Найти в Дзене

Бега или скачки? Испытания или спорт?

Какая лошадь быстрее – скаковая или рысистая? Ответ очевиден. А вот кто зарабатывает больше и от чего это зависит? Ученые из Университета Корнелла (штат Нью-Йорк) и Университета штата Колорадо искали ответ и на этот вопрос. В 2006 году в США и Канаде выступали 25,8 тысяч (!) "американцев" (рысаков и иноходцев). В два года рысак в среднем выходил на старт 6-7 раз, в 4-5 лет – уже до 25 раз в сезон. А именно количество стартов высоко достоверно сказывается на выигрыше (что логично!). Влияние же на годовой заработок возраста, пола, аллюра (рысь или иноходь) хоть и достоверно, но гораздо скромнее. Но пик заработков приходится на возраст 3-4 года. Казалось бы, к 5 годам бегут только те, что уже показали свои способности, но эта логика работает только в мире, где ипподром – испытания племенных лошадей, как у нас, а не спорт!
Конечно, чистокровные за сезон зарабатывают больше – в первую очередь из-за более высоких призовых. Однако рысак берет «не силой, а частым падением»: рысистые бега, как

Какая лошадь быстрее – скаковая или рысистая? Ответ очевиден. А вот кто зарабатывает больше и от чего это зависит? Ученые из Университета Корнелла (штат Нью-Йорк) и Университета штата Колорадо искали ответ и на этот вопрос.

В 2006 году в США и Канаде выступали 25,8 тысяч (!) "американцев" (рысаков и иноходцев). В два года рысак в среднем выходил на старт 6-7 раз, в 4-5 лет – уже до 25 раз в сезон. А именно количество стартов высоко достоверно сказывается на выигрыше (что логично!). Влияние же на годовой заработок возраста, пола, аллюра (рысь или иноходь) хоть и достоверно, но гораздо скромнее.

Но пик заработков приходится на возраст 3-4 года. Казалось бы, к 5 годам бегут только те, что уже показали свои способности, но эта логика работает только в мире, где ипподром – испытания племенных лошадей, как у нас, а не спорт!
Конечно, чистокровные за сезон зарабатывают больше – в первую очередь из-за более высоких призовых. Однако рысак берет «не силой, а частым падением»: рысистые бега, как следует из анализа, более демократичный стабильный спорт, дающий возможность владельцам лошадей среднего уровня получить возврат инвестиций, а не спорт для избранных с многомиллионными призами. Бывают ли лошади, которые на бегах не зарабатывали ничего? Да! Но таких не больше 10%.

Зачем изучать очевидные вещи? Все дело в запросах ветеринаров. Как измерять успех лечения, если не через метрики возвращения лошади в строй? Поэтому ученым было важно знать, что есть норма для определенной породы, пола, возраста. Вот и пришли к выводу, что у рысаков в качестве критерия важно количество стартов: сам факт, что лошадь продолжает регулярно стартовать после операции/лечения, - огромный успех, а вот снижение количества стартов — тревожный звонок.

Для скаковых же на первом месте заработок (особенно за старт): каждая скачка предоставляет шанс на крупный выигрыш, поэтому после операции лошади важно не просто продолжать скаковую карьеру, но и быть в состоянии бороться за первые места, так что падение выигрыша за старт – сигнал о проблеме.

Конечно, излишне говорить, что мы такие исследования провести в ближайшие годы едва ли сможем, поскольку данные по испытаниям и в 21-м веке, веке цифровизации, крайне разрозненны, а отчеты «Росипподромов» (управляющих государственной собственностью – sic!) в открытых источниках найти непросто. Но в целом, по данным «Росиппо» за 2023 год (сделав скидку на то, что лошади при перемещении между ипподромами учитываются дважды-трижды и т.п.) наши рысаки выходят на дорожку реже, а значит, теоретически и зарабатывают, пусть в баллах (и невыплаченных призовых) меньше. Что тому виной? Короткий беговой сезон? Меньшие призовые?

Если посмотреть на ситуацию глазами владельца через призму «Испытания или спорт», то действительно, в чем нужда «гонять» лошадь 20 раз в год, если ее основная ценность — племенная, а не призовая: подтвердил (или выяснил) на нескольких стартах и отправил в завод?
А если смотреть
глазами лошади? Если ты рысак в США – ты «профессиональный спортсмен», карьера и ценность которого зависят от выигранных здесь и сейчас денег. В России рысак – "больше чем рысак": он обладатель генотипа и главный выигрыш его - не деньги с ипподрома, а запись в племенную книгу и спрос на потомство.

Какая философия вам ближе? Какая вероятнее обеспечит выживание отрасли?

Ученым на заметку: мы уже начинаем привыкать, что за данные надо платить. Американцам это было известно уже 20 лет назад: для этого исследования United States Trotting Association предоставила информацию по бегам бесплатно, а вот The Jockey Club Information Systems за данные по скачкам запросила деньги.

Источник: Cheetham J. и др. Relationships between race earnings and horse age, sex, gait, track surface and number of race starts for Thoroughbred and Standardbred racehorses in North America // Equine Veterinary Journal. 2010. Т. 42. № 4. С. 346–350.