просто договариваются между собой: махнул рукой — значит, уступил дорогу. Пешеходов практически никто не пропускает, а мотоциклисты часто проезжают даже на красный свет. В целом движение транспорта на дорогах со стороны чужестранца выглядит весьма опасным и непредсказуемым.

«Система дорожного контроля устроена иначе, чем у нас»

— Эта специфика дорог во многом определяет стиль путешествий. Мы решили ограничиться поездками по нашему штату и только недалеко от города. Дальние поездки на машине здесь сложные: много серпантинов, во многих местах действует ограничение скорости. Например, расстояние от нашего города до Рио составляет около 400 километров, но дорога занимает 6—7 часов.

-5

— Для сравнения: в Беларуси аналогичное расстояние можно преодолеть примерно за три часа. Поэтому многие предпочитают самолёты, ведь железные дороги практически не развиты, а автобусы ходят с пересадками, что не всегда удобно.

-6

— Тем не менее платные трассы довольно комфортные. Каждая компания обслуживает свой участок дороги и сама устанавливает цену: где-то проезд стоит условный доллар, а где-то — $10. На таких трассах есть оборудованные остановки (небольшие торговые центры с туалетами и кафе). Останавливаться в случайных местах небезопасно, поэтому использование именно этих зон отдыха считается правилом.

-7

— В плане скоростного режима в Бразилии всё довольно строго: максимальная скорость — 120 км/ч, как и в Беларуси. Никаких автобанов со скоростями 200+ здесь нет, и камер контроля очень много, поэтому остаться незамеченным практически невозможно.

Ещё есть сложности с дорожными развязками. Чтобы выехать из города, приходится пересекать мосты в несколько уровней (три или даже четыре «этажа»). На карте такие развязки накладываются друг на друга, и разобраться, какой именно съезд нужен, бывает проблематично.

-8

— Если ошибся и поехал не туда, приходится делать большой крюк и терять до 20 минут. Мы сами несколько раз попадали в такие ситуации, выбирая не тот «этаж» развязки. Есть и шестиполосные дороги, где развязки выглядят просто сумасшедшими. Даже таксисты часто проезжают нужный поворот. А на некоторых проспектах есть даже отдельные полосы для мотоциклов.

В целом система дорожного контроля устроена иначе, чем у нас: здесь нет ведомства вроде Госавтоинспекции, и на дороге инспекторы ДПС водителей практически не останавливают. Поэтому многие правила дорожного движения нарушаются. К примеру, перевозка лишних пассажиров или езда без ремня безопасности остаются без внимания.

-9

— Есть любопытная практика со штрафами: их можно продать специальным фирмам, чтобы они не числились на водителе. Кроме того, при получении водительского удостоверения стоит учитывать важный момент: в первый год оно выдаётся временным! Если за 12 месяцев водитель совершит два средних по тяжести нарушения, то права аннулируются. В течение полугода он не имеет права садиться за руль, а затем обязан пройти обучение заново.

К средним по тяжести нарушениям относится, например, такое: водитель выехал на пешеходный переход и остаётся там, когда горит красный сигнал светофора. В условиях плотного трафика подобные случаи происходят часто. Через год временные права заменяются на постоянные, и система становится менее строгой. Но первые 12 месяцев — это своего рода испытательный срок, который требует особой осторожности.

— Тут, кстати, очень распространены электрокары и гибриды, потому что их освобождают от родизио (система, при которой один день в неделю машинам с определённой цифрой в номере запрещено ездить с 9 до 17). Такого «автовыходного» удостаиваются все по разу за неделю, кроме «электричек» и гибридов. Это придумали, чтобы снизить трафик и разгрузить немного улицы.

Домики как в Голландии, капибары и… клопы!

— Итак, мы выбрали Оламбру. Сам город небольшой, но очень аккуратный. Поскольку он расположен в глубине штата, там теплее, чем в окрестностях, и гулять на свежем воздухе гораздо комфортнее. Для Бразилии это редкость! Я имею в виду чистые улицы, ухоженные дома, хорошие дороги.

-10

— Главная фишка — стилизованные домики с фасадами под голландский стиль. Некоторые здания облицованы декоративными материалами, делающими домики похожими на картонные, а над улицами развешены яркие зонтики. Есть маленький парк развлечений с колесом обозрения для детей, а рядом стоит большая мельница, которую называют самой высокой в Латинской Америке.

-11

— Как и в Голландии, здесь работают шоколадные фабрики местных брендов. При фабриках открыты кафе, где можно попробовать продукцию. На другой улочке расположены рестораны, украшенные флагами Нидерландов.

-12

— Среди достопримечательностей — небольшой водопад, большое озеро и, пожалуй, самая необычная особенность города, то есть капибары. Эти животные свободно гуляют вдоль озера, выходят к туристам. Капибар можно встретить как взрослых, так и малышей. Правда, рядом есть предупреждения, что от них можно подхватить клопов, поэтому подходить слишком близко не рекомендуется.

-13

— Вокруг озера расположены красивые резорты, а в сувенирных лавках продают тематические вещи: миниатюрные башмачки, фигурки капибар, модели мельниц и домиков в стиле Амстердама. Видно, что город развивается.

-14

Audi Q3, газолин и этанол

— Поездка оказалась довольно бюджетной: на дороге мы заплатили около $8 в одну сторону. Это плата за несколько участков трассы, которые обслуживаются разными компаниями. На дорогу ушло около 10 литров на нашей бронированной Audi Q3: расстояние до города — около 100 км, а расход у машины — литр на 10 км. В Бразилии есть три вида топлива: премиум бензин — 8 реалов за литр (4 BYN в эквиваленте), газолин — обычный бензин — 6 реалов (3 BYN) и этанол, который производится из сахарного тростника и стоит дешевле, но считается менее щадящим для двигателя — 4 реала (2 рубля). Мы заливаем самый дорогой из них.

-15

— Парковка в Оламбре бесплатная. По дороге сделали остановку, чтобы перекусить, а в самом городе сходили на ужин в ресторан. Это был немецкий ресторан, где готовят традиционные блюда и варят собственное пиво. Мы заказали рульку и напитки. Весь ужин обошёлся примерно в $60. И кстати, здесь в ресторанах очень комфортные условия для мам с маленькими детьми: есть всё, что нужно, и даже памперсы бесплатные. Я была с ребёнком до года, поэтому это было очень актуально.

-16

— Сувениры мы купить не успели: лавки уже были закрыты. В итоге основные расходы составили платные дороги, бензин и ужин. По сравнению с другими туристическими городами Бразилии Оламбра заметно дешевле, особенно в плане питания в ресторанах.

-17

Убатуба — живописный пляжный городок

— Ранее мы также успели съездить в город Убатуба. Дорога заняла около четырёх часов, и часть её проходила через серпантин, что сделало поездку более интересной и насыщенной живописными видами.

-18

— Для путешествия мы арендовали кроссовер Chevrolet Tracker. Изначально заказывали Volkswagen T-Cross, но в прокатной компании его не оказалось, поэтому нам предоставили машину того же класса и по той же цене. Выбор автомобиля происходит просто: заходишь на сайт компании, выбираешь нужный тип (кроссовер или седан) и получаешь доступные варианты.

Цены на аренду зависят от дня недели: в выходные стоимость может вырасти в два-три раза из-за повышенного спроса. В нашем случае аренда машины вместе со страховкой обошлась примерно в $80 в день. Мы брали авто на пять дней. Страховку можно не оформлять, но мы решили не рисковать, ведь достаточно, чтобы в стекло попал камешек, и расходы сразу увеличатся.

-19

— С арендой автомобиля у иностранцев проблем не возникнет: достаточно оставить залог около $300, который отдают после возврата машины. Из подводных камней можно отметить лишь то, что иногда сервис аренды предоставляет не ту модель, которую заказывал, но всегда аналогичного класса.

-20

— Убатуба — это небольшой пляжный городок, очень живописный и заметно отличающийся от ближайших курортов возле Сан-Паулу. Здесь горы, уютные бухты и потрясающие виды. Мы выбрали его для поездки в июле, когда в Бразилии зима, но на севере штата климат теплее, и отдых получился комфортным.

-21

— Мы остановились в квартире, снятой через Airbnb. Она находилась на последнем этаже домика и имела огромную террасу с зоной для барбекю, две спальни, две ванные комнаты и просторную гостиную. В Бразилии к животным относятся очень лояльно, поэтому мы спокойно взяли с собой нашу кошку (здесь это обычная практика). Главное — заранее указать, что вы будете с питомцем.

Правда, в квартире нас удивил один момент: не было ни полотенец, ни пледов, только простыня. Оказалось, что для пляжных домов это норма. Сделано это, чтобы жильё не пачкали песком. В итоге мы арендовали пледы у знакомых хозяйки, а полотенца решили просто купить.

-22

— Жильё стоило недорого: около $400 за пять дней. Мы почти не ходили в рестораны, готовили сами в зоне барбекю. Кстати, на пляже часто встречаются кафе, к которым «привязаны» шезлонги и зонтики. За аренду платить не нужно, но нужно сделать заказ. Цены вполне доступные: коктейль — около $8, пиво — $4.

Особенно понравился местный рыбный рынок: там можно недорого купить свежие морепродукты. И самостоятельно их приготовить, тем более что все домики были с зоной барбекю.

-23

— Экскурсий в городе предлагают много (поездки на лодках к островам и другие развлечения), но мы решили ограничиться пляжным отдыхом.

-24

— По расходам получилось так: аренда машины — около $500, квартира — $400, продукты — примерно $200. Плюс ещё около $200 на мелочи и пляжные траты. В итоге вся поездка обошлась примерно в $1 100—1 300. Нас было четверо взрослых, поэтому расходы распределились вполне комфортно.

В Рио на бронированном авто

— Год назад мы ездили в Рио-де-Жанейро на машине друга. У него Volvo XC60, бронированная «в круг», как это часто бывает в Бразилии. Такие машины тяжелее и расходуют больше топлива, но придают чувство безопасности. При покупке автомобиля в салоне сразу предлагают установить броню, которую ставят аккредитованные бронировщики от дилеров или производителей. Такая услуга обычно стоит от $7 000, а при более высокой стоимости машины и цена работы увеличивается. Услуга дорогая, но это вопрос безопасности, потому что на любом светофоре могут подъехать парни с пистолетами.

До Рио примерно 400 километров, а дорога туда заняла около пяти часов. Обратный путь оказался гораздо более долгим: из-за серпантина и пробок мы ехали почти восемь часов.

-25

— В Рио мы провели два дня. Первый день посвятили отдыху на пляже, а затем отправились к главным достопримечательностям. Поднялись на гору Корковадо, где стоит знаменитая статуя Христа, и на Сахарную Голову. Впервые попробовали VIP-тариф на фуникулёр. Билет дороже примерно на $30, зато можно пройти без очереди. В сезон это особенно удобно, потому что ожидание может занять два часа.

-26

— На Сахарной Голове есть ресторан. Цены там, конечно, завышенные: за обычный бургер с напитком придётся отдать около $20. Но атмосфера и вид на город того стоят.

-27

— Кроме того, мы прокатились на трамвайчике «Святой Терезы», который ходит в центре города. Это популярный у туристов старинный маршрут, на котором можно увидеть спокойный и аутентичный Рио-де-Жанейро. На трамвайчике можно добраться до района Санта-Тереза. Он считается богемным: здесь множество граффити, приветливые жители и особая атмосфера творчества.

-28

— Одним из самых известных районов Рио является Копакабана, ведь здесь находится знаменитый пляж, куда стремятся все приезжие. Но именно там, где больше всего туристов, выше риск столкнуться с мелкими воришками. Поэтому для аренды жилья или отеля стоит рассмотреть более спокойные районы (например, Ипанема или Леблон).

-29

— Также мы были на водопадах Игуасу. Многие туристы называют их самым завораживающим зрелищем в своей жизни. Добраться сюда можно примерно за два часа на самолёте из Сан-Паулу. Но стоит учитывать сезонность: в декабре и январе, а также с июня до августа у бразильских школьников каникулы, и в это время цены на билеты и жильё резко возрастают.

-30

— Часть путешественников предпочитает останавливаться в ближайших отелях, но большинство планирует визит на один день. Прямо на водопадах есть розовый дворец-отель. Одна ночь там стоит $1 000. Входной билет в сам парк стоит около $20. После прогулки мы зашли в единственный ресторан на территории парка. За $30 можно было взять обед по системе «шведский стол» и посидеть на террасе, любуясь видами.

-31

— Игуасу — это не один водопад, а целый комплекс, расположенный на границе Бразилии и Аргентины. Считается, что с бразильской стороны открываются самые впечатляющие панорамы. За $77 можно прокатиться на лодке и подплыть вплотную к падающим потокам воды, но обязательно нужно взять сменную одежду: не промокнуть здесь почти невозможно.

-32

— Также всего в двух часах езды от Сан-Паулу находится городок Кампус-ду-Жордау. Город окружён горами, а местные живут на высоте в 1 628 метров над уровнем моря.

-33

— Архитектура города поражает разнообразием: здесь соединились итальянский, немецкий и швейцарский стили. Центр небольшой, и двух дней вполне достаточно, чтобы прочувствовать его атмосферу. Здесь работает фуникулёр, который поднимает на вершину горы, откуда открываются живописные виды. Кроме того, на вершине есть возможность перекусить.

-34

— Особенно волшебным город становится во время католического Рождества. Улицы украшают иллюминациями, появляются новые развлечения для взрослых и детей, продают глинтвейн — необычный напиток для жаркой Бразилии. Даже катки с искусственным снегом создают ощущение настоящей зимы.

-35

— В Кампусе-ду-Жордау стоит заглянуть в ресторан аргентинской кухни Libertango, который считается одним из лучших мясных ресторанов страны. А в самом сердце города находится пивная Baden-Baden, где можно попробовать местное крафтовое пиво.

-36

— Бразилия удивительно разнообразна. И если какой-то город вам не пришёлся по душе, то всегда найдётся ещё несколько мест, которые оставят только положительные впечатления.

-37

**

— Реальность в Рио-де-Жанейро во многом совпадает с тем, что рассказывают о фавелах и преступности, но всё не всегда настолько драматично, как это звучит. Есть разные типы фавел: где-то это просто бедные кварталы, а где-то — места, в которых действуют наркокартели и часто случаются перестрелки.

-38

— Для меня Рио — самая дальняя точка, куда я готова ехать на машине. Дальше дороги значительно хуже, а поездка, особенно на север страны, становится менее безопасной. На юге ситуация другая: там безопаснее, инфраструктура лучше, население более образованное. До пандемии даже существовал сервис Uber Helicopter, то есть такси-вертолёт.

-39

— В туристических местах Рио я чувствовала себя достаточно спокойно. В первый раз, напуганная рассказами, я оставила дома все украшения и взяла только телефон. Но уже в третью поездку ходила по городу при полном марафете и даже вечером чувствовала себя уверенно.

-40

— Конечно, риск ограбления существует. Поэтому меры предосторожности нужны всегда: например, лучше не говорить по телефону на улице, ведь велосипедист может просто выхватить его и скрыться. Вернуть украденный телефон практически невозможно (полиция этим не занимается).

-41

— Здесь есть другой выход: страхование. Локальные операторы связи предлагают услугу, когда за ежемесячную плату (примерно $10—20) можно застраховать телефон. Если его украдут, компания компенсирует стоимость устройства.

-42

— Если кто-то боится ехать в Бразилию, то путешествие стоит начать с юга страны. Там много маленьких городков, абсолютно спокойных и безопасных, где можно гулять ночью вдоль океана без страха. Правда, жизнь там может показаться слишком тихой и даже скучной. Но для тех, кто ценит гармонию и уединение, это хороший вариант.

-43

— Если же хочется активности, мероприятий и яркой жизни, то выбирать следует большие города. Здесь важно понимать различия: Сан-Паулу — самый дорогой город Латинской Америки, и приезжать сюда стоит с финансовым запасом. Взамен он предлагает хорошие возможности как для отдыха, так и для карьеры. Рио-де-Жанейро дешевле и больше подходит для отдыха, развлечений и культурных впечатлений.

-44

— И главное — не бояться. Если соблюдать простые меры безопасности и быть открытым к людям, страна раскрывается совершенно иначе — ярко, дружелюбно и многогранно.

Совершили увлекательное путешествие на автомобиле или мотоцикле? У вас сохранились впечатления, фотографии и желание поделиться реальными расходами? Расскажите нам, как проходила поездка, какие моменты запомнились и во сколько обошлась дорога. Присылайте материалы на news@av.by.

Фото: архив героини