Найти в Дзене
Журнал VictoryCon

В ТЮЗе имени А. Брянцева отметили юбилей народной артистки РФ Ирины Соколовой

Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном...»

«Театр особого назначения», - так сказал о Театре юного зрителя его основатель и первый руководитель Александр Александрович Брянцев. В особом театре - особые служители: те, кто несет на себе совсем не детскую ответственность, те, кто ни словом, ни жестом, ни сердцем не имеют права солгать, сфальшивить, притвориться или схалтурить. У них - особое предназначение: пробудить в юном существе самые добрые, самые искренние, самые тонкие и чистые чувства, основанные на любви, любви к театру.

-2

Так стоит ли удивляться тому, что солнечную, лучистую, бесконечно одаренную Ирину Леонидовну называют душой, сердцем, музой и талисманом петербургского ТЮЗа? Нежная Офелия и Маленький принц с чистым сердцем, грустным философским взглядом на жизнь, своенравная, независимая Кошка, которая гуляет сама по себе и сильная девочка Настя, в образе которой, кажется, сосредоточена вся душевная боль людей, переживших блокаду, задорный, неунывающий Конек-горбунок, который всегда спешит на помощь, и бойкий, предприимчивый Кот, обхитривший страшного Людоеда ради своего нерасторопного хозяина... Всего больше ста ролей!

-3

И, конечно, заботливая, мягкосердечная, хлопотливая Пульхерия Ивановна из «Старосветских помещиков», нежно опекающая и по-дружески подтрунивавшая над своим славным добродушным Афанасием Ивановичем. За основу юбилейного вечера «И жизнь, и слезы, и любовь» режиссеры Аскольд Конович и народный артист России Валерий Дьяченко взяли именно этот спектакль - основанный на любви, чутком внимании и бережном участии. И недаром: постановка покорила не только искушенных петербургских театралов, но и участников международного театрального фестивале в Авиньоне Эта душевная забота двух любящих и любимых персонажей как драгоценный дар передается зрителям, коллегам, друзьям.... Всем, кто пришел поздравить актрису с юбилеем - цветами, теплыми словами, да просто с нежностью и глубоким уважением в сердце.

-4

Эпизоды - воспоминания: о спектаклях, о близких и родных, о дорогих коллегах и великих учителях идут как фрагменты бесконечно теплой, красивой, наполненной самыми дорогими моментами, кинопленки.

Однако, недаром у Ирины Леонидовны так горит искрящийся лукавством и озорством взгляд: конечно, не обошлось и без шуток, забавно сотворенных всемогущим ИИ: так, зрителей немало повеселил диалог Гитлера и Геббельса - именно эту роль Ирина Леонидовна сыграла в фильме Александра Сокурова - по поводу того, кто ж круче: соколы фюрера или Ирина Соколова... А как приятно, когда с ожившего портрета хитро улыбается Александр Алексанрович Брянцев, удивляясь долгой и счастливой театральной жизни актрисы...

Ну, и практически на бис Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна перевоплотились во всенародно любимую Муху-цокотуху и удалого комара: ведь нынче Муха-цокотуха - именинница!

Очередь из желающих лично преподнести цветы, подарки, сказать добрые слова юбилярше «под музыку Вивальди,под старый клавесин» растянулась почти на всю сцену, но один, быть может, самый дорогой подарок был сделан накануне.

В театральной библиотеке состоялась презентация книги театроведа Татьяны Коростелевой «На два голоса: Ирина Соколова и Николай Иванов». Этот многогранный, бесконечно талантливый и нежно любимый не одним поколением зрителей творческий дуэт много лет определял работу главного детского театра города. В книге собраны воспоминания самих артистов, их коллег, писателей и журналистов.

-5

«О них написано очень много, но все же много есть и того, что можно сказать еще», - считает Татьяна Васильевна. Ее слова, несомненно, подтвердили выступления участников презентации.

«Я знаю Ирину Леонидовну давно, еще по по работе в Кировском районе: без «Мухи-цокотухи», в которой она, конечно, блистала в главной роли, ничего вообще не обходилось, - рассказала директор ТЮЗа имени А. А. Брянцева Светлана Лаврецова. - Жизнь нас сводит и разводит, но этот дуэт - не просто на два голоса: это два человека, которых невозможно в театральной истории вообще и в истории ТЮЗа в частности разъединить. Они - как два кита, на которых строилась вся репертуарная политика.

Для меня важно, что пока мы искали художественного руководителя ТЮЗа, именно Ирина Леонидовна исполняла его обязанности. А Николай Николаевич вообще был голосом театра, был человеком, без которого я, как директор, не могла принять никакого решения. Он являлся непререкаемым авторитетом для молодежи, потому что все, что он делал, все, что он говорил, всегда было очень обдуманно, серьезно, важно. И говоря сегодня об уходящей интеллигенции Петербурга, я понимаю, что эти два голоса - основа нашей истории.

У нас в зимнем саду есть сейф, в это сейф именно Ирина Леонидовна заложила свиток с наказом будущим поколениям. Очень жаль, что сегодня молодому поколению мы мало рассказываем о том, что такое внутренняя театральная дисциплина, мало делимся отношением к профессии: не дело, когда молодые актеры прибежали на сцену, отыграли и убежали: Ирина Леонидовна всегда приходила заранее, настраивалась на роль... Думаю, эта книга - первая ступень по дороге к обучению молодежи настоящему отношению к театру».

-6

Своими воспоминаниями поделились и коллеги актрисы. «Я вчера в очередной раз увидел кадры постановки «Тимме - ровесник мамонта», в котором играла Ирина Леонидовна: это был первый спектакль, который я посмотрел в ТЮЗе, во втором или третьем классе, - рассказал заслуженный артист России Борис Ивушин. - Мы пошли классом, без родителей, и я почувствовал тогда абсолютно немыслимую свободу и радость. Вчера я это увидел и подумал: «Господи, сколько же времени прошло с тех пор». Я пришел сюда мальчишкой и вот уже сколько десятков лет мы вместе - это большое счастье.

-7

Ну, а как только по телевизору идут фильмы с участием Николая Николаевича, выключить телевизор невозможно: он немыслимый красавец, безумно талантливый и органичный человек. Я ловлю себя на мысли, что я работаю в ТЮЗе, что мы вместе с ним играли на сцене много лет, и тогда для меня не существуют другие - очень хорошие актеры: я смотрю только на него. И - такого не было ни у кого - я - единственный человек, который сыграл отца Николая Николаевича в спектакле «В горах мое сердце»: я - тридцатилетний, и он - уже всеми обожаемый мэтр...

Когда мы приходим к родителям, нам всегда некогда и скучно, мы все время торопимся и бежим. Моя мама, которой уже нет много лет, как-то сказала: «Тебе уже неинтересно со мной. Я ведь старая». И я совершенно внезапно ответил: «Мама, я смотрю на тебя и всегда вижу тебя молодой. Брось свои переживания». Вот и Ирина Леонидовна для нас всегда молодая - как в «Тимме», не старше...».

-8

«Может быть, этот случай не совсем в тему, но все же расскажу: когда я был пионером, мне было дано задание найти бабушку, которая знала Ленина. Я ее нашел. И был этому искренне очень рад, - поделился воспоминаниями заслуженный артист России Сергей Шелгунов - Где-то там она под столом сидела, когда Ленин приходил к ним домой. И вот сейчас я думаю, что все мы так же счастливы от того, что мы -современники этого потрясающего явления: двух талантливейших людей, Ирины Леонидовны и Николая Николаевича.

Мое актерское начало отчасти - участие в нужном, «датском» спектакле «Опровержение» по пьесе Сергея Михалкова, о нем сейчас нечасто вспоминают. Я играл в нем английского полковника, который не пускает несчастных детей из Швеции на родину. Ирина Леонидовна была главным героем - мальчиком, который хочет к маме. В конце первого акта я ее вызывал, сидел за столом, она приносила мне фотографию: «Вот моя мама». Я должен был взять эту фотографию и наотмашь ударить ею мальчика. У меня до сих пор - мурашки, это было просто невообразимо тяжело, хотя,казалось бы, мы - актеры, коллеги... А Ирина Леонидовна в этот момент стояла спиной к залу и улыбалась...»

-9

... Ее называют легендой театрального Петербурга: от этого слова, честно говоря, веет чем-то холодным, тяжелым, мемориальным. Два юбилейных вечера - и Ирина Леонидовна: невероятно живая, с солнечным прищуром лукавых глаз, с теплой, ласковой, жизнерадостной улыбкой: не легенда, скорее, молодая душа и пылкое сердце «театра особого назначения»!

Елена Шарова
Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа