№ 1.
Спартак / Spartacus. США, 1960. Режиссер Стэнли Кубрик. Сценаристы: Далтон Трамбо, Колдер Уиллингем, Питер Устинов (по роману Говарда Фаста). Актеры: Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс, Чарлз Лаутон, Питер Устинов, Джон Гэвин, Нина Фох, Джон Айрленд, Джон Долл, Чарльз МакГроу, Тони Кёртис и др. Прокат в США и Канаде – с 7.10.1960: 41,5 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1967. 61,2 млн. зрителей за первый год проката (первая серия – 63,1 млн. зрителей, вторая серия – 59,3 млн. зрителей). Повторный кинопрокат в СССР – 1984 (+ еще 28,2 млн. зрителей).
История восстания римских рабов под руководством легендарного Спартака в трактовке Стэнли Кубрика (1928-1999) («2001: Космическая одиссея», «Сияние», «С широко закрытыми глазами») – это вечная драма борьбы за власть и предательств. Масштабные съемки тысячной массовки, суперзвезды мирового кино в главных ролях. Стереозвук. Гигантский экран. Зрительский успех фильма в 1960-х был бесспорным.
Конечно, сегодня в свете «компьютеризированного» «Гладиатора» кое-что в «Спартаке» выглядит старомодным. Но время не властно над темпераментной игрой Кирка Дугласа («Чемпион», «Жажда жизни») и аристократизмом Лоуренса Оливье («Мужчины в ее жизни», «Парни из Бразилии»). Да и Кубрик уже тогда был Кубриком – Мастером с большой буквы...
«Спартак» был выпущен на экраны СССР с семилетним опозданием, но это нисколько не повлияло на его фантастический успех у публики – 63 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах. Одно то, что, что в советском прокате из зарубежных фильмов его смогли опередить только две мелодрамы – мексиканская «Есения» (91,4 млн. зрителей) и индийский «Бродяга» (63,7 млн. зрителей), а также легендарный американский вестерн – «Великолепная семерка» (67 млн. зрителей), говорит о многом.
Советская кинопресса встретила «Спартак» в целом положительно, журя за «излишества» и одобряя за «борьбу с тиранией».
Так кинокритик Софья Дунина (1900-1976) писала, что «Кубрик создал очень пышный, декоративный фильм, сочетающий все признаки американского «исторического» боевика с превосходным актерским мастерством исполнителей центральных ролей. … В фильме, весьма эффектном, поставленном со многими этнографическими да и кинематографическими излишествами, как бы существуют два направления: пышная эстетика боевика, приправленная кровавыми развлечениями, свойственными древнему Риму, и социально-нравственная тема становления передового человека всех эпох к духовной и гражданской свободе своего народа» (Дунина, 1967: 23).
А кинокритик Юрий Ханютин (1929-1978) в «Советском экране» отмечал, что «Спартак» «по всем кондициям это типичный голливудский боевик. Три с лишним часа экранного времени, миллионные затраты, роскошные декорации, тысячные массовки, громкие имена исполнителей. По установившемуся обычаю фильмы подобных параметров принято обливать презрением, удовлетворенно констатируя ничтожность содержания, прикрытого пышной формой. … Да, все это – зрелище великолепное и захватывающее!», но эта «картина стала чем-то большим, чем только живописным зрелищем из римской жизни с непременными и неизбежными голливудскими штампами» (Ханютин, 1967).
В российские времена эта картина оценивается уже исходя из иных позиций.
К примеру, кинокритик Евгений Нефёдов подчеркивает, что «мощное эпическое дыхание фильма, скрупулёзно (вплоть до галереи скульптур и дощечек, служащих фоном для вступительных титров!) воспроизведённая атмосфера не оттеняют анализа социально-политических механизмов, подводя к важной мысли о том, что восстание ускорило установление в Риме императорской формы правления: лишь сильное государство могло сохранить существующий общественный строй. … Оригинальное визуальное решение (бросающийся в глаза контраст красных одеяний мятежных рабов и белых тог на облечённых властью римлянах) лишний раз свидетельствует о намерениях авторов создать не просто фильм о восстании, но произведение, революционное по духу, – о победе революции даже в том случае, когда она потерпела поражение» (Нефёдов, 2011).
Так или иначе, но большинство кинокритиков и зрителей до сих пор считают, что в «Спартаке» «Кубрик показал себя отличным профессионалом, эффектно поставив массовые сцены и раскрыв исполнительские возможности талантливого актерского состава» (Ветрова, 2000: 74).
Киновед Александр Федоров
№ 2.
Клеопатра / Cleopatra. США, Великобритания, 1963. Режиссеры: Рубен Мамулян, Дэррил Ф. Занук, Джозеф Лео Манкевич. Сценаристы: Джозеф Лео Манкевич, Рейналд Макдугалл, Сидни Бучман, Бен Хехт. Актеры: Элизабет Тейлор, Ричард Бёртон, Рекс Харрисон, Памела Браун, Джордж Коул, Мартин Ландау и др. Прокат в США и Канаде – с 12.06.1963: 67,1 млн. зрителей. Прокат в СССР – 1979. 32,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Самой дорогостоящим и масштабным «пеплумом» 1960-х, несомненно, была «Клеопатра»(1963). Затраты на нее составили 44 млн. долларов, и хотя в титрах значится лишь один режиссер –Джозеф Манкиевич (1909-1993), фактически за четыре года съемок постановщиков было трое. Начинал картинуРубен Мамулян (1897-1987), а заканчивал продюсер Дэрил Занук (1902-1979). Как руководитель компании «МГМ» он счел нужным самостоятельно смонтировать многочасовой материал «Клеопатры».
Интерес к фильму подогревался прессой по любому поводу, тем паче, что поводов этих хватало, ибо частые скандалы между Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном постоянно балансировали на грани фола. «Клеопатра» обошла все экраны мира (дойдя, правда, с многолетним опозданием и до просторов СССР), хотя, очевидно уступала по части режиссуры «пеплумам» Уильяма Уайлера и Стенли Кубрика.
«Пеплум» - костюмно-историческое кинозрелище на темы античных сюжетов, пожалуй, менее всего подходит для просмотра на домашнем экране. Грандиозные тысячные массовки кажутся на нем маловыразительными. Синерама (широкий экран) сужает поле изображения на мониторе. Да и неспешное, обстоятельное развитие действия, свойственное всем "пеплумам", кажется поклонникам современных "экшн" утомительно нудным...
"Клеопатра" с триумфом обошла все экраны мира, дойдя (правда, с многолетним опозданием) и до советских просторов. Хотя, очевидно уступала по части режиссуры "пеплумам" Уильяма Уайлера ("Бен Гур") и Стенли Кубрика ("Спартак").
Создатели "Клеопатры" верно уловили непреходящий интерес зрителей всех возрастов к необычной обстановке, экзотике, грандиозным сражениям, красивым актерам в красивых одеждах и иным "киночудесам". Действительно, любопытно посмотреть, как жили легендарные Юлий Цезарь и его жена Клеопатра. Тем паче, в исполнении Лиз Тейлор и Ричарда Бартона. Даже притом, что подлинной исторической информации фильм не представляет. Вместо нее нам предлагается полюбоваться роскошными декорациями и мелодраматическими перипетиями любовной интриги. По таким рецептам на Западе снято огромное количество "пеплумов". Но "Клеопатра" занимает здесь особое место как самый дорогой и самый нашумевший "пеплум" всех времен и народов...
Советские кинокритики невзлюбили «Клеопатру» сразу и навсегда.
В качестве примера приведу строки из книги Ромила Соболева (1926-1991): «Сколь бы много и справедливо ни ругали эту дикую по сюжету картину, нельзя не заметить, что зрелище она предлагает ни с чем несравнимое: смотреть четыре с лишним часа на самую пошлую, какую только можно вообразить, беспросветно глупую Клеопатру – Тейлор – мука адская. … Писать об этом надо совсем не для того, чтобы вступать в споры с бесчисленными критиками этого нелепого уже в замысле и чудовищно несообразного в разных своих частях создания Голливуда. … Правило боевиков – приглашать на главные роли самых популярных актеров – в случае с Тейлор привело к сокрушительному провалу; смех, который вызывала склочная и упитанная Клеопатра, похоронил все, что удалось сделать операторам и художникам…» (Соболев, 1975: 187-188).
Однако кинокритик Евгений Нефёдов считает, что «по истечении времени «Клеопатра» воспринимается, как ни странно, более благосклонно. Манкевич постарался не только учесть находки создателей одноимённых картин 1917-го и 1934-го годов, но и по возможности – задействовать весь колоссальный потенциал, накопленный «пеплумом». … Даже Тейлор в отдельные моменты (эффектное явление красавицы, закутанной в… ковёр; гневная тирада в адрес Цезаря, вынужденно предавшего огню часть фондов Александрийской библиотеки) добивается убедительности» (Нефёдов, 2017).
Киновед Александр Федоров
№ 3.
Триста спартанцев / The 300 Spartans / Лев Спарты / Lion of Sparta. США, 1961. Режиссёр Рудольф Мате. Сценарист Джордж Ст. Джордж. Актеры: Ричард Иган, Дайан Бейкер, Джон Кроуфорд, Дэвид Фаррар, Барри Коу, Айвен Трайсолт, Сандро Джилио, Ральф Ричардсон и др. В СССР – с октября 1970. 27,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Рудольф Мате (1898-1964) начал свою карьеру (сначала, как оператор) еще в немом кино. В 1940-х он стал режиссером, как правило, снимавшим зрелищные ленты, рассчитанные на массовую аудиторию. В советском прокате шла, например, его музыкальная мелодрама «Серенада большой любви» с Марио Ланца (1921-1959) в главной роли.
Масштабный пеплум «300 спартанцев» был одним из последних фильмов Р. Мате. На сей раз он рассказал легендарную историю, когда в 480 году до нашей эры могущественный властитель Персии Ксеркс решил завоевать свободную Спарту…
Киновед Александр Федоров
№ 4.
Даки / Dacii / Les Guerriers. Румыния–Франция, 1966. Режиссёр Серджиу Николаеску. Сценарист Титус Попович. Актеры: Амза Пелля, Пьер Брис, Мари-Жозе Нат, Эмиль Ботта, Дьёрдь Ковач, Жорж Маршаль, Джо Бартон, Серджиу Николаеску и др. В СССР – с 16 июня 1969. Повторный прокат в СССР – с 17 августа 1985. В СССР – 23,5 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии – 13,1 млн. зрителей.
Режиссер Серджиу Николаеску (1930-2013) за свою карьеру поставил три десятка фильмов разных жанров, среди которых были масштабные костюмно-исторические постановки («Даки», «Михай Храбрый» и др.), вестерны («Прерия», «Последний из могикан», «Зверобой», «Приключения на берегах Онтарио»). Но наибольшую любовь советских зрителей этому режиссеру принесла детективная ретросерия о борьбе с преступностью в послевоенной Румынии, начатая со стильного фильма «Чистыми руками».
Римская империя против даков. Пеплум Серджиу Николаеску под названием «Даки» был одним самых дорогостоящих кинематографических проектов в Румынии 1960-х и пользовался большим успехов — как у румынских, так и советских зрителей.
Советская кинопресса отнеслась к «Дакам» вполне благосклонно.
Кинокритики Инна Соловьева (1927-2024) и Вера Шитова (1927-2002) писали на страницах журнала «Искусство кино» о фильме «Даки» так:
«Существует понятие мировых стандартов. В науке и на производстве это очень уважаемое понятие. Фильм «Даки» отвечает мировым стандартам «большого исторического фильма». Суперколоссс не из самых крупных, но вполне добросовестный. По отношению к положенным в его основу былым событиям едва ли не из самых добросовестных — притом что вообще-то у постановщиков, работающих в этом жанре, даже у самых сведущих, всегда прорывается едва ли не болезненная потребность в отсебятинах-анахронизмах: они с такой же одержимостью втискивают на экран персонажей со школьно-известными именами, как и нарушают всякую хронологическую правдоподобность их появления (допустим, в «Спартаке» откуда ни возьмись — жирный и цинический старик Гай Гракх, в истории погибший молодым и суровым героем гражданских доблестей лет за пятьдесят до восстания фракийца...).
Серджиу Николаеску с фактами и именами вежлив… Фильму присуща мера в постановочном размахе и скромная тщательность во всем — от исторических костюмов до следования канонам жанра. Никакого «соревнования с Вандербильдтихой», соорудившей «Клеопатру», никакого состязания в расходах и блеске приглашенных звезд, но ясное знание, что фильмы такого рода не получаются без известных актеров (и у румын играет Мари-Жозе Нат) и, главное, без накопления «массы»… Картина вся выполнена со знанием дела и чисто. Она не притворяется ничем другим, есть то, что она есть. Не выдает себя за реконструкцию прошлого, не предается философствованиям над истоками национального характера, как не предается и проблемам иным. В ней есть отлично слаженные ударные сцены, опять же не соревнующиеся с бравурной классикой гонки колесниц и морского боя из «Бен-Гура» или другой гонки колесниц из «Падения Римской империи», но знающие их опыт и успех. Так снята сцена засады и разгрома римской конницы в ущелье. Очень хороша особая подлинность — подлинность чистой работы постановщика и спортсменов, работы, чистота которой не запятнана настоящей кровью животных и где самый жестокий, самый ближний план боя всегда сохраняет благородный оттенок своей почти балетной разыгранности. «Даки» принадлежат кинематографу открытой условности. В таком качестве эту картину можно принимать или не принимать» (Соловьева, Шитова, 1967: 116).
Уже в XXI веке кинокритик Денис Горелов отметил, что, «кажется, Николаеску сделал для своих даже больше, чем де Голль для побитых французов, хотя куда уж больше. Даки молчаливы и мужественны. Они говорят пословицами и ни перед кем не ломают лыжной шапки-«петушка». Они, как митьки, никого не хотят победить, но все время побеждают. … Как и индейская серия, это было кино несказанно красивого жеста» (Горелов, 2019: 155-156).
Киновед Александр Федоров
№ 5.
Колонна / Columna. Румыния-ФРГ, 1967. Режиссер Мирчя Дрэган. Сценарист Титус Попович. Актеры: Ричард Джонсон, Антонелла Луальди, Иларион Чобану, Амедео Наццари, Амза Пелля, Франко Интерленги, Флорин Пьерсик и др. Прокат в СССР – с 3 августа 1970: 19,4 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии: 10,5 млн. зрителей.
Режиссер Мирчя Дрэган (1932-2017) ставил фильмы разных жанров, включая исторические драмы («Колонна», «Род Шоймаров», «Братья Ждер», «Штефан Великий»). Но самым популярным его фильмом в СССР стала историческая драма «Колонна», как бы продолжающая историю, рассказанную в фильме «Даки».
… 106 год нашей эры. Война Римской империи захватывают столицу даков. Римский император Траян получает отрубленную голову царя даков Децебала… А дальше в фильме возникает горькая мысль о безысходности проигравшей гордой нации, которой приходится подчиниться победителям…
В год выхода этого фильма в советский кинопрокат кинокритик и сценарист Владлен Кагарлицкий (1924-1998) напоминал читателям, что «это было время, когда приближался закат Римской империи, но великий Рим еще был в состоянии завоевывать новые земли и новые народы. … В фильме, очень помпезном и в тоже время сурово реалистичном, много истине волнующих эпизодов. Вот сцена тайной воинской учебы юных дакийцев. За промах в стрельбе из лука достается даже внуку великого Децебала. Мальчики не плачут от наказаний, и когда приходит их час, достойно показывают себя в бою. Сложна линия взаимоотношений Тиберия и знатной дакийки Андрады. Оставшийся строить в горах крепость Тиберий против насилия, он хочет подружиться с местным населением, сделать его своим помощником. Отчасти Тиберию это удается — Однорукий и его друзья становятся верными слугами Тиберия. Но гордая Андрада долго не поддается на его уговоры. И даже когда она полюбила благородного римлянина, ей больно переносить то, что он и сына назвал римским именем, и все окрест хочет переделать на римский лад…» (Кагарлицкий, 1970).
Киновед Александр Федоров
Подробно о самых кассовых фильмах можно прочесть (бесплатно, без регистрации, логина и пароля) в моей книге:
Федоров А.В. 1000 и 1 зарубежный лидер советского кинопроката (1945-1990). М.: ОД «Информация для всех», 2026. 1001 с. https://ifap.ru/library/book705.pdf