Найти в Дзене
Читальня

Что вы знаете о зависти?

Как часто вы сталкивались с завистью? Нет-нет, я не про легкую, обывательскую досаду, когда кто-то закатывает глаза при вашем успехе. Юрий Карлович Олеша написал про другую зависть. Тяжёлую, глубокую, пожирающую душу — почти что ненависть. Это чувство, когда ты изучаешь предмет своей зависти предельно внимательно, вникаешь во все аспекты его жизни, живешь ею. И видишь: этот человек владеет всеми благами мира совершенно незаслуженно. Его хвалят, у него всё получается, он востребован. А за что? Ведь ты — умнее, честнее, справедливее, а все лавры достаются какому-то ничтожеству! Герой романа «Зависть» Николай Кавалеров — эдакий «подпольный человек» Достоевского, перенесённый в революционную Москву 1920-х. «Маленький человек», которого так любили классики, здесь сталкивается не с бездушным чиновничеством, а с новой советской реальностью. Роман, написанный в 1927 году, блестяще показывает не классовый конфликт, а экзистенциальный разлом. Речь о неумении адаптироваться под стремительный х

Классика, которую пропустили: о чем на самом деле «Зависть» Юрия Олеши?

Как часто вы сталкивались с завистью? Нет-нет, я не про легкую, обывательскую досаду, когда кто-то закатывает глаза при вашем успехе.

Юрий Карлович Олеша написал про другую зависть. Тяжёлую, глубокую, пожирающую душу — почти что ненависть. Это чувство, когда ты изучаешь предмет своей зависти предельно внимательно, вникаешь во все аспекты его жизни, живешь ею. И видишь: этот человек владеет всеми благами мира совершенно незаслуженно. Его хвалят, у него всё получается, он востребован. А за что? Ведь ты — умнее, честнее, справедливее, а все лавры достаются какому-то ничтожеству!

Герой романа «Зависть» Николай Кавалеров — эдакий «подпольный человек» Достоевского, перенесённый в революционную Москву 1920-х. «Маленький человек», которого так любили классики, здесь сталкивается не с бездушным чиновничеством, а с новой советской реальностью.

Роман, написанный в 1927 году, блестяще показывает не классовый конфликт, а экзистенциальный разлом. Речь о неумении адаптироваться под стремительный ход истории. Где место романтику, мечтателю, тонко чувствующему человеку в мире, который ценит лишь практическую пользу, коллективный труд и ясные цели?

Невостребованность в новых реалиях с бешеной скоростью выталкивает Кавалерова на обочину. Его талант и внутренний мир никому не нужны. И эта горькая обида на мир, который его не принимает, стремительно превращает его в аморальную, язвительную личность. Зависть к успешному, «полезному» соседу Андрею Бабичеву становится для него формой протеста и одновременно саморазрушения.

Кстати, роман увидел свет во многом благодаря Максиму Горькому. Именно он, уже после оглушительного успеха «Трёх толстяков» Олеши, способствовал публикации этого сложного и скандального для своего времени текста.

«Зависть» — это не просто история о плохом чувстве. Это диагноз эпохи и вечный вопрос: что происходит с человеческой душой, когда она чувствует себя лишней в построенном по новым чертежам мире?