Найти в Дзене

«Волны гасят ветер»: Финальный диагноз Миру Полдня

Предыдущая публикация цикла здесь. Описание иллюстрации: Крупный план лица Тойво, разделенный надвое. Одна сторона ещё человеческая, с остатками боли, а вторая — холодная, зеркальная, в которой отражается бесконечный космос. На заднем плане — размытые, «уходящие в туман» фигуры жены и матери, которые пытаются до него достучаться, но он их уже буквально не слышит. Это иллюстрация того самого «стало скучно». Роман «Волны гасят ветер» – завершающая часть трилогии о Максиме Каммерере и, по сути, финальная точка в истории «Мира Полдня». Если в «Обитаемом острове» мы видели молодого энтузиаста, то здесь перед нами умудрённый опытом руководитель спецслужб, который вскрывает главную тайну столетия: деятельность Странников на Земле не прекратилась. Она просто перешла на другой уровень. Выясняется поразительная вещь: сверхцивилизацию Странников совершенно не интересует наш социальный строй или помощь человечеству в привычном понимании. Их задача – селекция. Они ищут среди людей тех, кто генетич
Оглавление
«Тойво Глумов: Прощание с человеческой тупостью», иллюстрация создана сетью Джемини
«Тойво Глумов: Прощание с человеческой тупостью», иллюстрация создана сетью Джемини

Предыдущая публикация цикла здесь.

Описание иллюстрации: Крупный план лица Тойво, разделенный надвое. Одна сторона ещё человеческая, с остатками боли, а вторая — холодная, зеркальная, в которой отражается бесконечный космос. На заднем плане — размытые, «уходящие в туман» фигуры жены и матери, которые пытаются до него достучаться, но он их уже буквально не слышит. Это иллюстрация того самого «стало скучно».

Роман «Волны гасят ветер» – завершающая часть трилогии о Максиме Каммерере и, по сути, финальная точка в истории «Мира Полдня». Если в «Обитаемом острове» мы видели молодого энтузиаста, то здесь перед нами умудрённый опытом руководитель спецслужб, который вскрывает главную тайну столетия: деятельность Странников на Земле не прекратилась. Она просто перешла на другой уровень.

Охота на «своих»

Выясняется поразительная вещь: сверхцивилизацию Странников совершенно не интересует наш социальный строй или помощь человечеству в привычном понимании. Их задача – селекция. Они ищут среди людей тех, кто генетически и ментально готов к инициации. Таких людей называют люденами.

И здесь мы сталкиваемся с тем самым «расизмом» Стругацких (в кавычках, но от того не менее болезненным). Стать люденом может далеко не каждый – это удел единиц. Происходит «вертикальный взлёт» избранных, которые покидают Землю, потому что обычное человечество им становится глубоко неинтересно. Причина убийственна: люди для них слишком тупы и ограниченны. Мы видим трагедию Тойво Глумова, который, обретя способности людена, навсегда рвёт связи с любимой женой и матерью. Для него они – вчерашний день эволюции.

Тупик коммунистической утопии

На фоне этого исхода становится очевидным страшный диагноз: прекрасная коммунистическая цивилизация «Полдня» зашла в тупик. Сытое, безопасное и творческое общество оказалось неспособным предложить человеку цель, ради которой стоило бы оставаться людьми. Либо ты остаёшься в «золотой клетке» посредственности, либо становишься люденом и теряешь человечность.

«Мир Полдня: Золотая клетка посредственности», иллюстрация создана сетью Джемини
«Мир Полдня: Золотая клетка посредственности», иллюстрация создана сетью Джемини

Описание иллюстрации: Прекрасный, залитый солнцем утопический город (тот самый коммунизм), который выглядит как идеальный макет или музей. Люди в нём заняты приятными, но мелкими делами. А над всем этим – колоссальная, едва заметная тень Странника или уходящего в небо людена. Это визуализация мысли о том, что цивилизация зашла в тупик: всё есть, но идти некуда.

Надежда против посредственности

Как всё это понимать? Стругацкие оставляют вопрос открытым, и в 1985 году это звучало как приговор. Однако, возвращаясь к дешифровке их творчества через идеалы общества «Диск», я склонен видеть здесь не окончательный вердикт, а предостережение.

Я очень надеюсь на правоту своего анализа «Попытки к бегству». Если Саул Репнин – Странник времени – возвращался в ад ХХ века ради спасения людей, значит, путь люденов (уход и высокомерное молчание) – это не единственный путь Странников. Настоящая задача Ноосферы не в том, чтобы «избранные» сбежали в космос, а в том, чтобы всё человечество однажды не захлебнулось в собственной посредственности.

Творчество Стругацких – это зеркало, в котором мы должны увидеть риск превращения в «тупых и ограниченных» существ, если мы перестанем работать над улучшением мира и самих себя.

«Максим Каммерер: Последний страж тайны», иллюстрация создана сетью Джемини
«Максим Каммерер: Последний страж тайны», иллюстрация создана сетью Джемини

Описание иллюстрации: Пожилой Максим в своем кабинете в КОМКОНе-2. Перед ним куча экранов и отчётов «Дела подкидышей». Он выглядит как человек, который понял, что его мир – лишь «заповедник», из которого лучшие просто уходят, не оборачиваясь. Это образ крушения иллюзий прогрессора.

Продолжение здесь https://dzen.ru/a/aVU0bwa-OSe4OL0m