Найти в Дзене
Петровский двор

"Делила кость с собакой": девочку-маугли в 91-м случайно обнаружили, как Оксана Малая жила среди людей

История Оксаны Малой не похожа на сказку о Маугли. В ней нет романтики джунглей, благородных зверей и счастливого возвращения к людям. Это история запущенности, равнодушия и того, как легко ребёнок может исчезнуть — не физически, а человечески. Ближе к 1989 году о ней стали говорить во всем мире. Девочка, выросшая среди собак в украинской деревне, дала повод для размышления. Наука до сих пор не дала однозначного ответа: "Что делает человека человеком?" Оксана родилась в 1983 году в селе на Украине, в неблагополучной семье. Родители злоупотребляли алкоголем, дом был холодным, грязным и небезопасным для малышки. В какой-то момент ребёнка просто перестали замечать. Чтобы согреться и выжить, маленькая Оксана начала ночевать в собачьей будке. Там было тепло и безопасно, никто не бил и не кричал. Постепенно собаки стали для неё единственной социальной средой. Шли годы. Девочка почти не говорила, передвигалась на четвереньках, лаяла, рычала, ела из миски. Соседи подозревали неладное, но вмеша
Оглавление

История Оксаны Малой не похожа на сказку о Маугли. В ней нет романтики джунглей, благородных зверей и счастливого возвращения к людям. Это история запущенности, равнодушия и того, как легко ребёнок может исчезнуть — не физически, а человечески.

Ближе к 1989 году о ней стали говорить во всем мире. Девочка, выросшая среди собак в украинской деревне, дала повод для размышления. Наука до сих пор не дала однозначного ответа: "Что делает человека человеком?"

Детство, которого не было

Оксана родилась в 1983 году в селе на Украине, в неблагополучной семье. Родители злоупотребляли алкоголем, дом был холодным, грязным и небезопасным для малышки. В какой-то момент ребёнка просто перестали замечать.

Чтобы согреться и выжить, маленькая Оксана начала ночевать в собачьей будке. Там было тепло и безопасно, никто не бил и не кричал. Постепенно собаки стали для неё единственной социальной средой.

Шли годы. Девочка почти не говорила, передвигалась на четвереньках, лаяла, рычала, ела из миски. Соседи подозревали неладное, но вмешались слишком поздно.

Оксану обнаружили в пять лет, она полноценно жила среди собак.

Невозможность жить среди людей

К сожалению, обнаружение Оксаны не стало спасением. Слишком много времени она пробыла в другой среде. И покидать привычный для неё мир было слишком тяжело.

Она совершенно не понимала человеческую речь. Боялась смотреть в глаза, не любила прикосновений. Реагировала на звуки сразу, как это обычно делают животные — мгновенно и агрессивно. Ложилась спать прямо на полу, свернувшись в калачик. Социальные навыки сменялись инстинктами.

Психологи и врачи пожимали плечами, раньше об этом писали только в книгах: "критический период развития речи и мышления был упущен"

Можно ли «вернуть» человека?

Оксану поместили в спец интернат. С ней годами работали логопеды, психиатры, воспитатели. Её научили ходить прямо, пользоваться столовыми приборами, одеваться. Выучила простые фразы и элементарные правила поведения.

Разговаривать с девочкой было крайне сложно, речь была примитивной. Она не могла мыслить абстрактно. Эмоции появлялись резко и непредсказуемо.

Специалисты пожимали плечами и пришли к общему мнению "Она не стала «обычным человеком» — и уже никогда не станет."

Здесь нет вины врачей, просто они с этим никогда не сталкивались.

Взрослая жизнь

На сегодняшний день Оксана Малая — взрослая женщина, живёт под присмотром в специальном заведении, работает на ферме. Всегда рядом с животными, рядом с ними она чувствует себя спокойно.

Она может поддерживать простой разговор, но не способна жить самостоятельно. У неё нет семьи и обычных социальных связей, нет той жизни, которую мы считаем нормальной.

Порой журналисты умудряются брать у Оксаны короткие интервью. В них нет драматических признаний. Нет злости. Есть лишь фразы, простые и прямые — так, как говорит человек с тяжёлым прошлым.

Почему подобные истории пугают

История Оксаны Малой пугает не потому, что она «девочка-Маугли», а то что в этой истории "нет экзотики". Это не дикая природа, не джунгли и не легенда.

Это деревня, соседи вокруг и взрослые, которые видели и не вмешались.

Случай с девочкой ещё раз доказывает, что человек не рождается социальным существом — им становятся; любовь, элементарная речь и контакты — не дополнение, а необходимость, а некоторые упушения в детстве необратимы.

Оксана Малая жива, хоть её не исцелили. История говорит о том, что дети не выживают сами по себе, а самое страшное насилие — это не жестокость, а "долгое равнодушие".

Новые публикации на канале Петровский двор